izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Почему эпический «Спортивный марш» был не только о физкультурниках, но и о грядущей войне

Для фильма «Вратарь» в 1936 году композитор Дунаевский и поэт Лебедев-Кумач написали «Спортивный марш». Почему авторы призывали героя хита готовиться к бою, представить себя часовым на границе, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

1648153614 3 sportishka com p sportivnii marsh sport krasivie foto 4

Время, вперед

В 1920–1930-х годах в СССР усердно создавали культ спорта или как минимум физической культуры. Но дело было не в заботе о здоровье советских граждан. Физически развитый молодой человек — потенциальный солдат. Неслучайно в 1920 г. Высший совет физической культуры был учрежден именно при Народном комиссариате по военным делам, а не при Наркомздраве.

Программа физкультурной подготовки, охватившая всю страну, именовалась «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО). Название говорило само за себя. Спорт был частью непрерывной подготовки к войнам. Особое внимание уделялось командным видам, так как в основе их идеологии — коллективизм. Футбол сделали чем-то вроде религии. Некоторые матчи, например «Спартак» — «Динамо» (Москва), сопровождались всеобщим помешательством. Футболисты, как популярные актеры кино, становились звездами. Правда, на их счетах в банках не было миллионов, как сегодня, но они не бедствовали

Кстати, именно 1936 год можно считать знаковым. Весной, летом и осенью прошло 3 клубных чемпионата СССР по футболу. Потом от подобной практики отказались и ограничивались одним чемпионатом в год.

На Красной площади состоялся грандиозный парад физкультурников. На брусчатке даже расстелили газон и играли в футбол перед вождем, наблюдавшим за действом с трибуны.

c3efaf4a678f80b4863ba2aa16294fd4

Художник Александр Дейнека написал картину «Вратарь». Появились скульптурные группы в неоклассическом стиле, в которых футболисты с античными телами замерли перед ударом по мячу. Скульптор Иван Шадр установил в парке им. М. Горького в Москве обнаженную девушку с веслом, как символ эмансипации. Правда это произведение подвергли критике за чрезмерно мощную пластику форм и эротичность. Однако во всей стране скульптуру растиражировали. Региональные скульпторы «одевали» гипсовых дам с веслом в купальники, шорты, штаны.

Кино и музыка не могли оставаться в стороне. В том же году на экраны вышел фильм «Вратарь» режиссера Семена Тимошенко по сценарию Льва Кассиля. По сюжету деревенский парень Антон ловко ловит арбузы на пароме. Это замечают члены футбольной команды «Гидраэр», возвращающиеся с тренировки, и говорят, что он прирожденный вратарь. Парень вскоре становится лучшим вратарем Москвы. От успехов у него начинается «звездная болезнь». Вскоре он уходит в команду потенциальных соперников.

Однако коллектив – великая сила. Под его воздействием Антон приходит в себя, осознает свои ошибки. В финале вставший на путь исправления юноша стоит в воротах сборной СССР. Противники — проклятущие, коварные англосаксы. По советским воротам назначен одиннадцатиметровый удар. Антоха не только ловит мяч, но и успевает добежать до ворот противника и забить гол. Вот такая сила коллективной проработки «по-большевистски».

film vratar

Кадр из фильма «Вратарь»

Неизвестный марш

isaak dunaevskij

Исаак Дунаевский

Естественно, фильму требовался хит. На этот случай всегда под рукой были композитор Исаак Дунаевский и поэт Василий Лебедев-Кумач. Получившаяся песня бодрит невероятным обилием глаголов в прологе:

Ну-ка, солнце, ярче брызни!
Золотыми лучами обжигай!
Эй, товарищ, больше жизни!
Поспевай, не задерживай, шагай!
Чтобы тело и душа были молоды,
Были молоды, были молоды,
Ты не бойся ни жары и ни холода,
Закаляйся, как сталь!

Надеюсь, про последнюю строчку все все поняли. Где «сталь», там и Сталин. Вообще, Лебедев-Кумач всегда держал нос по ветру и в отличие от большинства граждан понимал: в СССР спорт подразумевает военную подготовку. Поэтому строчки песни имеют соответствующее продолжение:

Физкульт-ура!
Ура! Ура!
Будь готов,
Когда настанет час бить врагов,
Со всех границ ты их отбивай.
Левый край, правый край, не зевай!

