1200h90 2

Пилотную серию «Приключений Электроника 2» уже снимают. Но выход фильма под вопросом из-за сюжета

В конце августа братья Торсуевы, исполнители ролей Электроника и Сыроежкина в фильме 1980 года, заявили о работе над продолжением фантастической истории с их участием. Только сюжет заставляет сомневаться в том, что премьера состоится. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

f389f0be95b617478c3a07eb45b56a22

Предсказал будущее

В мае 1980 года, в советских дворах, когда игры в футбол и прочие забавы были в самом разгаре, мамы открывали форточки и выкрикивали что-то вроде: «Петя! Гриша! Надя! Домой! Началось!» И вся детвора как по команде бежала к телевизорам.

Через некоторое время ребятня вновь появилась на игровых площадках, в беседках, на лавочках и обсуждала увиденное. Так страна смотрела новый телевизионный трехсерийный фильм «Приключения Электроника». Каждому забавно и интересно было бы представить себя на месте Сыроежкина. Шутка ли: в фильме вместо парня в школу ходит точная его копия — робот, обладающий не только уникальными знаниями, но и недюжинной силой. Кино давало возможность каждому пофантазировать, какой бледный вид имели бы их школьные обидчики и как изменились бы в лицах учителя, ранее не разглядевшие их талантов, окажись они на месте Сыроежкина!

Конечно, кроме почвы для фантазии картина привлекла приключенческим сюжетом. Ведь Электроника похищает мафия, надеясь с его помощью ограбить музей.

События в картине были привязаны к настоящему времени. В повестях Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси — неуловимый друг» (1971), по мотивам которых сняли кино, время действия перенесено в ХХI век. Фантаст точно угадал некоторые предметы быта грядущего, такие как жидко-кристаллические тонкие экраны, видеотелефоны в карманах учеников — все то, чем сегодня мы в действительности пользуемся. Поэтому, невольно хочется дать совет: хотите узнать будущее — читайте фантастику!

Не по блату

Большой дилеммой для режиссера Константина Бромберга стал выбор актеров на роли Сыроежкина и Электроника. Сначала киношники были уверены: снимут в обоих образах одного человека. Но постановщик настаивал на близнецах. Одесская киностудия бросила клич по всему СССР и в приморский город потянулись сотни пар мальчиков, как две капли воды похожих друг на друга.

na semkah2Братья Юрий и Владимир Торсуевы учились в московской школе № 23 и не отличались примерным поведением. Юрий даже состоял на учете в милиции как хулиган. Но завуч школы относилась к обоим с особой теплотой и вниманием. Возможно, из любви к детям… Правда, существовал один нюанс: папа близнецов Юрий Владимирович Торсуев занимал должность секретаря ЦК ВЛКСМ. То есть был одним из руководителей всесоюзного комсомола. Из таких кресел, как правило, в скором времени чиновники перемещались в кабинеты партийных руководителей высшего звена. Поэтому об истинных мотивах особой заботы завуча о братьях остается догадываться.

Именно завуч попросила их зайти к ней в кабинет после уроков. О поиске близнецов она узнала из газеты и решила в очередной раз удружить ребятам, сообщила их папе, что ищут юных актеров — лишний повод пообщаться с влиятельным человеком. И вскоре Юра и Володя оказались в Одессе. В очереди на кастинг они числились под номером 368. Теперь все зависело только от ребят. Они должны были обладать вокальными данными, играть на гитаре, быть пластичными, хорошо двигаться в танце, управлять мопедом.

В качестве пробной сцены им предложили разыграть диалог в гараже, где герой объясняет роботу, что значит быть человеком. После проверки всех умений и качеств их утвердили. Володя по типу темперамента и серьезности казался старше брата, поэтому уступил роль Электроника ему. Бромберг, в силу все той же Володиной серьезности, поменял братьев местами. Владимир играл Электроника, Юра — бесшабашного задорного Сыроежкина.

elektronik

Сила монтажа

Съемочный период в Одессе длился 8 месяцев. Торсуевы жили в гостинице, в свободные от работы в кадре дни посещали одесскую школу в свободном режиме. Отметки им ставили автоматом, не придирались.

Каждую неделю мальчишкам осветляли кудри перекисью водорода. Они и сегодня считают, что рано облысели именно в связи с этим.

