Почему дома в Троицком предместье разноцветные и что здесь может принести удачу в любви?

Если ваш гость впервые в городе, наверняка покажете ему это место. Если захотите сами прогуляться в тихом центре, тоже пойдете туда. И если спросят о старом Минске – вспомните именно о нем.

Потому что Троицкое предместье ассоциируется с одним из самых известных сувенирно-открыточных видов столицы. Это сердце Минска, своеобразный музей под открытым небом в районе улиц Богдановича, Купалы, Старовиленской. Сюда приходят, чтобы посмотреть на историческую застройку. Изначально дома здесь были деревянными. В 1809 г. их уничтожил пожар. Здания восстановили, но уже в камне, по проекту, утвержденному императором Александром I. Часть зданий исчезла в 1930–1940-е годы, свои коррективы в облик города внесла и Великая Отечественная война. После нее снос зданий продолжился. В 1982 г. началась реконструкция предместья.

Итак, начинаем экскурсию. Наш гид – магистр культурологии, преподаватель истории, экскурсовод Роман Крицук. А пройдемся мы по маршруту Троицкий мост – улица Максима Богдановича – улица Сторожевская – остров Мужества и Скорби – Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь.

IMG_2693_1 copy

Шаг первый

IMG_2884_1 copy

Останавливаемся за Троицким мостом рядом со входом в предместье. Он обозначен кованой вывеской. Привлекает внимание памятник Язепу Дроздовичу – выдающемуся художнику, графику, скульптору, фольклористу, археологу и писателю, которого называли белорусским Леонардо да Винчи.

– Это скульптура «Вечны вандроўнік», – поясняет гид. – Установлена здесь не случайно: выше по улице находилась женская художественная школа, в которой Язеп Дроздович преподавал рисование. Он был еще и ученым, изучал космологию, создал свою теорию происхождения планет Солнечной системы.

Рядом букинистический магазин «Вянок», интерьер которого напоминает книжную лавку XIX в. О жизни и творчестве автора одноименного поэтического сборника можно подробнее узнать в Литературном музее Максима Богдановича.

Шаг второй

IMG_2773_1 copy

Углубляемся во дворы, проходим мимо музея Максима Богдановича, останавливаемся у Дома природы.

– Многие приходят сюда к «Девочке с совой», – показывает Роман в сторону скульптуры Льва Зильбера. – Есть разные трактовки того, что представляет собой памятник: сова здесь как символ мудрости, ящерица – символ приспособления к жизни, девочка – символ чистоты и жизни. Городская легенда постоянно трансформируется. Кто-то говорит, что нужно тереть цветочки на папоротнике у ног девочки, если ищете любовь. Те, кто хочет достатка, трут спинку ящерицы.

Если стать лицом к скульптуре, открывается красивый вид на набережную Свислочи, можно рассмотреть многочисленные мансарды и цветные черепичные крыши. Дома в Троицком разных цветов, и это неспроста.

– Часто спрашиваю у туристов, почему, по их мнению, дома разных цветов, – рассказывает экскурсовод. – Предлагают разные версии, например, что так обозначали сословие жильцов. А дело в том, что в Минске нумеровать дома стали только в XIX в. Табличек с номерами домов не было, поэтому объясняли так: «пятый желтый от аптеки» и так далее.

Шаг третий

IMG_2793_1 copy

Проходим дворами к аптеке в доме № 3 на ул. Сторожевской. Двери украшены скульптурным рельефом, в коридоре – расписная плитка.

– В этом здании попытались восстановить антураж первой минской аптеки, которая появилась как раз на территории Троицкого предместья в конце XVIII в., – рассказывает гид. – Держать аптеку в то время – особая привилегия. Их владельцам разрешалось иметь собственные огороды. Аптекарь был одновременно и фармацевтом, и хирургом, и цирюльником.

На втором этаже хранится коллекция аптечной посуды XIX в., но туда, к сожалению, посторонним не попасть. Некоторые образцы выставлены в зале, где их могут видеть покупатели.

Шаг четвертый

IMG_2798_1 copy

Спускаемся к набережной, переходим по мосту, который минчане прозвали горбатым, на остров Мужества и Скорби.

– В народе его чаще называют Островом слез, – говорит Роман. – Закладной камень появился здесь в 1989 г., строительство мемориала воинам-интернационалистам длилось около двух лет. Перед памятником видим валун с иконой Божией Матери. В основе храма – очертание Софийского собора в Полоцке. Внутри часовни – четыре алтаря, где высечены имена погибших. Там стоят лампады. Сейчас часовню закрыли на реставрацию, чтобы восстановить фрески – изображения архангелов Михаила и Гавриила, которые считаются защитниками белорусского воинства.

Рядом находится один из скульптурных символов Минска – «Плачущий ангел» Юрия Павлова. Если подойти ближе к воде, можно увидеть гранитную плиту, привезенную из Кабула. Рядом камни, на которых выгравированы названия афганских провинций, где воевали белорусы.

Шаг пятый

IMG_2834_1 copy

Двигаемся в сторону Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Возвышение, где он сейчас располагается, когда-то называлось Троицкой горой. Отсюда и началось освоение территории, которое мы называем Троицким предместьем.

– Эта площадь известна тем, что здесь пересекались различные торговые пути и было много рынков, – рассказывает экскурсовод. – Один, например, располагался там, где сейчас стоит памятник Максиму Богдановичу. Рядом размещался цыганский рынок, где продавали лошадей. Когда в 1499 г. Минск получил магдебургское право, построили ратушу, рядом с ней открылись магазинчики и лавки, таким образом центр жизни постепенно сместился на территорию Верхнего города.

***

Прогулка по маршруту занимает около часа. По пути стоит зайти в художественную галерею скульптора Андрея Осташова на ул. Богдановича, попробовать блюда традиционной белорусской кухни в одном из многочисленных кафе, полюбоваться видами Троицкого предместья, прокатившись на лодке или катамаране по Свислочи.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