ПЛОЩАДЬ СОГЛАСИЯ. Иван Саверченко: «Отечественная классика XIX–XX веков и сегодня остается эталоном»

Чем гордятся сегодня отечественные литературоведы? Каким предстают народ и его история сквозь призму памятников древней письменности? Что побудило ученого, специалиста в области социальных и гуманитарных наук стать писателем? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с директором Института литературоведения имени Янки Купалы Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, членом Союза писателей Беларуси, доктором филологических наук, профессором Иваном Саверченко.

Возвращенные сокровища

— Вы работаете в институте 30 лет, четыре последних года возглавляете коллектив. Чем из сделанного гордитесь больше всего?

— За последние десятилетия у нас очень окрепла медиевистика — наука о Средневековье, в том числе о литературе этого периода. В 1980-х мы даже не подозревали, что в Беларуси такое серьезное письменное наследие. Подсказали это светила российской филологической мысли академики Александр Панченко и Дмитрий Лихачёв. С тех пор мы отыскали в архивах страны и за ее пределами огромный пласт неисследованной отечественной письменной культуры. Реконструированы, переведены на современные русский и белорусский языки, опубликованы памятники ораторской, летописной, публицистической, мемуарной и мистической прозы. Удалось вернуть из небытия и сделать доступными для широкой аудитории произведения Сымона Будного, Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, Афанасия Филипповича, Кирилла Туровского. Знакомясь с наследием белорусских мыслителей эпохи Ренессанса, испытываешь подлинный восторг. Там затронуты фундаментальные вопросы государственного устройства, моральных устоев, на которых должно держаться общество, есть глубокие размышления о семье, личности, социальных и религиозных отношениях, взаимоотношениях богатых и бедных, государства и граждан.

— Ваш институт переиздает сегодня собрания сочинений отечественных классиков, дополняя их ранее неизвестными произведениями; готовит золотую коллекцию белорусской литературы в 50 томах. Почему это нужно делать?

Время не властно над классикой. Перечитайте сегодня произведения Якуба Коласа, Максима Богдановича, Ивана Мележа, Владимира Короткевича и других авторов, которые изучали в школе. Поверьте, вы заново откроете их для себя, получите огромное наслаждение от глубины мысли и необыкновенной красоты родного слова!.. Отечественная классика XIX–XX веков и сегодня остается эталоном, сохраняет ту энергию, которая способна воздействовать на человека, преображать его духовный мир и делать жизнь осмысленней. Она по-прежнему, убежден, незаменима в воспитательном и образовательном процессе.

Застоя — нет

— Иван Васильевич, как вы оцениваете состояние современной литературы? Не переживает ли она после своего взлета в прошлом веке глубокий кризис в нынешнем?

— Может, и переживает. Я считаю: главное — нет застоя. А кризис — это нормальное состояние здорового организма. Возглавляю жюри республиканского конкурса «Национальная литературная премия» (ее ежегодно присуждают лучшим литераторам Беларуси) и вижу: недостатка в талантах нет. В отличной творческой форме наши мастера слова Г. Марчук, А. Козлов, В. Правдин, О. Ждан, В. Ширко, В. Саламаха, Н. Ильинский. Появляются молодые одаренные прозаики и поэты, например Станислава Умец, которая издала замечательную книгу «Сэрца Сакры».

— Даже многие белорусы плохо знают свою литературу. А ведь хотелось бы, наверное, чтобы ее открыли для себя и полюбили и за пределами страны…

Сотрудники отдела литературных взаимосвязей стараются удовлетворять спрос зарубежной аудитории, который заметно возрос после обретения нашей страной независимости. Мы стремимся знакомить мир с шедеврами белорусской литературы. К примеру, в 2010 году в научных кругах огромный резонанс вызвала презентация на уровне ЮНЕСКО на русском и английском языках издания памятника письменности XVII века «Дневник посольства к царю Михаилу Федоровичу от короля и великого князя Владислава IV» Петра Вежевича.

Сила диалога

— Ощущается ли вами незримая связь прошлого и настоящего? Или распалась связь времен, и мы не вправе считать себя наследниками по прямой тех, кто населял нашу землю, например, во времена ВКЛ?

— Трудно ответить. Вероятно, современные белорусы отличаются от тех, кто населял Полоцкое княжество или ВКЛ. Но есть некая связь между землей, языком и мироощущением человека. Духовный опыт народа выстрадан.

Мы сегодня живем в независимом государстве благодаря титаническому труду, несгибаемой воле миллионов наших предков, великим подвигам выдающихся личностей. Наше время гораздо более гуманное, чем то, которое досталось им. Вспомним XVI век: Европа была залита кровью из-за религиозных войн. Территорию современной Беларуси населяли представители самых разных религиозных конфессий, и между ними порой тоже возникали конфликты. Но благодаря просветительству, подвижничеству интеллектуалов удалось избежать кровопролитий и бойни. И сегодня наше общество тоже стремится к диалогу, а не к конфронтации.

— То есть история, по-вашему, все-таки способна чему-то учить?

— Если мы действительно хотим учиться на уроках прошлого. Наше молодое государство формируется. И я порой чувствую, что мои знания позволяют подсказать какую-то современную стратегию. В 2015 году я издал брошюру «Мiжнароднае супрацоўнiцтва Беларусi: гiсторыя i новыя выклiкi», где писал о том, что у нашей страны есть шанс стать переговорной площадкой для решения разного рода конфликтных вопросов в международной политике. Очень скоро в столице было подписано Минское соглашение по Украине, Беларусь сегодня известна как отличное место для переговоров. Исторический опыт помогает конструктивно развивать отношения с другими народами на принципах гуманизма, добрососедства, а не руководствоваться давними обидами.

…И «Золотой амулет»

— Что побудило вас, успешного ученого-филолога, стать писателем?

Мне захотелось выйти за рамки круга специалистов. Было интересно рассказать широкой аудитории о начале белорусской государственности, связанной с именем полоцкого князя Рогволода, столкновении старой веры с христианством… Так родилась легенда «Сокровища кривичей». Написать повесть «Золотой амулет» побудило желание поделиться своим представлением о Всеславе Чародее, той эпохе, когда формировались институт княжеской власти, регулярная армия, дружина, финансовая и правовая системы.

Периоду формирования ВКЛ, фигуре Миндовга посвящена моя мистерия «Трон». Попробовать себя в качестве литератора было серьезным вызовом, но это принесло огромное творческое удовлетворение. Надеюсь, мои книги помогут лучше понять события и людей давно минувших эпох.

Литература как вид искусства не менее важна для познания, чем наука. За счет творческой интуиции, воображения она порой позволяет устранить накопленные учеными противоречия, выстроить логику событий, заполнить ниши, по которым отсутствует точная информация.

— Вас никогда не посещали сомнения: а нужно ли кому-то то, чему вы отдаетесь так самозабвенно?

— Убежден: новое общество нужно создавать, учитывая опыт и интеллектуальное наследие, накопленные предшественниками, опираясь на культурный и духовный фундамент. Нашу работу можно не замечать, когда она делается. Но если бы ее не было, общество немедленно ощутило бы некий недостаток «кислорода».

ТОП-3 О МИНСКЕ