В подростковом возрасте на человека сильно влияет среда, круг общения. Поскольку в съемочной группе да и в школе многие были коренными одесситами, в какой-то момент окружающие заметили: у главных героев появился одесский говор, да и голоса начали ломаться в связи с переходным возрастом. Поэтому, когда дело дошло до озвучивания, для обоих пришлось искать дублеров. Сергею Сыроежкину свой голос подарила актриса Ирина Гришина, а Электроника озвучила Надежда Подъяпольская. Пели за кадром за них Елена Камбурова и Елена Шуенкова, естественно, сымитировав мальчишеский тембр.

Кино ведь не снимается в том порядке, в котором мы его видим. Финал могут запечатлеть в начале работы, первые сцены — в конце. А подростки часто начинают резко расти, расширяться в плечах. Братьям много раз перешивали школьную форму, но на монтаже в связи с их взрослением в течение съемок обнаружилась масса нестыковок. Нельзя соединять кадры, где один и тот же человек пребывает в заметно разной физической форме. К счастью, советская школа режиссеров монтажа воспитала мастеров своего дела, в основном женщин, которые могли умело тасовать дубли и ракурсы.

na semkah

На съемках

Ад популярности

После премьеры на братьев обрушилась лавина славы. Родители несколько раз меняли номер домашнего телефона, чтобы никто не звонил, желая услышать голоса кумиров. На их почту пришло более 80 тысяч писем, которые в мешках стояли в квартире. В окна бросали не только цветы, но и камни. Ребят поджидали возле подъезда, девушки набрасывались на лестничной клетке.

В школе не все педагоги были снисходительны, а год фактического пропуска учебы не мог не сказаться на знаниях. Какие-то ровесники смотрели на ребят с восхищением. Шпана постоянно пыталась проверить, кто из них Электроник. Приходилось отбиваться.

До окончания школы они вместе снялись в еще одной картине «Незнайка с нашего двора» (1983). Участвуют они в кинопроцессе по сей день в ролях второго плана. На счету Владимира после распада СССР 13 картин, у Юрия 17 ролей.

Где братья только ни работали. Владимира занесло на «Норильский никель», где он занимался вопросами, связанными с таможенным оформлением продукции. Вели общий бизнес, открыли автосалон, но с большими деньгами пришли большие проблемы. Несколько лет пришлось скрываться за рубежом. Вернувшись, занимались тюнингом автомобилей и даже ездили по стране, встречались со зрителями, которые их помнили. Заветной мечтой всегда оставалось участие в продолжении ленты про Электроника.

Не тем путем

Режиссер Константин Бромерг до своей кончины в 2020 году не просто мечтал, а действовал, стремясь снять следующие части фантастической истории. В начале 2000-х на финансирование дал добро Михаил Ходорковский, но вскоре был осужден. Другие «добрые люди» развернули целую кампанию по сбору средств на съемки, Бромбергу казалось, что работа вот-вот начнется. Однако сборщики оказались аферистами и скрылись с деньгами.

В 2010 году режиссер объявил, что продолжение снимет в США. Но это ничем не закончилось. Зато канал СТС сделал 40-серийный молодежный сериал «Нанолюбовь». В нем вместо подростка и его копии-робота действует студентка Нина и робот Нана.

bratya TorsuevyВ конце августа 2022 года братья Торсуевы официально заявили: снимается пилотная серия продолжения полюбившегося фильма. Рассказали о сюжетных перипетиях. Исходя из их рассказа, в новом фильме, профессор Громов, поставив Электроника на подзарядку в тайном месте, умер еще в советские годы. Робота активировали через 40 лет благодаря 50-летнему Сыроежкину. Поскольку Элик биологическая машина, его тело тоже старело, он предстал в образе взрослого мужчины, но с интеллектом 13-летнего парня. На этом строятся изначальные коллизии и комедия положения. Дальше складывается впечатление, что авторы внимательно пересмотрели фильм «Пятый элемент» (1997), где пришелица Лилу мгновенно просветилась благодаря интернету, и, узнав о жестокости людей, впала в транс. Тут, со слов Торсуевых в интервью «Комсомольской правде», Электроник точно так же подключился к интернету, апгрейдился и с ужасом сказал Сыроежкину: «Что вы творите? Это же не по-человечески!» Далее братья поясняют, что речь о событиях в Белом доме в 1993 году, о вооруженных конфликтах в Чечне и вообще войне… Прямо скажем: неожиданный поворот, способный повлиять на судьбу картины.

Справедливее всего не втягивать героев любимого многими фильма в политику. Они для зрителей так и живут там, где «Только небо, только ветер, только радость впереди», как пелось в центральном хите ленты. Так пусть там и остаются.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Серийный МАЗ-500, «Баня» Маяковского, скандал на рок-фестивале Тбилиси-80. Этот день в истории: 16 марта

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 16 марта в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1870 год. В России на нижегородском Сормовском заводе пущена первая мартеновская печь

e8ieyc5vq5q

Она была названа в честь ее изобретателя — французского металлурга Пьера Мартена. Печь предназначалась для переработки чугуна и лома в сталь нужного химического состава и качества. Она позволяла контролировать качество металла и вносить в него необходимые добавки.

Мартеновскую печь на Сормовском заводе построил инженер Александр Износков. Она имела небольшие размеры и вмещала всего 1,5 т металла.

С тех пор мартеновские печи стали неотъемлемой частью черной металлургии России, благодаря им проходила индустриализация, с их помощью ковалась победа в Великой Отечественной войне:

Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей…

С 1970-х производство мартеновских печей было остановлено, а в 2010-м все подобные печи для выплавки стали в России прекратили работу.

1905 год. Главнокомандующего русской армией Алексея Куропаткина снимают с должности после поражения под Мукденом

Его преемником на высшем посту стал престарелый генерал Николай Линевич, участвовавший еще в Кавказской и Русско-турецкой войнах. Куропаткину же отдали под начало реорганизованную 1-ю Маньчжурскую армию.

Полководческий талант Куропаткина оценивался в советской историографии невысоко. «Не обладая талантом крупного военачальника, проявил нерешительность в руководстве войсками. Боязнь риска, постоянные колебания, неумение организовать взаимодействие отд. соединений, недоверие к подчиненным и мелочная опека характеризовали стратегию Куропаткина, что было одной из гл. причин поражения в рус.-япон. войне 1904-05», — сказано в Советской исторической энциклопедии.

Современные исследователи несколько благосклоннее к действиям генерала и указывают на объективные обстоятельства, не позволившие ему в полной мере реализовать свои тактические замыслы. Это касается и стоившей Куропаткину должности главкома Мукденской битвы — самого продолжительного и кровопролитного сражения той войны.

Вместе с тем вспоминаются слова генерала Михаила Скобелева, сказанные в свое время Куропаткину: «Помни, что ты хорош на вторые роли. Упаси тебя Бог когда-нибудь взять на себя роль главного начальника; тебе не хватает решимости и твердости воли… Какой бы великолепный план ты ни разработал, ты никогда не сумеешь довести его до конца».

После заключения мира солдаты на эшелонах возвращались в Россию, но это была уже другая армия — народ понял бездарность своих командиров и взбунтовался.

Николай Воронович «Русско-японская война. Воспоминания», Нью-Йорк, 1952:

«По Сибирской дороге двигался в Россию буйный поток солдатской массы, не признававшей никакого начальства, не терпевшей никаких возражений, привыкшей в Манджурии грабить «китаев» и продолжавшей теперь, по инерции, грабить своих русских лавочников. Деморализация, начавшаяся в армии после мукденского поражения, достигла своего апогея. Злоба, накапливавшаяся месяцами, прорвалась наружу в самых уродливых формах. Не желая разбираться в том, кто являются виновниками их 20-ти месячной страды, запасные вымещали свою злобу на каждом, кто являлся каким-либо начальством или носил «ясные погоны». Начальство, растерявшееся от этого неожиданного бунта столь покорных и послушных до сего «землячков», не умело и не могло успокоить разбушевавшуюся стихию. И потребовались карательные поезда Ренненкампфа и Меллер-Закомельского, чтобы остановить этот двигавшийся с востока бурный поток, угрожавший залить Россию кровью и огнем пожаров».

1930 год. Премьера «Бани» в театре Мейерхольда

135165d0fr

Роль Победоносикова исполнял Максим Штраух, фосфоресцирующей женщины — Зинаида Райх, репортера Моментальщикова — Валентин Плучек, в будущем знаменитый режиссер, а тогда еще совсем молодой актер. В 1953 г. Плучек поставит «Баню» в Московском театре сатиры.

Пьесу Маяковского опубликовали еще до постановки в ноябрьском номере журнала «Октябрь» за 1929 г. Зрители, пришедшие на премьеру, восприняли спектакль равнодушно. Позже актер Игорь Ильинский вспоминал: «Я видел Владимира Владимировича на премьере в театре Мейерхольда… После спектакля, который был не очень хорошо принят публикой, Маяковский, остро переживавший [свой провал], стоял в фойе один и смотрел каждому выходящему из театра прямо в глаза».

