Столичные коммунальщики периодически отчитываются о проделанной работе по освобождению Минска от автохлама. Например, за первое полугодие работники жилищных служб выявили на дворовых территориях 573 единицы. К сожалению, это лишь верхушка айсберга. В расчет не взяты автомобили, ржавеющие на гостевых парковках, вдоль улиц, на территории гаражных кооперативов и прочие. Каждый из нас видит таких брошенных железных коней ежедневно. Они медленно превращаются в металлолом: стоят на спущенных колесах, с вываливающимися под днище деталями, битыми стеклами.
Бороться с этой напастью нужно, очень нужно. Автохлам не только вредит экологии и занимает драгоценные парковочные места. Он портит настроение горожанам и гостям, уродует внешний вид столицы. Жаль, что это будет лишь борьба со следствием. Причину этого явления искоренить не удастся.
Еще 10–15 лет назад автомобиль был пределом мечтаний для тысяч минчан. Даже старенький «москвич» и «жигуленок» берегли как зеницу ока. Во дворах привычной была такая картина: из-под автомобиля торчат лишь ноги его владельца, а рядом помогают советом и делом несколько товарищей. Верхом шика считалась пригнанная из-за границы иномарка трех лет от роду. Позволить себе такого железного коня могли лишь состоятельные люди. Кроме того, автомобиль был негласным подтверждением статуса его владельца. Вспомните, какими глазами провожала молодежь героя одноименного кинофильма «Бумер», проехавшего по проспекту? Такая машина тогда казалась неосуществимой мечтой. Цены на иномарки были неподъемны для большинства. Взгляните теперь на ближайшую проезжую часть. Большинство автомобилей сверкает новизной. Мимо внедорожников едут бюджетные иномарки, купленные в салоне. Причем многие даже не в кредит. Мог ли кто-нибудь в 2005 году представить, что, имея на руках всего 10 тысяч у. е., можно смело идти в салон за новеньким автомобилем? Не на рынок к перегонщикам выбирать «ласточку» с минимально подкрученным километражем. Гнать ее к знакомым через знакомых на СТО, после покупки менять все жидкости, фильтры, свечи, ремень ГРМ и прочее. Потом еще несколько раз «лечить» неожиданно вскрывшиеся дефекты. Поездив, а чаще всего промучившись год-два, попытаться продать эту машину хотя бы за те же деньги и поискать более надежную, добавив несколько тысяч.
Автомобили 5–10 лет назад ценились. Особенно заметна их ценность стала во время преобразования белорусского авторынка. Ажиотаж на пригон, боязнь новых пошлин – голова от этого шла кругом. Скупали почти все в надежде выиграть и сохранить деньги. Но прошло совсем немного времени, и автомобили стали превращаться в автохлам.
Причина очевидна. Белорусы стали жить лучше: выросли доходы, а вместе с ними и потребности. Появились свободные деньги, которые стали рекой утекать за границу. Вместо них в страну потоком шли машины. Беларусь превратилась в утилизационный центр для Запада. Лишь вмешательство государства остановило этот конвейер. Жесткие меры, которые критиковали все без исключения автовладельцы, закрыли доступ европейскому автохламу в страну. На смену перегонщикам пришли официальные дилеры. Конечно, понадобилось время, чтобы цены в Таможенном союзе выровнялись. Теперь вместо доживающего свой век автомобиля из Европы белорус с легкостью может купить абсолютно новый в салоне. А вместе с ним три года гарантии и дополнительный сервис. Пусть это и не автомобиль премиум-класса, а обычный семейный труженик с минимумом дополнительных опций. В то же время остался неплохой выбор пригонных автомобилей возрастом от трех лет. Таким образом, государственная политика сделала все возможное для того, чтобы по дорогам Беларуси колесили современные автомобили. Это и большая безопасность для пассажиров, и меньше вредных выбросов. И именно такая государственная политика, заставившая белорусов по-другому взглянуть на автомобиль, стала одной из причин массового появления автохлама. Продать пригнанную во время «хапуна» десятилетнюю машину сегодня можно, лишь сбросив больше половины от той суммы, которую за нее выложил. Немногие решаются на такой отчаянный шаг. Вот и гниет потихоньку такой автомобиль, дожидаясь наступления старых добрых дней. Жаль, что его хозяин не понимает, что это уже невозможно. Через год-два продать автохлам будет вообще нереально. Может быть, даже его утилизация выйдет гораздо более приемлемой для семейного бюджета, чем ремонт.
Да и вообще, зачем заморачиваться со старым автомобилем. Немного поднасобирал денег – и купил новый. Последнее десятилетие доказало, что, несмотря на все экономические грозы, среднестатистический белорус может безболезненно скопить нужную для покупки авто сумму.
Мне думается, автохлама в столице будет еще больше. Это неизбежный процесс очищения минского автопарка от необдуманных действие горожан во время потрясений. Требуется время, чтобы владельцы старых автомобилей осознали, что эти машины никому, кроме них, не нужны. Только им решать их судьбу. Ведь затраченные на их покупку средства не вернуть. Может, лучше сдать в утиль и получить хоть немного? Или ждать, пока не придет грозное уведомление, потребуется эвакуация и уплата немалого штрафа.
P. S. Хотя, может, это перспективный план. Вдруг государство введет программу по утилизации, как было в России? Тогда, пригнав в салон простоявшую пару лет в закутке автохламину, уедешь из него на новеньком авто, купленном с приличной скидкой?