Площадку с раритетной техникой в музее пассажирского транспорта стилизуют под старый автопарк и автостанцию
Сесть за руль ушедшего в историю автобуса, пробить талончик на компостере 40-летней давности, увидеть раритетную технику из популярных фильмов… Это лишь небольшая часть программы, которую предлагает посетителям Музей городского пассажирского транспорта при «Минсктрансе». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
В музее собраны экспонаты и документы, повествующие о богатой и увлекательной истории общественного транспорта, возившего столичных пассажиров с конца XIX века. Об одних фактах давно минувших дней можно узнать из кадров фото- и кинохроники — их покажут в павильоне, стилизованном под первый минский электрокинотеатр «Эден». О других расскажут более 1 000 экспонатов. Например, о том, как в советские времена оплачивали проезд, какой была форма водителей, кто сегодня следит за работой транспорта в реальном времени…
Сейчас не все помнят о некоторых событиях даже прошлого десятилетия. Некоторые удивляются, в частности, когда им рассказывают об акции под названием «Счастливый билет», которую в 2004-м организовало «Агентство Минсктранс». Приобретая проездной билет, пассажиры становились участниками розыгрышей ценных призов и проездных билетов на следующий месяц, а также «золотого» билета на год. Результаты розыгрышей публиковались, к слову, в газетах «Минский курьер» и «Вечерний Минск».
Музей принимает посетителей с ноября 2018 года. Но энтузиасты начали собирать коллекцию задолго до этого. Многие экспонаты хранились в парках и депо, позже — в здании на пр. Машерова, 5, возле бывшего троллейбусного парка № 1. Но помещение больше напоминало хранилище, чем экспозицию. Сегодня музей транспорта занимает около 5 000 кв. м, включая основной экспозиционный, два выставочных зала и актовый на 190 мест, открытую площадку техники. Раньше здесь, на Партизанском пр., 6, размещались производственные цеха ремонтно-механического завода «Минсктранса». После серьезной и дорогостоящей реконструкции пространство изменилось до неузнаваемости.
С самого начала предполагалось, что многие экспонаты станут частью интерактивной программы. Именно поэтому выражение «руками не трогать» – не для этого учреждения. Почувствовать себя водителем можно на своего рода тренажере: это часть кузова от Lada-2108 с сиденьем, рулем, рычагом переключения передач, педалями. А сколько предметов используют для селфи!
Редкий посетитель упустит возможность сфотографироваться с мотоциклами довоенного времени, на которых ездили персонажи Безрукова, Певцова, Боярской, например, на трофейном Zundupр 1936 г., или с немецким автомобилем Volkswagen-1500 1965 года. Здесь же ушастый ЗАЗ-968, самый массовый американский внедорожник Второй мировой войны «Виллис», а также знакомая многим «Победа». Вся эта техника на ходу. Она представлена в музее благодаря сотрудничеству с обществом защиты памятников техники и транспорта и непосредственно с его председателем коллекционером Василием Терешко. Некоторые мотоциклы и автомобили уезжают, другие прибывают взамен.
Особая гордость музея — крупнейшая в стране коллекция раритетных автобусов, троллейбусов и трамваев, среди которых есть редчайшие. Самые уникальные экспонаты этой части выставки — первый минский троллейбус МТБ-82Д и автобус ЛиАЗ-677. Постепенно коллекция пополняется старыми экземплярами, приехавшими из советского прошлого. Глядя на машины, стоящие на площадке под открытым небом, трудно понять, радуются они своей исключительности или устали стоять без дела. Но, оказывается, и среди них есть те, что периодически выезжают на работу: они остались в киноистории благодаря фильмам «Стиляги», «Шпион», «Мосгаз», «Сын отца народов» и др.
Почти 30 единиц старой техники увлекают даже самых безразличных посетителей. В восторге не только дети, но и взрослые, ведь здесь тоже можно всё потрогать, зайти в салон и кабину, покрутить руль…
— Планируется, что эта площадка в скором времени превратится в крытый павильон, когда будут выделены средства, — делится планами заведующий музеем Денис Бутин. — Пространство внутри него хотим стилизовать под старый автопарк и автостанцию.
Пора бы. Столь редкие экспонаты нуждаются в более комфортных условиях…
С точки зрения некоторых посетителей, музею не хватает отдельного входа. Сегодня они могут попасть туда лишь через проходную завода, позвонив сотрудникам музея. Не очень удобно. Однако с апреля для потенциальных экскурсантов вводится важное новшество: заведение будет открыто и по субботам с 10 до 18 часов (пока оно работает только в будни).
Еще одно нововведение, которое пришлось по душе посетителям, — с недавнего времени в музее можно купить магниты с изображением городского транспорта разных периодов.
— Мы изготавливаем их своими силами: разрабатываем дизайн и покупаем заготовки, а пленка режется на одном из участков завода. Первая партия показала, что магнитики пользуются спросом: буквально за несколько дней разошлись те, где запечатлены автобус «Икарус-280», трамвай «Метелица» и электробусы всех моделей, — рассказывает специалист музея Мерине Петросян.
Фото Сергея Лукашова