Площадь Победы, переход возле ГУМа и Каменная Горка – где в Минске уличным музыкантам платят больше

Неотъемлемая часть любого большого города — уличные музыканты.

В Минске летом им отдается на откуп целая пешеходная улица, а в переходах играют и вовсе круглый год. Музыканты разношерстные — от симфонических квартетов, которые исполняют композиции на таком высоком уровне, будто их забыл на гастролях оркестр с мировой репутацией, до городских чудаков. Одного такого знаю: он десяток лет кряду играет на дудочке две ноты. Мог бы уже за это время выучить хотя бы простенькую мелодию. Но, что удивительно, ему подают, он имеет стабильный заработок. Корреспондент «Р» решил также на один день стать уличным музыкантом, чтобы узнать, сколько реально можно заработать таким ремеслом и где в городе более хлебные места.


Дух мандаринов и оливье

В теплые месяцы, когда настроение у людей на подъеме, оценивают они творчество более звонкой монетой. Я же надеюсь, что дух наступающего Нового года, который полнит сердца минчан, расщедрит руку дающего. Но все же петь в такую пору — занятие не из легких. Друг, профессиональный музыкант, до последнего меня отговаривал от этой затеи:

— Ты с ума сошел — «в живом холодильнике» петь, мигом заболеешь.

Он также мне посоветовал не играть сложных мелодий, быть ближе к народу.

Перед началом моего тура по подземкам стоит хорошо утеплиться: толстый, связанный моей бабушкой с любовью свитер под пуховиком, плотные зимние штаны, теплая обувь, натянул шапку с помпоном.  Не меньше позаботился и об инструменте. Морозы хоть и не сибирские, но для инструмента даже два градуса ниже нуля губительны, поэтому укутываю свою «красавицу» в синтепон и укладываю в утепленный чехол. К выступлению готов. Концертные площадки на сегодня — два многолюдных перехода в центре: на площади Победы и возле ГУМа, а также переход на Каменной Горке.

Трек-лист набил композициями от современной попсы до классического русского рока и немногих цензурных эпосов «Группировки Ленинград».

Дорогу «пешеходкам»

Первая моя сцена — на площади Победы. Продолжительность выступлений будет зависеть исключительно от моей стойкости и от везения не попасть под взор людей в погонах. Лично не раз наблюдал: не успеет музыкант «разложиться», как милиционеры вежливо просят «народного» артиста музицировать в другом месте. И требования их вполне правомерны.

Важный момент: в Минске для выступлений уличных музыкантов определены официальные площадки. Это подземные переходы наиболее крупных станций метро, а в летний сезон даже целые террасы, переулки и дворики. Легально играть на площадках из списка имеют право только «аккредитованные» музыканты и в строго определенное время, в основном после полудня и до десяти вечера — где-то только по субботам, а на некоторых — и в любой день. Чтобы получить разрешение, нужно оставить заявку на сайте ГУ «Минскконцерт» «пешеходка.бел». Причем разрешение выдадут лишь после живого прослушивания. Разумеется, на выполнение этого не самого простого райдера у меня нет времени. Буду выступать «дикарем» на свой страх и риск.

Выбрал уютное, не продуваемое всеми ветрами место, расчехлил свою шестиструнную кормилицу. В расправленный чехол кинул немного монет и пятирублевку, чтобы прохожие думали — я востребованный исполнитель. Эх, был бы у меня компаньон для сбора «подати» в шапку, заработали бы больше! Глоток чая, поехали. Сложно начать петь в непривычной обстановке, небольшой проигрыш и — затягиваю «Джульетту» из репертуара любимого «Океана Ельзи», звук пронесся по закругленному переходу до самых дальних его уголков.

Пою, а изо рта валит пар, как от заправского вейпера, холодный воздух впивается в горло. Сначала он его игриво щекотал, а потом жестко раздирал, потихоньку понижая тембр голоса. После нескольких композиций петь уже затруднительно, а через полчаса и играть: пальцы коченеют без рукавиц, в них по струнам не попадешь. Спустя короткое время пошла халтура — вторые куплеты песен просто наигрывал, именно в такие отыгрыши мне никто, кстати, и не подавал. Исполнил десяток русских хитов из коллекции «Золотого граммофона», но рублем, увы, прохожие не оценили мое исполнение: звон монет в чехле гитары радовал мой слух лишь несколько раз. Улов — сущие копейки. Тяжело вздохнул и подался за лучшей долей к ГУМу.

В переходе возле универмага встал рядом с ворчливым продавцом мгновенного счастья — лотерей. Раз в прошлом месте ставка на русские хиты не сыграла, нужно менять репертуар. С афиши напротив на меня осуждающе смотрела питерская группа «Пикник» — за то, что я стал играть заморские тренды. В этом переходе публика была «поживее». Конечно, никто не подпевал и больше пары секунд не задерживался возле меня, но бросали монеты чаще и крупнее, даже два рубля от сердца оторвал парень с дредами и баулом за плечами. Но все равно итог далек от ожидаемого. За час я выдохся. Уже изрядно подуставший, решил махнуть из центра в спальный район, на Каменную Горку.

Вспомнил все советы друга и решил играть песни «Ленинграда», Басты, Бутусова, «Сплина», Виктора Цоя. Вообще, это место оказалось хлебным. Знал бы прикуп — сразу бы сюда поехал. «Подкидывали» здесь часто и не по двадцать копеек. С чем это связано, могу лишь догадываться: то ли сработал совет быть ближе к народу, то ли жизнь здесь протекает неспешнее в отличие от центра, но есть у этого места благоприятная для уличных музыкантов атмосфера.

Когда я уже окончательно охладел в тот день во всех смыслах к музыке, под занавес моих странствий лопнула струна во время подстройки гитары — совсем немного не выдержала, бедняжка. Хоть я и не Паганини, но хватит и пяти для «Цыганочки» или «Дыма над водой». Все же это был знак, теперь точно пора сворачиваться.

Шкурка выделки не стоит

По итогу кошелек мой распух, правда, от монет. Посчитал — прослезился: награда за самоотверженный труд немногим более десяти рублей. И львиная доля моего заработка пришлась на Каменную Горку. То ли мое пение пришлось не по душе публике, то ли ошибся с репертуаром, или все же пора такая, когда хочется скорее погреться в теплом офисе. Прохожие лишь краем уха слушали мои музыкальные потуги и проносились мимо меня, как «Штадлеры» на пути к своим точкам назначения.

Самое читаемое