f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

Почему фильм «Горячий снег» урезали до односерийного кино и удалили все сцены со Сталиным

На худсовете «Мосфильма» 25 октября 1972 года показали готовую ленту по роману Юрия Бондарева «Горячий снег». Присутствовавший Эльдар Рязанов встал и сказал: «Сегодня у нас произошла встреча с большим и волнующим произведением искусства». Как работали над сценарием и фильмом, от чего избавлялись в литературной основе и почему — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». 

51cbb63066e7ff31a680213a2c8d9ad6a18be172b9ea8921ed04e5eb0a3db582

О чем кино

Декабрь 1942 года. В окружении под Сталинградом оказывается 330-тысячная группировка войск немецкого фельдмаршала Паулюса. Армия фельдмаршала Эриха фон Манштейна с помощью так называемого «танкового кулака» пытается прорвать кольцо блокады. Но подразделения генерала Петра Бессонова героически отражают все попытки фашистов вызволить своих из котла.

Он чужероден

Писатель-фронтовик Юрий Бондарев всегда считался мастером окопной правды. Для него оставалось важным, что думали, чувствовали солдаты на переднем крае. Он сам участвовал в событиях, описанных в его романе «Горячий снег», был ранен.

В 1960-е по произведениям Бондарева поставили три картины: «Последние залпы» (1961), «49 дней» (1962), «Тишина» (1964). И вот 5 февраля 1970 года в Шестом творческом объединении «Мосфильма» с литератором подписали договор на создание сценария по «Горячему снегу». Чиновники пожелали при обсуждении первой редакции, чтобы писатель расширил круг центральных персонажей, имеющих личные истории, а не ограничивался отдельными героями. После таких пожеланий в драматургии возникает путаница и нагромождение. Но автор согласился. Также была отмечена избыточность в окопах диалогов, вполне свойственных военной обстановке: было велено иметь чувство меры. Литератор ответил, что без философии добра и зла не обойтись.

В июле, после очередных слушаний материала, поступила новая вводная: добавить лирики в отношения героев. Например, продемонстрировать историю любви лейтенанта Дроздовского и санинструктора Тани.

Вполне законное требование. Война, перемежающаяся с проявлениями жизни во всем многоцветии, смотрится любопытнее. Должны же быть спады накала. Таков закон любого повествования.

История с работой над сценарием затянулась. К ней подключили даже стороннего соавтора Евгения Григорьева, который к тому времени работал руководителем сценарной группы на «Беларусьфильме». Воспользовавшись своим отпуском, он дорабатывал сцены. Но в апреле 1971 года начальство вдруг заявило, что трехчасовой двухсерийный фильм не нужен. Достаточно полнометражного. Никто не будет следить за длинными эпизодами боев. Главный военный консультант — первый заместитель министра обороны СССР генерал Иван Павловский — был против сокращения. Считал необходимым продемонстрировать зрителю силу противника и его замысел. Но в Госкино СССР и на студии вели себя на удивление решительно. Ссылались на дефицит кинопленки и средств. Помимо прочего, выбросили все сцены со Сталиным. Одну — в Ставке Верховного Главнокомандования, другую — в госпитале, где вождь лично посещает раненного в боях сына генерала Бессонова. Еще свежи были воспоминания о разоблачении культа личности. Редакторы даже заявили: «В данном материале Сталин чужероден». И подытожили: пусть эта полнометражная картина будет просто о «людях на войне». Возможно, поэтому лента так полюбилась зрителю.

Отдельная эпопея шла в борьбе за режиссера. Гавриил Егиазаров имел немалый опыт как оператор, а потом в качестве постановщика сделал фильмы «Встреча на переправе» (1963), «Строится мост» (1965), «Только три ночи» (1969). Но это в Госкино СССР казалось недостаточным. Юрию Бондареву пришлось писать письмо генеральному директору «Мосфильма» Владимиру Сурину, где он выражал полное доверие к Гавриилу и брал всю ответственность на себя.

a0bcb9df 7983 5404 9dd0 adbdf3c5424c

Карьера — впереди

На роль генерала Бессонова пробы проходили Иван Лапиков, артист МХАТа Владимир Кашпур и даже исполнитель из Новосибирска Евгений Лемешонок. Все они в ту пору много снимались в кино. Были узнаваемы.

