izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Почему фильм «Девушка с гитарой» с песней «Люся, Люся» стал причиной травли и опалы Людмилы Гурченко

О том, как создавалась песня «Люся, Люся», — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Girl with a guitar 9

На волне успеха

Фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» вышел на экраны в 1956 г. и имел оглушительный успех. Картину посмотрело 48,64 млн зрителей. Лента моментально сделала знаменитой начинающую актрису Людмилу Гурченко. Впрочем, она случайно в ней оказалась. На роль Леночки Крыловой долго искали исполнительницу. По собственным рассказам Людмилы Марковны, она однажды шла по коридорам «Мосфильма» и встретила директора студии Ивана Пырьева. Он поморщился, потом задумался и велел идти за ним. Привел в 3-й павильон, где шли кинопробы, и сказал Рязанову: «Вот эта подойдет. Только сними получше — и будет человек».

Boris Laskin

Борис Ласкин

В следующем, 1957 г. в Москве готовились к проведению VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Министр культуры СССР Николай  Михайлов, предложил не изобретать велосипед, а в переносном смысле слова прокатиться на волне успеха «Карнавальной ночи», сняв такое же кино, но о фестивале. Рецепт успеха, как ему казалось, прост: нужно взять ту же исполнительницу главной роли — Гурченко, тех же сценаристов — Бориса Ласкина, Владимира Полякова — и успех обеспечен. Но, во-первых, в прежней картине звучали острые социальные шутки, например, «Есть установка весело встретить Новый год» или «Бабу Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своем коллективе». А тут чиновник строго-настрого приказал литераторам, писавшим монологи, не допускать сатиры. Во-вторых, режиссера начальник решил взять другого, считая молодого Рязанова недостаточно ответственным для такого серьезного задания международного масштаба. Постановщиком назначил Александра Файнциммера. Человек с регалиями, кстати, долго работал на студии «Белгоскино», заслуженный деятель искусств БССР, получил Сталинскую премию за белорусский фильм «Константин Заслонов». Снимал патриотическое и военное кино. Но вот беда: к жанру комедии никогда не имел отношения. Начальство так рассуждало: танцует в присядку — спляшет и танец маленьких лебедей. В общем, Александру ничего не оставалось делать, как принять за честь оказанное ему высокое доверие.

Aleksandr Fajnczimmer

Александр Файнциммер

В итоге сюжет фильма получился о том, как в дни международного фестиваля в Москве, имеющая все данные, чтобы стать актрисой, продавщица музыкального магазина Танечка Федосова, привлекает к прилавку гостей столицы своей одаренностью. Она поет и танцует, а вместе с ней и все остальные, в основном иностранные студенты.

Картину начали снимать до фестиваля, а продолжили в дни молодежного форума. Таким образом, в кадр попали и настоящие делегаты.

Не предвещало беды

Официальными композиторами фильма стали вполне именитые Аркадий Островский и Юрий Саульский. Они написали 12 песен. Поскольку международный фестиваль — официальное мероприятие, их попросили отнестись к музыке всерьез. Видимо, наказ начальства так напугал композиторов, что все мелодии получились холодными, академическими и не ушли в народ. Людям нужно что-то попроще. Из этой категории была песенка Островкого на слова Ласкина, она запомнилась всем:

Люся, Люся, я боюся,

Что тобою увлекусь я.

Если, Люся, увлекусь я,

За себя тогда боюсь я.

В фильме ее спел Владимир Гусев, исполнивший роль композитора Корзикова, который по сюжету ухаживает за главной героиней.

Кроме Гусева и Гурченко в фильме поют и другие актеры. Например, Михаил Жаров в роли директора магазина, который все время боится, что его продавщицу позовут замуж и она уволится, исполняет бытовой романс своего персонажа «В музыкальном магазине я служу, радость жизни в этом деле нахожу». Его экранную жену сыграла Фаина Раневская. Вообще, в ленте много известных актеров. Например, Михаил Пуговкин, Георгий Вицин, Олег Анофриев. Примечательно: кино стало первым в биографии 37-летнего Юрия Никулина. Он исполнил роль пиротехника-неудачника. Юрий Владимирович придумал образ растяпы в кедах, с постоянно полуоткрытым от изумления ртом, который позже использовал в фильмах Гайдая. Знаменитого клоуна киношники заметили именно в этой картине. С нее началось его шествие в кинематографе.

