Почему архитектор Вальмен Аладов обеспокоен судьбой универсама «Центральный» и как предлагает улучшить его

Почему архитектор Вальмен Аладов обеспокоен судьбой универсама «Центральный» и что он предлагает — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Заслуженный архитектор Беларуси непосредственно причастен к появлению ныне культового универсама. Дело было так. Когда в середине 1950-х на главном проспекте Минска построили дом № 23, в нем на первом этаже размещался обычный гастроном. Справедливости ради надо заметить, что само здание, которое позже стало историко-культурной ценностью, запроектировали известные архитекторы Михаил Парусников и Георгий Заборский, а интерьеры магазина создавались с участием знаменитого белорусского скульптора Андрея Бембеля. Он автор гипсовых панно, украшающих стены первого этажа. Казалось бы, обычный дом, но среди его создателей сразу три известные личности.

В середине 1970-х намечалась плановая реконструкция нежилых объектов, расположенных на первых этажах домов на Ленинском проспекте. Архитектор В. Аладов предложил на месте магазина в доме № 23 создать большой универсам, работающий по принципу самообслуживания, что было новинкой для того времени. К тому же в округе не было ни одного продовольственного предприятия тoргoвли приличной площади. Идею поддержал глава компартии республики Петр Машеров.

Однако создать новый объект на этом месте оказалось весьма непросто. Дело в том, что имеющееся пространство было довольно узкое, через каждые 6 м шли несущие колонны, разместить там зал самообслуживания со специальным оборудованием не получалось. Тогда Аладов применил интересный прием: вынес торговый зал в дворовое пространство. Но, чтобы не отнимать у жителей территорию, зодчий поднял пристройку над землей. Так основной зал «Центрального» площадью 800 м² расположился на втором уровне в новом пространстве, а первый этаж оставили как вестибюль и разместили там кафетерий, который очень популярен у горожан.

Мы сохранили интерьеры небольшого магазина, который был прежде на этом месте: лепные панно на стенах, облицовку, даже оборудование подобрали в стиле 1950-х, хоть это оказалось непросто сделать, — делится Вальмен Николаевич.

Сегодня эти интерьеры сами по себе ценность как наследие советского периода в истории нашей страны и архитектуре. И редкость, ведь к нынешнему времени в магазинах, кафе и прочих объектах на главном проспекте города практически вся внутренняя отделка изменилась. Исключение — ГУМ и «Центральный».

Декоративные панно скульптора Андрея Бембеля изначально были белыми. Позже кто-то решил придать им цвет

Недавние слухи о возможной смене собственника универсама «Центральный» вызвали опасения у В. Аладова. Не факт, что новый хозяин сохранит уникальные интерьеры.

Архитектор вспоминает, как в свое время совершенно преобразилось внутреннее пространство кафе «Весна» на проспекте (теперь там ресторан «Шикари»), хлебного магазина (теперь кафе «Безе»), где стены были отделаны панелями из натурального дерева ценных пород, зал украшали замечательные люстры. Такие примеры можно продолжать, практически каждая смена арендатора или собственника объекта сопровождается ремонтом и полным обновлением интерьеров. Даже статус здания как историко-культурной ценности не спасает, поскольку интерьеры зачастую не попадают под охрану. Но в этом потоке переделок утрачивается уникальная среда, фактически брендовая для города. Часто одновременно исчезает и привычное не одному поколению название объекта.

Никто не отменял закон об авторских правах, но почему-то он полностью игнорируется, и здания перестраиваются как угодно, изменяется их облик, хотя можно привлечь авторов, если они живы, изучить архивные проекты, бережно подойти к процессу, — поднимает актуальную тему В. Аладов.

И вспоминает судьбу универсамов «Фрунзенский» и «Рига», запроектированных в институте «Белгипроторг», которым руководил Вальмен Николаевич. Кстати, «Фрунзенский» — первый универсальный магазин в Минске, «Рига» была третьей по счету. Это тоже история города. Сейчас оба торговых объекта выглядят иначе.

На первом снаружи недавно сделали гладкую стену, чтобы разместить новую надпись с названием сетевого магазина, — сетует Аладов.  «Рига» вовсе перестроена. Боюсь, внутренний облик «Центрального» тоже может поменяться, коль придет новый владелец.

Если в этом магазине на проспекте и надо что-то сделать, так это установить эскалаторы рядом с лестницей, ведущей на второй этаж, считает зодчий. Они были задуманы по проекту, но не появились, потому что в 1970-е не смогли найти хорошее импортное оборудование. Место под движущиеся подъемники сохранилось до сих пор.

Отношение к «Центральному» у нас особое. Не только потому, что это проект мужа. Мы живем неподалеку и всегда посещали этот магазин, — делится супруга архитектора Нинель Аладова.  Знаю, что туда ходит много людей почтенного возраста, но подняться на второй этаж им сложно. Эскалаторы для таких клиентов пришлись бы очень кстати.

Фото Павла Русака

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