Пилотов сгоревшего в Шереметьево «Суперджета» не готовили к действиям в такой ситуации

К трагедии в Шереметьево, когда в результате жесткой посадки и пожара «Суперджета» погиб 41 человек, привели ошибки пилотов воздушного судна, которых не тренировали, как нужно действовать в подобной ситуации. К такому выводу пришло издание «Фонтанка», проанализировав официальные выводы комиссии по расследованию этого происшествия, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Как установила комиссия, полет «Сухого Суперджета 100», отправившегося 5 мая из Москвы в Мурманск, лишь пять минут продолжался в штатном режиме, четыре из которых вел автопилот. Затем в самолет ударила молния, автосистема отключилась и управлять лайнером пришлось пилотам вручную.

Управление воздушным судном принял на себя командир Денис Евдокимов, ассистировал ему второй пилот Максим Кузнецов. Командир принял решение о возврате в порт вылета.

Предстоял самый сложный этап — посадка. Существует классический способ приземления самолета с носовой стойкой: сначала он касается полосы двумя задними стойками, затем опускается носовая. Первое же касание «Суперджета» произошло сразу на три стойки: Денис слишком энергично двигал боковой ручкой управления, пытаясь то поднять, то опустить нос самолета, корректируя таким образом вертикальную скорость перед касанием. Из-за возникшей двойной перегрузки самолет подскочил в воздух на 2 метра. В такой ситуации, согласно инструкции, пилоты должны были уйти на второй круг, но они этого не сделали.

«Через две секунды на приборной скорости 155 узлов (287 км/ч) произошло повторное приземление самолета с опережением на переднюю стойку шасси с вертикальной перегрузкой 5,85G, говорится в расшифровке бортовых самописцев, — после чего самолет опять отделился от полосы на высоту 18 футов (6 метров). Третье приземление произошло на скорости 140 узлов (258 км/ч) с вертикальной перегрузкой не менее 5G. Последовало разрушение конструкции с проливом топлива и пожар».

По утверждению пилотов летного отряда «Сухой Суперджет 100» авиакомпании «Аэрофлот», с которыми удалось пообщаться «Фонтанке», действия их коллег перед касанием полосы соответствовали уровню специалиста, который толком не научился управлять данным типом воздушного судна. Собственно, так оно и было: пилотов никто не обучал соответствующим действиям. В течение многих часов они отрабатывали на комплексном тренажере, полностью имитирующем кабину самолета этого типа со всеми системами и особенностями управления, самые разные модели ситуаций, но только не такую, в какой оказались в тот роковой день. Ни в одном из документов по подготовке не обнаружилось упоминания об отработке управления самолетом «Сухой Суперджет 100» в Direct mode в ситуации, когда пилоты остаются без помощи всех автоматических систем.

Время на тренажерах для авиакомпании стоит дорого, поэтому все предусмотренные программой тренировки ситуации пилоты проходят добросовестно, а на «факультативные» нет ни денег, ни времени.

К самому же «Суперджету» у пилотов «Аэрофлота» претензий нет. Конечно, говорят они, отказы систем случаются, но такое бывает и со всеми другими типами самолетов.

Фото Сергей Фадеичев/ТАСС

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