7 5Если в целом оценивать фильм, то, конечно, он менее смешной, чем «Карнавальная ночь», где сюжет скреплен репризами Игоря Ильинского, образом лектора-астронома в исполнении Сергея Филиппова и колкой критикой советской бюрократической системы. Тут же, как мы помним, попросили действовать, не критикуя. К тому же в «Девушке с гитарой» не было хита, каковым стал «Пять минут» из прежнего фильма. Но в то же время бодрое, цветное кино, полное эффектных номеров, не вызывало отторжения. Оно явно было снято по клише американских мюзиклов 1930-х годов, с которыми Файнциммер ознакомился в Госфильмофонде перед началом съемок. Ничто не предвещало беды.

Спусковой механизм

Зрители приняли картину. С удовольствием ходили в кинотеатры, отвлекаясь от повседневных забот. Но неожиданно в центральной прессе стали появляться заголовки «К легкому жанру по … легкому пути», «Опасный крен», «В плену дурного вкуса», «Еще одна девушка». Даже в газете «Известия» написали, что «Девушка с гитарой» — попытка растянуть на полтора часа песенку про пять минут. Ругали и песню «Люся, Люся, я боюся», называя фарсом. А что же в комедийном кино, оперу распевать?

В общем, Людмилу Марковну заклеймили, называли бездарной певичкой из кабаре. А министр культуры СССР, который, собственно, и затеял съемки клише «Карнавальной ночи» на новый манер, сделал вид, что он ни при чем, и встал в первые ряды критиков. Как вспоминала актриса, когда ее вызвали к нему, думалось, что будет хвалить. Но министр вместе с присутствовавшим в кабинете заместителем начали ее прорабатывать, называя позорищем, выделывающим на экране вертлявые западные штучки, недостойные советской комсомолки. Грозились придать ее имя забвению. Так оно и вышло. На московские студии путь ей был заказан. Снималась в эпизодах на «Ленфильме», Одесской студии. На хлеб зарабатывала встречами со зрителями в провинции. Не то, чтобы ее карьеру свели на нет. Просто в ближайшие 20 лет не предлагали фееричные главные роли, как в фильме Рязанова. А это как раз годы, когда актриса была молода и полна сил. Кстати, пострадала не только она. После скандала вокруг фильма прикрыли джазовый оркестр композитора Юрия Саульского.

shhshh 3В 1970-е сын Файнциммера Леонид Квинихидзе начал приглашать Гурченко в свои фильмы, словно искупая вину отца. Так Людмила Марковна снялась в музыкальных лентах «Соломенная шляпка» (1974), «Небесные ласточки» (1976). В ту пору ее карьера вновь пошла в гору, хотя актрисе было за 40.

В 2000-х Гурченко рассказала об истинных причинах всей вакханалии. Оказалось, после профессионального взлета ее пригласили на Лубянку, вербовали. Вернее, предложили сотрудничество: раз в несколько месяцев приходить и в письменном виде излагать услышанное и увиденное в артистической среде с акцентом на интересующих ведомство лиц. Взамен все блага: загранкомандировки, поездки на фестивали, зеленый свет в получении ролей. Гурченко наотрез отказалась. Это и стало спусковым механизмом шумихи, реакции прессы, поведения министра и остальных. Очевидно, что всевидящее ведомство задействовало против нее свои возможности.

Песню «Люся, Люся, я боюся», позже исполнял шансонье Вася Пряников и еще несколько его коллег. Спел и юморист Юрий Гальцев в одной из юмористических ТВ программ. А Людмила Марковна в зрелом возрасте смогла не только вернуть былую славу, но и превзойти успех своей юности.

Читайте также:

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Хоккеисты «Динамо-Минск» победили «Амур» в Хабаровске

Минское «Динамо» в заключительном матче выездной дальневосточной серии регионального чемпионата КХЛ победило в Хабаровске команду «Амур» со счетом 5:2, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

3deac95b1bfd73aa77c627f4fc483847

Уже по привычке динамовцам пришлось отыгрываться. В самом начале матча Алекс Броадхёрст после шикарной передачи Алекса Гальченюка поразил ворота Андрея Тихомирова броском с ближней дистанции.

