Почему авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» обвинили в пропаганде мужеложства
Член Политбюро ЦК КПСС Михаил Суслов обвинил авторов ленты «Женитьба Бальзаминова» в пропаганде мужеложства, которое в те годы считалось уголовным преступлением. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Молодой человек Михаил Бальзаминов мечтает о браке по расчету. Его маменька грезит найти сыну вдову с состоянием. В процессе сватовства в силу мечтательности и робости герой попадает в забавные ситуации, но в финале женится на богатой купчихе. К ее состоянию надо с умом подойти, но матушка уверена: «С такими деньгами мы и без ума проживем».
30 лет ожидания
В конце 1930-х два молодых актера Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой Георгий Вицин и Константин Воинов отдыхали в Щелыково Костромской области, где в бывшей усадьбе драматурга Александра Островского располагался не только дом-музей, но и санаторий для столичных театральных деятелей. Бродя по дорожкам, по которым когда-то гулял писатель, осматривая предметы его быта, друзья решили, что однажды сделают блистательный фильм по его произведениям. Прошло 20 лет, Воинов стал режиссером и понял, что готов осуществить давний замысел. Написал сценарий по пьесам «Праздничный сон — до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!», «Женитьба Бальзаминова», уложив их в одну сюжетную канву. Несмотря на то что началась хрущевская оттепель, сценарий долго придерживали. Тогда акцент делался на лентах о войне, героизме на производстве. Снимали и ставшие модными реалистичные картины без лакировки действительности. А тут какой-то пыльный театральный Островский!
Мытарства закончились в 1963 году, когда позволили приступить к работе. Как признавался режиссер, время его хождений по кабинетам не прошло даром. Он понял, что хочет воплотить сюжет Островского не в классической трактовке, а сделать из него водевиль, наполнить музыкой и гротеском. Даже нашел изобразительное решение: люди, предметы, одежда, виды в кадре должны предстать в духе картин Бориса Кустодиева. Его полотна на тему русского быта и праздников — пестрые, ярморочные, с буйством красок и контрастов. Ярко-красные одежды, костюмы с отливом на фоне белых церквей и румяных пряников смог организовать в съемочном пространстве художник-постановщик, уроженец Витебской губернии Феликс Ясюкевич. И правда, мизансцены по своему цвету и наполнению совпадают с палитрой картин классика.
Пришло с возрастом
Поскольку до съемок у режиссера было достаточно времени, чтобы подумать об актерском составе, он, вопреки требованиям, не стал устраивать кинопробы. Всё заранее обдумав, ограничился фотопробами, где актеры предстали в костюмах и образах. Ведь основных исполнителей он знал лично и очень давно. Роль Бальзаминова, конечно, досталась Г. Вицину. Правда, существовал один нюанс, вызывавший сомнения. Когда в конце 1930-х он мечтал об этой роли юного Бальзаминова, актер был ровесником героя. А в год премьеры ему исполнилось 48 лет! Он моложаво выглядел, придумал себе веснушки, прячущие морщины на крупных планах, хотя в связи со своим возрастом шутливо называл фильм «Женитьба забальзамированного». С его кандидатурой не спорили. Сложности возникли при поиске актрисы на роль матери главного героя Павлы Петровны. По сюжету ей 75, но она должна быть проворна и подвижна. Возрастную актрису с такими требованиями найти сложно. Тогда Воинову посоветовали посмотреть накануне вышедший фильм Александра Птушко «Сказка о потерянном времени». В нем наша землячка Людмила Шагалова прекрасно справилась с ролью старухи, хотя актрисе еще не исполнилось 40 лет. Она не состарилась преждевременно, напротив, оставалась женщиной с шармом, но пластический грим сделал свое дело. Помогли и актерские хитрости. Ведь возраст — это и походка, осанка, манера речи. Ее тоже утвердили, несмотря на то что Людмила гораздо младше своего экранного сына.
