Победителей международного конкурса школьников по интеллектуальной собственности наградили в Минске
В Национальной библиотеке проходит торжественная церемония награждения лауреатов международного конкурса «Открывая мир интеллектуальной собственности», передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
В 2023 году конкурс обрел статус международного благодаря подключению к составу организаторов Евразийского патентного ведомства и Ассамблеи евразийских патентных поверенных. Главной отличительной фишкой конкурса стали работы участников по продвижению на рынок исконных белорусских производств и ремесел. Выставка их продукции проходила в фойе второго этажа Национальной библиотеки во время торжественной церемонии награждения.
– Сегодня мы присутствуем на выставке уникальных белорусских продуктов, понятных для каждого человека, – отметил перед началом церемонии первый заместитель председателя Президиума НАН, академик Сергей Чижик. – У всех них есть своя изюминка. Каждый из них связан с конкретным населенным пунктом или регионом нашей республики. Например, дрибинские валенки, гольшанский пряник, минеральная вода «Летчанская». И сегодня мы смотрим, как можно их раскрутить на рынке, довести до уровня брендов.
С. Чижик уверен, что перспективы в этом деле есть. Госкомитет по науке и технологиям через конкурс по интеллектуальной собственности обратил внимание на целый пласт отечественной продукции, чтобы сделать ее более узнаваемой и популярной не только в Беларуси, но и за ее пределами.
– Благодаря подобным конкурсам будет накапливаться опыт в продвижении на рынок исконных белорусских продуктов, – подчеркнул С. Чижик. – Так мы сможем полноценно показать и свои производства, и свою национальную самобытность.
Сам он предложил рыночную идею для кировской смажни из Могилевской области: сделать эту выпечку традиционной для ссобоек детям и взрослым, ведь этот исконно белорусский продукт не только вкусный, но и очень питательный.
Одним из лауреатов творческого конкурса стала ученица 11-го класса гимназии № 4 г. Витебска Варвара Каяк. Она вместе с одноклассниками разрабатывала концепцию для продвижения на рынок изделий уникального народного ремесла — городокского ажурного ткачества.
— Мы съездили в Городок, чтобы взять там интервью у народного мастера Марины Гущи и посмотреть на ее работы, — поделилась историей своего конкурсного проекта В. Каяк. — Затем разработали комбинированный товарный знак и название географического указания.
По словам В. Каяк, ей было очень интересно познакомиться с традиционным белорусским промыслом. Целевой аудиторией для такой продукции, согласно конкурсной концепции, ребята определили коллекционеров и современных модниц, которые «хотят выделиться в толпе» и показать традиции народного белорусского ткачества.
— По сути своей, нынешний конкурс имеет и образовательное, и воспитательное значение, — подчеркнул первый заместитель председателя Государственного комитета по науке и технологиям Денис Коржицкий. — Не случайно он проводится среди школьников от 13 до 18 лет. Это молодое поколение, которое вот-вот вольется в наше общество, будет создавать свои семьи. И очень важно, чтобы они знали наследие своих предков и то, что создавалось на белорусской земле. Благодаря таким конкурсам ребята не просто узнают о такой продукции, но и сами ее рекламируют.
Как заметил Д. Коржицкий, весьма показательно, что среди 1 300 участников конкурса было очень много ребят из районных центров, сел и деревень Беларуси. В своих творческих работах они рекламировали свое, родное. Д. Коржицкий отметил, что даже в нашей стране не все знают, что в Пинском районе расположена одна из крупнейших в Европе плантаций крупноплодной клюквы.
— Ребята нашли этот продукт, разработали концепцию его продвижения на рынок, узнали, как защитить свою интеллектуальную разработку, которая относится к географическим указаниями, — пояснил Д. Коржицкий. — Они также представили для производства план по продвижению этой клюквы на рынки зарубежных стран.
— Клюква крупноплодная остается экономически выгодной культурой. В лучший по климату для этой культуры 2015 год в хозяйстве собрали почти 700 т ягод, — отметил директор акционерного общества «Полесские журавины» Василий Лягурский.
По словам В. Лягурского, сегодня «Полесские журавины» — один из брендов Пинского района. Для популяризации аграрного производства национальной ягодной культуры сюда каждый год приглашают на уборку урожая школьников Пинского района. В технологии ее выращивания опыт белорусских крестьян-полешуков объединен с разработками ученых Центрального ботанического сада и Института защиты растений НАН.
По словам В. Лягурского, белорусские полешуки успешло конкурируют со своей продукцией за пределами Беларуси. Раньше поставляли ее в Европу, а нынче добрались и до Хабаровска. Именно в связи с расширением экспорта ягоды в Россию и встал вопрос по брендингу.
— Пока такое предприятие — единственное в стране, хотя к выращиванию клюквы крупноплодной подключились уже и фермеры Минской области, — пояснил директор «Полесских журавин». — Поэтому мы очень рады, что дети интересуются нашим производством и подключились к его продвижению на рынок. Ведь это исконно наш, белорусский промысел.
По мнению Д. Коржицкого, участники творческого конкурса проделали очень серьезную работу, так как она требует знаний по экономики, юриспруденции и маркетингу.
Фото Ирины Малиновской
Смотрите также:

