1200 90

Писатель-фронтовик, журналист, летописец минского подполья. К 105-летию Ивана Новикова

Его называли уникальным летописцем минского подполья. 26 января исполнится 105 лет со дня рождения писателя и журналиста Ивана Новикова.

Руины стреляют…

novikovМного лет назад в интервью белорусскому литературоведу Алексею Гордицкому Иван Новиков говорил: «У нас доўгія гады была занядбана тэма гераізму. Гаварылі, што вайна — гэта гісторыя, мінулае і не варта клапаціцца ў архіўным пыле. Калі я капнуўся ў гэтым пыле, то апынулася, што там — чалавечая кроў. Гераізм нашых людзей у вайну цяжка пераацэніць. Трэба шырэй паказваць героіку Вялікай Айчыннай вайны. У нас есць магчымасць яшчэ больш энергічна, больш на вопыце мінулага выхоўваць патрыятычныя пачуццi».

Иван Кабушкин, Владимир Омельянюк, Захар Гало, Виктория Рубец, Федор Живалев, Саша Макаренко, Володя Щербацевич, Иван Козлов, Варвара Матюшко, Александр Каминский, Исай Казинец, Василий Жудро, Евгений Клумов, Иван Матусевич, Николай Кедышко… Сегодня эти имена знакомы и дороги каждому минчанину, каждому белорусу. Все они герои минского подполья во время Великой Отечественной войны и герои документальной трилогии Ивана Новикова.

В 1959-м Иван Григорьевич начал работать над первой книгой о минском антифашистском подполье «Руины стреляют в упор». А через 15 лет, 26 июня 1974 года, накануне 30-летия освобождения Беларуси от немецких оккупантов, Минску присвоили почетное звание «город-герой».

Читатели «Минского курьера» старшего возраста, вероятно, знают, что это была инициатива и результат многолетних усилий первого секретаря ЦК КПБ Петра Машерова и его соратников. Часть партийно-советского руководства долгое время не признавала существования минского подполья.

Наибольшее сопротивление оказывал председатель Президиума Верховного Совета СССР, член Политбюро ЦК КПСС Николай Подгорный. Поговаривают, что Машеров даже воскликнул: «Не хотят они, чтобы наш Минск сравнялся с их Киевом!»

kniga

По документальным материалам Ивана Новикова, корреспондента газеты «Правда» по Беларуси, снят шестисерийный фильм «Руины стреляют…». Рассказанная автором история подпольной борьбы должна была пробить стену непризнания героизма белорусских подпольщиков в годы Великой Отечественной.

Заказал картину киностудии «Беларусьфильм» Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию. Ленту сняли в 1971-м. Рассказывают, что Подгорный потребовал, чтобы ему доставили фильм на дачу. Посмотрел и молча вернул, не дав никакой оценки. Очень осторожный председатель комитета СССР по телевидению и радиовещанию Сергей Лапин не решился допустить кино на экран без указания начальства и положил его на полку… почти на три года.

Слово генсека

В беседе с автором этих строк писатель Иван Новиков вспоминал, как Петр Машеров рассказывал ему о дальнейшем развитии событий. После одного из заседаний Политбюро ЦК КПСС он обратился к Брежневу: «Леонид Ильич, белорусские кинематографисты сняли очень интересный документально-игровой телефильм о минском подполье. Посмотрите, пожалуйста. Не пожалеете, что потратили время».

Брежнев предложил членам Политбюро: «Давайте завтра посмотрим вместе».

После просмотра Петр Миронович встал и опять обратился к Брежневу: «Леонид Ильич, у вас давно лежит проект указа о присвоении Минску звания города-героя. Поддержите, пожалуйста».

Генсек спросил у членов Политбюро: «Возражения есть?» Все молчали. Даже Подгорный как воды в рот набрал. «Тогда будем считать, что решение принято», — сказал Брежнев, пожав руку Машерову. Сразу добавил: «Договорились: указ будет обнародован накануне 30-летия освобождения Минска от фашистов».

Документальная повесть вернула из небытия имена героев минского подполья. Пяти из них в 1965-м посмертно присвоено звание Героя Советского Союза, были реабилитированы многие минские подпольщики. Разработка этой темы нашла продолжение в документальных повестях «Дороги скрестились в Минске» (1964) и «До рассвета близко» (1975), в исторических очерках «Бессмертие Минска» (1977) и «Минск — город-герой» (1986).

ruiny strelyayut

Кадр из фильма «Руины стреляют…»

Писатель-фронтовик

В начале Великой Отечественной военкомат направил И. Новикова в артиллерийское училище. С февраля 1942 года он уже командовал взводом управления «катюш». Боевое крещение Иван Григорьевич принял под Купянском. Он воевал на Юго-Западном, Южном, Сталинградском (участвовал в обороне Сталинграда), 4-м и 3-м Украинских фронтах. В 1944-м И. Новиков получил ранение в боях за венгерский город Секешфехервар. В рядах Красной армии начальник разведки дивизиона он был одним из освободителей Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии. Подразделение, которым он командовал, первым вошло в болгарский город Сливен. Позже Иван Григорьевич стал его почетным гражданином.

С 1946 года Новиков работал литсотрудником и с 1951-го — заведующим отделом газеты «Советская Белоруссия». В 1957-м был корреспондентом, а в 1965–1986 годах — заведующим корреспондентским пунктом газеты «Правда» в Белорусской ССР.