Эй, вратарь, готовься к бою:
Часовым ты поставлен у ворот.
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идет!

vasilij lebedev kumach

Василий Лебедев-Кумач

Песенку назвали «Спортивным маршем». Что вполне заслуженно. Она звучала на всех спортивных мероприятиях. Вообще, в силу неучастия СССР в мировом олимпийском и в целом спортивном движении в советской стране проводили массу внутренних спартакиад и соревнований. И когда в 1948 году это движение возобновилось после военных лет, представители других видов спорта заявили, что песня хорошая, но только о футболе. А как же остальные дисциплины? Тогда автор таких известных песен, как «Три танкиста», «Спят курганы темные» и так далее, Борис Ласкин сочинил на музыку Дунаевского новый текст. В нем упоминались и бегуны, и прыгуны, гимнасты, а в припеве фигурировал вождь народов:

Пускай шумит над нами
Спортивной славы знамя,
Наказ вождя к победам нас ведет,
Вперед, смелей вперед – и ждет тебя успех!
Пусть будет неизменно:
Советские спортсмены
Сильнее всех, быстрее всех
И выше, лучше всех!

Песня оптимистическая, но прожила она недолго. Именно из-за слов о Сталине после его смерти в марте 1953-го канула в Лету, не став гимном советского спорта.

Еще материалы рубрики:

«Ты да я, да мы с тобой». Как сложилась судьба актеров из фильма «Тихие троечники»

«В каждой строчке только точки после буквы «л»…» Как знаменитый поэт-песенник ушел в монастырь

Как крушение поезда сподвигло поэта на написание стихотворения «С любимыми не расставайтесь»

«Песня про Джеймса Бонда». Как Владимир Высоцкий написал едкие строчки о Шоне Коннери

«Утомленное солнце». В первой версии этого хита 1930-х герой намекает на суицид

Смотрите также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Выставка «Россия — Беларусь. Пересечение судеб» откроется в Национальном художественном музее 23 декабря

Национальный художественный музей Республики Беларусь совместно с Государственным Русским музеем откроет выставку «Россия — Беларусь. Пересечение судеб» 23 декабря, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении культуры.

Национальный художественный музей

Презентация выставки прошла 14 сентября в Мраморном дворце Государственного Русского музея во время юбилейного Х Международного Санкт-Петербургского форума объединенных культур. В основании концепции выставочного проекта — идея об исторической культурной общности двух современных суверенных государств, России и Беларуси, уникальности и единства, аутентичности и взаимовлияний в пространстве культуры.

В Национальном художественном музее Республики Беларусь будет представлено около 300 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства из богатых собраний двух ведущих художественных музеев России и Беларуси. В четырех экспозиционных залах можно будет увидеть произведения мастеров, родившихся на исторических белорусских землях и получивших профессиональное образование в российских учебных заведениях.

Желающие смогут ознакомиться с творческим наследием более 50 выдающихся мастеров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, в том числе с работами Ивана Хруцкого, Леона Бакста, Александры Экстер, Витольда Бялыницкого-Бирули, Станислава Жуковского, Марка Шагала, Георгия Нисского, Мая Данцига, Ильи Чашника, Анатолия Каплана, Анатолия Тычины, Ильи Гинцбурга, Льва Ивановского — мастеров, чье искусство стало знаковой частью мирового культурного наследия.

Выставка продлится до 31 марта 2025 года.

В Минске запустили новый проект для старшеклассников «Точка опоры»

Информационно-просветительский проект для столичных старшеклассников «Точка опоры» стартовал в Минске 12 декабря, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 07 kopiya

Суть нового проекта — помочь подрастающему поколению найти ориентиры в жизни и сформировать собственные ценности и смыслы, развить свой потенциал.

— Наша аудитория — учащиеся 11-х классов. Многие уже определились с будущим профессиональным призванием, а кто-то еще находится в раздумьях. И подобные встречи дают возможность сказать детям о том, что Беларусь — страна возможностей. И в своем государстве может себя реализовать абсолютно любой молодой человек, — отметила первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Людмила Борисенко.