Воинов часто пытался расширить актерский диапазон своих исполнителей, дать им сыграть то, что они еще не играли, раскрыв новые грани таланта. Лидия Смирнова всегда исполняла роли советских красавиц — как в юности, так и повзрослев. Доверить ей образ склочной провинциальной свахи Акулины Гавриловны — смелое решение. Существовал секрет Полишинеля. Когда еще в 1940 году Воинов увидел Смирнову в ленте «Белгоскино» «Моя любовь», он влюбился в актрису, снимал ее во всех своих картинах. На протяжении 30 лет они оставались любовниками, хотя оба состояли в браке. Поэтому Смирнова на площадке, где Воинов делал кино, чувствовала свое превосходство, но не вела себя надменно.
Некоторым образом режиссер раскрыл и новые грани таланта Нонны Мордюковой. Ранее она представала в образах характерных русских женщин или романтических героинь, а тут мы видим комичную Домну Евстигнеевну, эксцентричную купчиху. Позже она использовала эти актерские наработки в роли управдома в «Бриллиантовой руке».
Всех знаменитых актеров, снявшихся в ленте, не перечесть. Людмила Гурченко, Ролан Быков, Николай Крючков. Даже Наталья Крачковская, приехавшая на съемки за компанию со своим супругом звукорежиссером, по случаю сыграла гулящую приживалку!
Отель-барак
В поисках натуры режиссерская группа объехала всё Золотое кольцо. Решили, что основные съемки пройдут в Суздале. Казалось, что город с его церквями и подворотнями не изменился со времен ХIХ века, эпохи Островского. Правда, в церквях теперь разместились склады и овощехранилища, а в монастыре — женская исправительно-трудовая колония. Уклад Суздаля оставался настолько застарелым, что, когда актрисы выходили на улицы в своих одеяниях, сшитых для ленты, никто не удивлялся. Далекое прошлое оставалось частью быта горожан. Не существовало даже нормальной гостиницы. Актеров поселили в здании барачного типа. Все актрисы жили в одном номере, похожем на казарму, ходили за грибами, варили себе еду кипятильниками. Но оставалась возможность для эксперимента. Л. Шагалова, переодевшись в лохмотья, в гриме старухи, знакомилась на рынке с пожилыми торговками, говорила о жизни. И тем в голову не приходило, что перед ними молодая женщина.
Съемки стали событием для всего города. Во-первых, исторический центр был сильно запущен, поэтому пришлось за счет бюджета ленты красить фасады зданий. Во-вторых, сотни местных жителей участвовали в массовых сценах, получая за смену по 3 рубля, а это для середины 1960-х какой-никакой, а приработок.
В финале работу омрачили обстоятельства. При сдаче фильма в разбор вмешался член Политбюро ЦК КПСС М. Суслов. В тех самых сценах, где Бальзаминов мечтает, представляя себя то генералом, то губернатором, он приветственно целуется с другими высокопоставленными чиновниками. Позже это восприняли бы как пародию на Брежнева, но в середине 1960-х Леонид Ильич еще не лобызался со всеми подряд, и Суслов сказал, что главный герой пропагандирует мужеложство. Скандал удалось замять аргументом, что на экране — царские чинуши, а они, как известно, растленные типы!
Премьера ленты состоялась 25 декабря 1965 года. У знаменитого московского кинотеатра «Художественный» пришлось выставить оцепление конной милиции. А это означало, что Островский по-прежнему интересовал публику, потому что страсти и пороки людей, о которых он писал, не имеют срока давности.
Еще материалы рубрики:
Леонид Куравлев и Савелий Крамаров едва не погибли в аварии на съемках фильма «Афоня»
Коров напоили водкой. Как снимали фильм «Председатель» с Михаилом Ульяновым в главной роли
«С любимыми не расставайтесь». Почему из фильма вырезали лучшие сцены с Абдуловым в главной роли