«Шестиактная драма с цирком и фейерверком» (согласно подзаголовку), высмеивающая общественные пороки того времени — бюрократизм, приспособленчество, пустословие, «коммунистическое чванство», вызвала резкую критику в советской печати, особенно со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей.

Пьесу в том же 1930 г. еще успели посмотреть белорусские и украинские зрители — во время гастролей театра Товстоногова. А потом по политическим соображениям постановку запретили и сняли из репертуаров всех театров.

Травля достигла цели — через месяц не стало Маяковского, а Мейерхольда через несколько лет арестовали и расстреляли как врага народа.

1965 год. С главного конвейера Минского автозавода сходит первый серийный автомобиль марки МАЗ-500

maz 500 1015789

Это была принципиально новая машина, выгодно отличавшаяся от собратьев по классу. Во-первых, кабину автомобиля расположили над двигателем (капот как таковой исчез). Во-вторых, машину оснастили новым мощным двигателем. На МАЗ-500 устанавливали 5-ступенчатую коробку передач и гидроусилитель руля.

Несмотря на небольшое внутреннее пространство кабины, там было установлено спальное место. Механизм откидывания кабины упрощал обслуживание мотора. Когда «МАЗ» уже вовсю сходил с конвейера, таких грузовиков в Европе почти не было, автозаводы Германии и Швеции только приступали к выпуску подобных моделей.

Что знаменательно, МАЗ-500 полностью проектировался и собирался в белорусской столице. За успешное внедрение в производство данной модели в 1966 г. Минский автомобильный завод был награжден высшей государственной наградой — орденом Ленина.

На основе этого грузовика впоследствии выпустили множество модификаций — и седельные тягачи, и самосвалы, и лесовозы, и даже первый в Советском Союзе магистральный тягач. Однако в процессе эксплуатации МАЗ-500 потребовал доработки. И уже в 1970 г. в серийное производство вышел МАЗ-500А с чуть меньшими (зато полностью европейскими) габаритами, увеличенной грузоподъемностью и максимальной скоростью. Третий и последний раз МАЗ-500 модернизировали в 1977 г. И то незначительно: изменился лишь внешний вид радиатора, а грузовая платформа стала цельнометаллической.

По сей день эти грузовики-труженики, давно снятые с производства, можно встретить на дорогах не только бывшего СССР, но и стран дальнего зарубежья.

1980 год. Группы «Машина времени» и «Магнетик бэнд» становятся победителями первого официального всесоюзного рок-фестиваля

mashinavremeni2024

Рок-фестиваль «Весенние ритмы. Тбилиси-80» проходил с 8 по 16 марта под эгидой Министерства культуры СССР в столице Грузии и стал важнейшим событием в истории советского рока.

Целью мероприятия был заявлен поиск новых талантов в советской музыке. Хотя участники не воспринимали это событие как конкурс, фестиваль имел конкурсную программу и жюри под председательством Юрия Саульского, в состав которого вошли Гия Канчели, Константин Певзнер, Владимир Рубашевский, Аркадий Петров и другие. Именно жюри определяло тройку победителей.

Первое место разделили московская группа «Машина времени», представившая песни «Хрустальный город» и «Снег» Андрея Макаревича, и таллинский коллектив «Магнетик бэнд», исполнивший песни «Леди Блюз» и «Трубадур на магистрали» своего лидера Гуннара Грапса.

Второе место присудили московской группе «Автограф» (песня «Ирландия, Ольстер», авторы — Александр Ситковецкий и Маргарита Пушкина) и ВИА «Гуне́ш» из Ашхабада (туркменская народная песня «Река Туни»).

Третье место разделили сразу четыре коллектива: саратовский «Интеграл» под руководством Бари Алибасова, грузинский «Лабиринт», украинский «Диалог» Кима Брейтбурга и рижский «Тип-Топ» Иманта Пауры.