Старт проекта состоялся на площадке Минского городского дворца культуры. Первая «Точка опоры» — и сразу невероятный охват. Более 12 тыс. одиннадцатиклассников стали полноценными участниками встречи. Кто-то находился в зрительном зале, а кто-то подключился дистанционно из своего учреждения образования.

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 02 kopiya

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 04 kopiya  12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 52 kopiya

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 43 kopiya

— Неплохая идея — приглашать в дальнейшем спикеров и экспертов по желанию самих ребят. Если у школьников есть интерес встретиться с тем или иным общественным деятелем, они могут высказать свои предпочтения, — сказала Л. Борисенко.

В диалоге со старшеклассниками поучаствовали ректор Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Вадим Богуш, научный сотрудник Института философии Национальной академии наук Беларуси, политолог Петр Петровский, директор Института генетики и цитологии НАН Людмила Макарина-Кибак. Каждый из спикеров рассказал о своем профессиональном пути. Они состоялись в карьере, имеют значимые достижения в науке и образовании.

Но главные участники проекта, безусловно, сами ребята. Формат встречи — живой диалог без ограничений, во время которого можно было задавать взрослым абсолютно любые вопросы. И такой возможностью старшеклассники всецело воспользовались. Например, спрашивали, слушают ли гости определенных поп-исполнителей, зачем в школе и университете так много экзаменов по истории Беларуси, как будет развиваться искусственный интеллект. Школьников даже интересовали тенденции международной политики.

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 24 kopiya

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 08 kopiya

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 36 kopiya

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 41 kopiya

— Будет ли себя чувствовать комфортно в техническом вузе абитуриент, у которого творческий склад характера? — прозвучал вопрос из зала.

— Да. Более того, приведу пример из своей биографии: я оканчивал музыкальную школу, — ответил В. Богуш. — Мне как ректору важны творческие способности студента, дружит ли он со спортом. Для меня музыка — это на 50 % математика. Потому считаю, что все эти компоненты для настоящего инженера — очень классное дополнение, и помогут в решении профессиональных задач. Сцена, свет, музыка и поддержка в вузе для творческих ребят обеспечены.

Даниил из гимназии № 36 поинтересовался, будет ли предоставлять БГУИР льготы выпускникам инженерных классов.

— Вуз пока еще не запустил собственных профильных классов, но мы планируем это сделать со следующего лета. Есть важное и классное направление — микроэлектроника. Сейчас вся эта сфера проходит у нас большую модернизацию, и мы хотим сделать инженерный класс с этой направленностью. Правда, он будет не классический, а сетевой. Из нескольких школ Минска сформируем группу заинтересованных ребят, которые по субботам в нашем университете, на базе наших лабораторий будут заниматься. И, думаю, по этому профилю мы в будущем сможем обеспечить абитуриентам льготную траекторию для поступления, — рассказал В. Богуш.

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 42 kopiya

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 12 kopiya

12 12 2024 politika proekt tochka opory mozolevskij 15 kopiya

— Какой жизненный совет вы можете дать будущим медикам? — адресовали вопрос М. Макариной-Кибак.

— Надо быть готовым к тому, что придется жертвовать собой, чтобы человеку, которого ты лечишь, было хорошо. Почему жертвовать собой? Я не всегда это приветствую, но в любое время суток ты должен помнить: ты — тот, кто помогает людям. И здравоохранение — это не про материальное обогащение. Да, заработать деньги можно, но врачевание — это прежде всего про помощь людям, — сказала М. Макарина-Кибак.

П. Петровский дал совет ребятам:

— Не надо никогда думать, что все, что происходит за границей, — хорошо. Развивайте критичность. В любой науке, будь то в философии, биологии или физике, должна быть критичность, самокритичность. Философия начиналась с диалога. Есть одно мнение, второе. Потом начинается рефлексия, осознание и понимание. Здесь я бы никогда не думал, что там, за границей, все хорошо, все надо брать — и переносить на нашу почву, — сказал П. Петровский.

Проект «Точка опоры» станет регулярным мероприятием, которое будет проходить на различных площадках Минска.

Фото Юрия Мозолевского