Однако еще до перерыва «зубры» сумели сломить сопротивление «тигров». Вначале Виталий Пинчук удачно действовал на добивании после броска Александра Волкова. А затем уже он сам, воспользовавшись грубой ошибкой голкипера Дамира Шаймарданова, вывел «Динамо» вперед.

В перерыве Дмитрий Квартальнов решил поменять вратаря: вместо Тихомирова на площадку вышел Егор Вельмакин, в последних играх сосланный в фарм-клуб.  И на 26-й минуте Константин Барулин сумел его «распечатать»: подставил клюшку на пятачке после прострела того же Броадхёрста.

Но «бело-голубые» в этот день были буквально неудержимы. Брэди Лайл с паса Вадима Шипачёва (его 650-я передача в КХЛ!) забросил шайбу в ворота хабаровского «Амура».

В третьем же периоде «дубль» оформил Роман Горбунов. Таким образом, белорусская команда уверенно победила в матче — 5:2. Две победы и одно поражение — вполне достойный итог выездной серии.

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Брился наголо и подражал Маяковскому, в 19 лет возглавил сельсовет. Что мы знаем о Петрусе Бровке

Всегда активный, стремительный, полный идей Пётр Бровка любил повторять: «Не зря моя фамилия звучит в унисон с «уловкой», «рокировкой», «сноровкой». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».   

pyatrus brouka

Подражал Маяковскому

Белорусский и советский писатель, поэт, переводчик Пётр Бровка (Пятрусь Броўка) не оставил после себя мемуаров и дневников, хотя многие просили его создать автобиографическую книгу. На это он лаконично и шутливо отвечал: «Всё знать вредно для здоровья». И это не мудрено, так как годы его взросления и становления как литератора пришлись на очень непростые времена для страны и писателей.

Родился Пётр Устинович 12 июня 1905-го в деревне Путилковичи (ныне Ушачский район Витебской области) в крестьянской семье, где было девять детей. Окончил три класса церковно-приходской школы в Лепеле. Казалось бы, лишь азы образования. Однако на фоне поголовной безграмотности на селе он, что называется, был нарасхват. Под диктовку писал письма на фронты Первой мировой отцам и братьям соседей, затем читал полученные ответы. С 13 лет работал переписчиком, делопроизводителем, счетоводом, а в неполные 19 лет возглавил сельсовет! Эпоха не оставляла времени на раздумья и раскачку. В 1925-м Пётр уже руководил отделом в полоцком райкоме комсомола. А через два года стал ответственным секретарем редакции газеты «Чырвоная Полаччына». Начал публиковать свои лирические стихи. Вступил в литературно-художественное объединение «Маладняк». Ребят сплотила не только литература, но и дружба, возраст.

В 1928-м Пётр поступил в БГУ на литературно-лингвистический факультет. Там всерьез увлекся творчеством Маяковского, даже подражал ему внешне: стригся наголо, носил шляпы с полями. Отразилось это и на литературной стилистике Бровки: отодвинул лирику в сторону, взялся за провокационные стихи-лозунги. После гибели поэта в 1930 году отправился в Москву проститься с кумиром, едва не погиб в давке на его похоронах.

Будучи студентом, Пётр познакомился с Еленой Михайловной Ридевской. У пары родился сын Юрий. Супруга всю жизнь оставалась музой литератора.

Публично каялся

Еще одним эталоном для Бровки современники считали Янку Купалу. По некоторым воспоминаниям на рубеже 1920–1930-х Пётр работал литературным секретарем народного поэта. Их часто видели вместе. Вскоре под волну раскулачивания попали мать и сестра классика. Он приложил огромные усилия, чтобы родные избежали тюрьмы. Но это было еще не все. Купалой заинтересовались компетентные органы, обвиняя в поддержке мифической антисоветской организации «Саюз вызвалення Беларусi». Тот понимал, что Бровка в опасности, и попросил на какое-то время забыть его адрес и сжечь экземпляр его запрещенной трагикомедии «Тутэйшыя», который хранился в доме молодого литератора. На прощание мастер посоветовал коллеге написать что-то созвучное эпохе, чтобы выжить. Вскоре появилась поэма Петра «Сквозь горы и степи» (1932), посвященная Гражданской войне. Купала же пережил множественные допросы. В тот период для известных людей существовал необычный способ самозащиты — покаянное письмо в центральной прессе.

s zhenoj i synom 1955 god

Пётр Бровка (справа) с женой и сыном (1955 г.)