В фестивале участвовал и ленинградский «Аквариум». Лавров группа не удостоилась, зато отметилась громким эксцессом. Грузинское телевидение вело видеосъемку фестиваля ровно до того момента, как на сцену вышла команда Гребенщикова. Музыканты нацепили на свои костюмы значки с вызывающими надписями, но этим не ограничились. Во время исполнения песни Гребенщиков лег на сцену, положив гитару между ног. Сева Гаккель поставил на Гребенщикова виолончель, а фаготист Александров изобразил автоматную очередь в сторону зала. Жюри сочло выступление непристойным и углядело в нем намеки на гомосексуализм. Группу дисквалифицировали за неподобающее поведение на сцене. О скандале в Тбилиси стало известно в Ленинграде, причем рапортующие о нем с удовольствием преувеличивали масштабы «бедствия». По возвращении скандальных музыкантов лишили репетиционного места, а самого лидера — должности лаборанта и членства в ВЛКСМ.

В 1981 г. фирма «Мелодия» выпустила двойной альбом «Лауреаты фестиваля «Весенние ритмы. Тбилисти-80», в котором были представлены все песни в исполнении лауреатов, за исключением почему-то песен группы «Тип-Топ».

2015 год. На 93-м году жизни у себя на родине в Узбекистане умирает Камолжон Тургунов, последний защитник легендарного Дома Павлова в Сталинграде

08wtwdoc2gk

Дания сопротивлялась фашистам 6 часов, Люксембург — 1 день, Нидерланды — 6 дней, Югославия — 11 дней, Бельгия — 18 дней, Греция — 24 дня, Польша — 27 дней. Дом Павлова в Сталинграде держался 58 дней!

Дом Павлова — жилой 4-этажный дом, в котором держала оборону группа советских бойцов численностью всего около 30 человек. Немцы же думали, что им противостоит целый батальон. И немудрено. «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа», — писал в воспоминаниях маршал Василий Чуйков.

Обороной руководил старший сержант Яков Павлов, отсюда и название дома. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма советских солдат.

Одним из 30 воинов, державших оборону, был стрелок противотанкового ружья Камолжон Тургунов из узбекского села Барданкуль в Туракурганском районе. После Сталинградской битвы он принимал участие в освобождении Украины, Беларуси, Румынии, Венгрии. Победу встретил в германском Магдебурге. Вернувшись домой с двумя ранениями, работал в родном селе трактористом. В Узбекистане ему посвящен документальный фильм «Долгая дорога домой», снятый известным в стране кинооператором и режиссером Давраном Салимовым.

Тургунов умер в окружении любящих его домочадцев. У 93-летнего фронтовика было 14 детей, 62 внука и 85 правнуков. По словам одного из его сыновей, Самигжона Тургунова, отец всех их очень любил, относился с нежностью. Той весной очень хотел побывать на параде 9 мая в Москве, на праздновании 70-летия Великой Победы. Не довелось.

Какие нарушения фиксируют камеры в автоматическом режиме, рассказали в ГАИ

Обработка нарушений ПДД, зафиксированных техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, осуществляется сотрудниками отдела обеспечения функционирования систем автоматической фиксации правонарушений МВД, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в главном управлении ГАИ МВД.

pavel rusak 9 of 12

Данное подразделение МВД обрабатывает нарушения, зафиксированные камерами по всей Беларуси. На сегодняшний день техническими средствами фиксируются: превышение скоростного режима, в том числе и средняя скорость движения на участке; участие в дорожном движении транспортных средств, в отношении которых не выдан допуск к участию в дорожном движении; нарушение правил остановки и стоянки; движение по полосе общественного транспорта в случаях запрета такого движения.

Механизм фиксации нарушений ПДД техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, для каждого правонарушения уникален. С учетом специфики нарушения закладываются различные алгоритмы его фиксации и привлечения виновного к ответственности.

— В своей работе сотрудники ГАИ также активно используют функционал республиканской системы мониторинга общественной безопасности (РСМОБ), — рассказал начальник отделения цифровизации главного управления ГАИ МВД Виталий Сауц. — Она дает возможность выявлять нарушителей по фотоизображениям лиц и регистрационным знакам транспортных средств. С помощью РСМОБ ведется работа по установлению фактов управления транспортными средствами водителями, лишенными такого права. Функционал системы также позволяет устанавливать обстоятельства совершенных ДТП и нарушений ПДД, осуществлять розыск транспортных средств, водители которых оставили место происшествия, фиксировать в автоматическом режиме факты нарушений правил остановки и стоянки. Следующая задача — это внедрение функционала РСМОБ, позволяющего фиксировать нарушения, связанные с невыполнением водителями транспортных средств требований сигналов светофоров на перекрестках, пешеходных переходах и железнодорожных переездах.