По льготному тарифу: как работает служба столичного социального такси

Кто пользуется услугами социального такси в Минске и как оказывают эту услугу, узнала корреспондент агентства «Минск-Новости», проехав по городу вместе с пассажирами.

Из Территориального центра социального обслуживания населения (ТЦСОН) Партизанского района машина отправляется в 8.30. Первая заявка – от молодого инвалида, который проживает на улице Багратиона.

Водитель Григорий Рогалевич подходит к подъезду, собирается позвонить в домофон, но парень уже идет навстречу.

– Сын имеет привычку опаздывать. Спасибо Григорию Викторовичу, всегда терпеливо ждет, – говорит его мама Тамара Владимировна.

Путь от улицы Багратиона до 11-й городской клинической больницы, которая находится на улице Корженевского, неблизкий, успеваем поговорить по душам.

– Никогда не думала, что жизнь так повернется, – рассказывает Тамара Владимировна. – Паша работал инженером-программистом на Белорусской железной дороге, неплохо продвигался по карьерной лестнице, собирался жениться. Но планам не суждено было сбыться. Пошел накануне свадьбы покупать костюм, и на пешеходном переходе его сбила машина. «Серьезная черепно-мозговая травма, практически безнадежный случай», – говорили врачи. Вот так в одно мгновение рухнуло все. Десять лет потратила на то, чтобы поставить сына на ноги, бесконечные поездки по реабилитационным центрам, консультации со специалистами. Сейчас собираемся пройти очередной курс лечения, надеемся записаться на робот-тренажер.

К сожалению, справиться с последствиями черепно-мозговой травмы до конца так и не удалось – речь у Павла восстановилась плохо, существуют сложности и с ориентацией в городе.

– Именно поэтому не выходит регулярно посещать территориальный центр: одного отпускать боюсь, а заказать соцтакси получается не всегда. В первую очередь выполняют заявки тех, кто на гемодиализе, – продолжает собеседница. – Жаль, что в нашей стране волонтерское движение не так развито, как на Западе. Для Павла общение с ребятами могло бы стать настоящим спасением. Если бы нашлись добровольцы, которые вместе с ним сходили бы в кафе или кино, погуляли по городу, научили заново пользоваться компьютером, просто выслушали, моему материнскому сердцу было бы не так больно.

Пожелав удачи, оставляем молодого человека и его маму возле приемного отделения 11-й ГКБ и отправляемся в Степянку. Следующий пункт маршрута – улица Карвата. Там соцтакси забирает Аллу Федоровну. Ее нужно доставить в 1-ю ГКБ на гемодиализ.

– Как правило, за день выполняем по 6–8 заявок. Иногда машина наматывает по городу 200 километров, – поясняет Григорий Рогалевич. – На процедуру гемодиализа возим людей и в субботу, и в праздничные дни – болезнь не признает выходных. Мой напарник работал даже в Новый год.

– Учреждения здравоохранения (больницы, реабилитационные и диагностические центры, поликлиники, НИИ онкологии и неврологии, больница скорой медицинской помощи) составляют около 70 % всех заявок на соцтакси, – продолжает беседу заместитель ТЦСОН Партизанского района Инна Малыгина. – Треть поездок приходится на магазины и культурно-массовые мероприятия. По воскресеньям возим наших подопечных на богослужения.

– Работа водителя пассажирского транспорта и соцтакси различается?

– Безусловно, своя специфика есть везде, – говорит Григорий Рогалевич. – Практически все пассажиры соцтакси – люди с тяжелой судьбой, волей-неволей пропускаешь их истории через себя. Без сочувствия здесь никак. Всех своих клиентов знаю не только в лицо, но и по имени. У каждого из них есть номер моего мобильного, так что мы всегда на связи. Раньше за мной в автопарке был закреплен пригородный маршрут, поэтому привык к общению.

Нашу беседу прерывает телефонный звонок.

– Алла Федоровна, через пять минут буду. Ждите, – отвечает водитель.

Минчанка пользуется соцтакси три раза в неделю. По словам собеседницы, раньше спецтранспорт доставлял больных на гемодиализ туда и обратно. Сейчас после процедуры пациентов развозит машина скорой помощи.

– Мой адрес в маршруте – один из самых последних, из больницы приезжаю домой через час-полтора. Это не совсем удобно. Хотелось бы, чтобы и назад меня забирало соцтакси, – высказывает пожелание женщина.

– Попробуем найти окно в расписании, – пообещала Инна Малыгина.

– Вот уже 10 лет мою жизнь поддерживают с помощью аппарата «искусственная почка», – рассказывает следующий пассажир, Анатолий Михайлович. – Пока не было социального такси, часто пользовался общественным транспортом. Один раз не дошел до остановки, упал, пришлось срочно вызывать сына. Иногда он меня отвозил на процедуру сам, но отпроситься с работы получалось не всегда. Последние пять лет таких проблем не возникало. Даже в начале января, когда в других районах города соцтакси не принимало заявки от инвалидов, наш территориальный центр продолжал оказывать эту услугу.

– С нынешнего года работу специализированного транспорта регламентирует Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения, – прокомментировала специалист центра. – Пока документ находился на согласовании, в некоторых районах города соцтакси временно не курсировало. Неудивительно, что наши подопечные так разволновались: а вдруг опять придется добираться, кто как может? Согласитесь, для инвалида, размер пенсии которого не превышает 3 млн рублей, ездить в диагностический центр на Семашко или в Боровляны на обычном такси туда и обратно накладно. Пользоваться же пассажирскими автобусами или маршрутками многие из них не в состоянии.

Дополнительная информация

Сегодня инвалиды 1-й группы имеют право на бесплатный проезд на социальном такси не более 5 раз в месяц. Исключение составляют те, кому необходима процедура гемодиализа. Для них количество поездок не лимитируется. Государственная программа о социальной защите и содействии занятости населения на 2016–2020 годы утверждена на прошлой неделе. С 2016-го услугами социального такси смогут пользоваться не только минчане, но и жители всех регионов Беларуси. Принято решение распространить опыт столицы на всю страну.

Какую помощь предлагает город минчанам с ограниченными возможностями

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