Этим пользовались многие, когда жизнь висела на волоске, например Корней Чуковский, Юрий Олеша. Вот и белорусский классик письменно публично повинился, сочинил несколько стихотворений в честь Сталина, и от него отстали.

Несмотря на старания соответствовать времени, Бровка тоже едва не угодил под каток репрессий. В 1937 году арестовали шестерых его друзей по давно расформированному литобъединению «Маладняк». И 25 марта собрание Союза писателей БССР выслушало его публичное раскаяние.

Взял на себя труд

В 1930-е вышли восемь сборников стихов Бровки. В 1934 году по его сценарию на студии «Белгоскино» сняли картину «Кто твой друг» о разоблачении расхитителей социалистической собственности. Примечательно, что роли в ней исполнили звезды первой величины тех лет: Николай Черкасов, Клавдия Шульженко.

В 1940-м литератора назначили редактором в журнале «Полымя», который возглавлял Михаил Лыньков. У печатного органа Союза писателей БССР в то время был не слишком большой тираж — всего 2 тысячи экземпляров. Выходило издание один раз в месяц.

В июне 1941 года Пётр с семьей сумел уехать из пылающего Минска. Добравшись до Москвы, отправился в военкомат записываться в добровольцы. Но поскольку у Бровки было плохое зрение, вместо винтовки ему выдали белый билет неподлежащего мобилизации. Однако отсиживаться в тылу он не собирался. Смог добиться разрешения отправиться на фронт в качестве военного корреспондента. Работал во фронтовой газете «За Савецкую Беларусь» вместе с Максимом Танком, Кондратом Крапивой и другими коллегами, сотрудничал с партизанскими печатными изданиями. В период войны вышли два его поэтических сборника, посвященных борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Будучи на фронте, Бровка ничего не знал о судьбе своей матери, которая осталась на оккупированной территории. Только после Победы выяснил, что она оказывала помощь партизанам. Об этом стало известно гитлеровцам от доносчика. Ее схватили и отправили в лагерь смерти Освенцим. Периодически там устраивали выборочные расстрелы. Ставили всех шеренгами, выводили каждого десятого и убивали. Как-то раз она оказалась девятой, а десятой была девушка из ее села. Решив, что свое пожила, мать поэта вызвалась встать под пулю вместо нее.

В 1945-м журнал «Полымя» возобновил деятельность. Издание возглавил Пётр Устинович. А спустя три года он стал председателем правления Союза писателей БССР, где проработал 20 лет. Охотно принимал в творческий союз выживших в лагерях реабилитированных товарищей. Во время хрущевской оттепели напоминал о бдительности и самоцензуре, повторяя фразу одного из молодых коллег «Учтите, вывески меняются легко, а жизнь и люди меняются гораздо дольше и сложнее».

Кабинетная работа не отлучила от творчества. Он продолжал сочинять стихи, переводил на белорусский язык произведения Владимира Маяковского, Александра Твардовского, Джорджа Байрона и многих других. Писал и прозу. Его роман «Когда сливаются реки» о строительстве ГЭС экранизировала Литовская киностудия.

С января 1967 года Пётр Устинович — главный редактор и фактический создатель Белорусской советской энциклопедии. Сумел сделать так, чтобы в нее вошли темы, которые считались исторически неоднозначными. Устроил все так, чтобы идеологи визировали макеты страниц. Ведь знал: мало кто из них читает книги вдумчиво — подмахнут не глядя. Так и вышло. С большим коллективом авторов работал над энциклопедией до самой кончины в 1980-м. Тогда же ему присвоили звание «Почетный гражданин города Минска». В 1982-м именем литератора назвали улицу в белорусской столице.

Еще материалы рубрики:

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Как Екатерина Карстен стала императрицей академической гребли

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Анатолий Ярмоленко: нужно быть честным и в любви, и на сцене, и в жизни

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Композитор Оловников сочинил десятки песен о героях Великой Отечественной

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Восхищался жизнью, несмотря на трудности. Каким был поэт Максим Танк

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Почти 40 лет отдал масштабному строительству в столице. Рассказываем о Викторе Мицкевиче