В 1975-м я стал автором рецензии на книгу Ивана Новикова «Да світання блізка». Во время встречи с ним меня поразили эрудиция писателя, логичность его суждений, принципиальность, настойчивость и стремление раскрыть горькую правду об истории минского подполья.

kadr

Отдельная история

Работать над темой было сложно. Дело в том, что некоторые партийные руководители, в том числе первый секретарь ЦК КП Беларуси Пантелеймон Пономаренко, председатель Президиума Верховного Совета БССР Василий Козлов, неоднократно звонили Новикову, уверяли, что писать книгу о минском подполье нецелесообразно. Мол, не было никакого подполья, а его труд — «искажение правды».

Помимо этого влияла дезинформация, запущенная в годы войны спецслужбами гитлеровцев.

В период оккупации, желая скомпрометировать народных мстителей, пустили слух, что они создали первый и второй составы минского подпольного горкома партии. Увы, долгое время этой фальшивке верили.

Прежде чем открыть горькую правду о героизме и трагедии руководства минских подпольщиков, Ивану Григорьевичу пришлось неоднократно разбираться в противоречивых фактах и оценках деятельности подполья. Нередко он сталкивался с нежеланием руководителей архивов Института истории партии при ЦК КПБ и КГБ БССР предоставить необходимые документы. Все изменилось, когда в 1965 году КПБ возглавил Петр Машеров. В 1974-м вместе с писателем Иваном Чигриновым Новиков стал лауреатом Государственной премии БССР за сценарий шестисерийного телефильма «Руины стреляют…».

Ивана Григорьевича не стало 22 февраля 2001-го — на 84-м году жизни.

И думается, только за его роль в присвоении Минску звания «город-герой» И. Новикову нужно поставить памятник в столице Беларуси.

Подготовил Эммануил Иоффе

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Мороз ночью и до +3 °С днем ожидаются в Беларуси 24 ноября

Облачно с прояснениями будет в республике 24 ноября, температура воздуха ночью составит -1…-7 °С, днем – -2…+3 °С, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на «Белгидромет».

22 10 2024 priroda osennie parki foto terehina 26 kopiya

Фото носит иллюстративный характер

В воскресенье местами по стране прогнозируются небольшой снег, не исключая мокрого, и слабый гололед, а ночью и утром – слабый туман. На отдельных участках дорог гололедица. Ветер будет умеренным, его порывов не предвидится.

В Бресте и Гродно в дневные часы ожидается +1…+3 °С, Минске, Витебске и Могилёве – -1…+1 °С, в Гомеле – 0…+2 °С.

В. Полякова-Макей о сотрудничестве с Мурманском: можем обменяться интересным опытом в сфере культуры

Вопросы сотрудничества в области культуры обсудили в Минске директор Белорусского государственного академического театра юного зрителя Вера Полякова-Макей и председатель комитета по культуре администрации города Мурманска Елена Крынжина, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

img 6102 kopiya

Культурная дружба между городами-героями началась 19 ноября, когда Белорусский государственный академический театр юного зрителя представил спектакль «Мастер и Маргарита» на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена» в Мурманске.

— Два года назад я приезжала на фестиваль «Арктическая сцена» со спектаклем «Каренина». Мы подружились с председателем комитета по культуре Еленой Крынжиной и другими известными деятелями культуры Мурманской области и договорились о встрече в Минске, — рассказала В. Полякова-Макей.

В фестивале поучаствовали 14 театров из России, Беларуси, Армении, Казахстана и Сербии. Коллективы привезли спектакли, основанные на всемирной классике и шедеврах русской литературы.

— На фестиваль мы не смогли привезти свои декорации: играли на белых простынях, тканях и стульях из подбора — только голый талант. Нас высоко оценили зрительское и профессиональное жюри. Дмитрий Климович получил награду за лучшую роль второго плана, а я — за лучшую женскую роль. Мы несказанно этому рады, — поделилась директор.

img 6092 kopiya

Международный театральный фестиваль «Арктическая сцена» организован Мурманским областным драматическим театром и региональным отделением Союза театральных деятелей России при поддержке правительства Мурманской области.

— Сегодня к нам приехала известный театральный деятель Елена Крынжина, и в нашем театре проходят переговоры по вопросам перспектив развития взаимодействия между театрально-зрелищными организациями Минска и Мурманска. Мы очень хотим организовать масштабные гастроли с Мурманском, так как уверены, что можем обменяться интересным опытом друг с другом в сфере культуры, —сообщила В. Полякова-Макей.

В Минске коллеги из Мурманска презентовали спектакль детской театральной школы «Дети военного Мурмана».

img 6113 kopiya

— Это не просто общение, а развитие связей между культурно-досуговыми учреждениями. Мы обсуждаем вопросы библиотечных систем, домов и дворцов культуры, взаимодействие музыкальных и театральных школ. И, конечно, речь идет о дополнительном образовании в сфере культуры. Я считаю, что это крайне важно, поскольку у нас общее культурное пространство, и в условиях Союзного государства открываются большие перспективы для взаимного культурного сотрудничества, — отметила Е. Крынжина.

После переговоров состоялся показ спектакля по пьесе Николая Гоголя «Женитьба».

— Это одна из наших последних премьер. Легкий, свежий и необычный спектакль, созданный молодым режиссером. Мы считаем, что молодые должны ставить спектакли для молодежи. Энергия такой режиссуры находит отклик как у юного зрителя, так и у старшего поколения. Наш слоган — «от 0 до 99 лет», и мы с радостью приглашаем зрителей всех возрастов на постановки, — подытожила директор В. Полякова-Макей.

Фото автора