Писатель Олег Ждан: жизнь — источник и вдохновения, и разочарования

Олег Ждан — признанный мастер прозы. За сборник рассказов и повестей «Гений» он удостоен Национальной литературной премии в этом году. Корреспондент агентства «Минск-Новости» встретилась с писателем и узнала о его творческих планах.

— Ваша книга «По обе стороны проходной» о заводчанах была издана в 1987 году тиражом 100 тысяч экземпляров. Успех не вскружил голову?

— Кружение несвойственно мне по натуре. Даже сейчас, когда вручали Национальную литературную премию, ничего такого не почувствовал. Был рад, и только.

— У вас очень звучная фамилия — Пушкин, но вы взяли псевдоним. Почему?

— А вот не решился подписываться такой звучной. Мать подсказала мне, что мой дед, священник Иван Константинович, до Октябрьской революции носил двойную фамилию — Ждан-Пушкин, часть которой по понятным классовым причинам отбросил. Так нашел себе псевдоним. Впрочем, несколько лет назад издал книжку для детей «Вы еще будете гордиться нами», которую подписал как Олег Ждан-Пушкин.

Как считаете, ваш путь в литературу был сложным? Знаю, что сначала вы учились в педагогическом институте, затем работали слесарем, инженером в Караганде и Братске, рабочим в литейном цехе МТЗ, редактором на Белорусском телевидении и студии «Беларусьфильм»…

— Слова «путь в литературу» хочется взять в кавычки, такого пути нет и быть не может. Простой или непростой бывает жизнь. У меня была непростой. Даже ваше перечисление моих перемещений говорит об этом. Рассказы начал писать, когда был студентом Могилевского педагогического института. Там в то время учились несколько парней, которые хотели заниматься художественной литературой, — Игорь Шкляревский, Борис Казанов, Бронислав Зубковский… Как-то я написал рассказ и дал прочитать Брониславу. Тот удивился: «Как это тебе удалось?» Тогда и понял, что не совсем бездарен и можно продолжать писать.

— Олег Алексеевич, герои многих ваших повестей и рассказов — наши современники, простые рабочие, представители интеллигенции. Ситуации, в которых они оказываются, весьма реалистичны. Какую роль играет художественный вымысел в создании сюжетов? Или главный источник вдохновения — сама жизнь?

Конечно, жизнь — источник и вдохновения, и разочарования. Сравниться с ее значением в создании сюжетов никакая фантазия не может. Тем более у писателей реалистического мышления. Но не будь художественного вымысла, сюжет замер бы на первой же сцене. Именно вымысел дает возможность сказать что-то существенное о жизни героев. И если реальная жизнь подсказывает идеи, то вымысел эти идеи развивает.

— Что же подтолкнуло вас к созданию исторических романов «Князь Мстиславский» и «Государыня и епископ»?

— Родина, древняя история моего города. Чего только не было в Мстиславле за последние 500 лет! Но мне удалось коснуться лишь некоторых эпизодов. В «Князе Мстиславском» — это история трудного правления и драматичной судьбы князя Михаила Жеславского. В небольшом романе «Государыня и епископ» — история посещения города российской императрицей Екатериной II. Как вы понимаете, для Мстиславля и губернии это было особенное событие, которое потребовало серьезной подготовки и вызвало большое волнение среди местных жителей.

— Как редактору отдела прозы в журнале «Нёман» вам доводится читать много рукописей. О чем пишут авторы и какие произведения имеют шансы быть опубликованными?

— О чем только ни пишут! Но назвать наиболее популярные темы не могу. Что касается шансов, то от тематики произведений публикация не зависит. Важны лишь сюжет и содержание.

— Сегодня среди молодежи набирают популярность литературные курсы. Может, подскажете, как нужно писать, чтобы читали?

— Нет, не подскажу, поскольку сам не знаю. Внутреннее чувство должно подсказать, на правильном ты пути или нет. Ну а литературные курсы — дело хорошее, если руководитель профессионал. Такой не станет хвалить напропалую, как это делают родственники и друзья, а скажет правду. Правда и есть лучшая подсказка молодому человеку, который выбирает путь.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