Не менее известным представлялся Георгий Жжёнов, исполнявший роли разведчиков, военных, милиционеров. После картины «Берегись автомобиля» он и вовсе стал одним из любимых артистов своего поколения. Поэтому остановились на нем.

Уроженец Минска Николай Еременко — младший в год съемок окончил ВГИК. Успел сняться в двух маленьких киноролях. Но потенциал ощущался. Ему дали роль лейтенанта артиллерии Владимира Дроздовского. Возлюбленной этого персонажа, Таней, на экране стала Тамара Сидельникова.

После успеха в кинохите «Белое солнце пустыни» (1970) Анатолий Кузнецов стал знаменитостью. Тут он сыграл дивизионного комиссара, члена военного совета армии Виталия Веснина.

В работе приняли участие и артисты, слава к которым пришла позднее: Игорь Ледогоров, Юрий Назаров.

903ed59f bd29 5150 af2e 817ac1fa9b80

Специальные кони

На съемки выехали в октябре 1971 года под Новосибирск в Коченевский район. У местной реки Чик рабочие рыли траншеи, окопы. Туда же привозили технику по железной дороге. Потребовалось много немецких «Тигров». Их в нужном количестве не нашли. Художники-декораторы, глядя на снимки, обшивали фанерой советские Т-34, красили, стараясь добиться схожести. Так легендарные русские боевые машины в кадре стали немецкими. Также обнаружилось, что на военных спецскладах в Сибири полно стрелкового оружия времен войны. Его использовали.

С 1950-х годов при «Мосфильме» в Подмосковье существовал конный полк. Там проходили службу как случайные люди, так и дети кинематографистов. Подразделение образовали в связи с частыми обращениями в Минобороны СССР с просьбой выделить лошадей для батальных сцен в фильмах о войнах и революциях. Именно оттуда для ленты «Горячий снег» прибыли кони и всадники в специальных вагонах.

Зима выдалась морозной. И это упростило задачу воссоздания событий декабря 1942 года. В Москву группа вернулась лишь в марте 1972-го. Съемки завершили на полигоне Алабино.

Сначала за кадром исторические события, обстановку на фронтах освещал Владимир Басов. К этому моменту он сыграл много коротких комедийных ролей. Поэтому начальство потребовало замены его узнаваемого голоса. Вместо него текст прочел Алексей Консовский.

Во время озвучивания ролей в студии от актеров потребовали снизить накал и тон, который явно превышал средний уровень на черновой звуковой дорожке. Также вырезали все обороты и выражения, показавшиеся редакторам грубыми. Хотя объективно в окопах выражались еще резче — по понятным причинам.

В октябре фильм показали художественному совету студии, а 4 декабря 1972-го состоялась премьера в кинотеатрах. Стоит заметить, что как раз в те дни отмечали 30-летие продемонстрированных в кино событиВ первый год показов фильм посмотрело более 23 миллионов зрителей. С тех пор ежегодно его транслировали по телевидению до развала СССР. Всякий раз картина вызывала интерес. В 2013 году на «Мосфильме» сделали цифровую реставрацию ленты.

Еще материалы рубрики:

Узнали, какие премьеры военных лент ожидают зрителей в ближайшие время

Как знаменитый командующий ВДВ Василий Маргелов спас фильм «В зоне особого внимания» от запрета

Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»

Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Чтобы было чисто: на совещании в Мингорисполкоме обсудили работу по вывозу отходов

Качество организации работ по вывозу коммунальных отходов обсудили на заседании рабочей группы по вопросам содержания и благоустройства города в Мингорисполкоме 16 мая, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

вывоз мусора

О деятельности подчиненных организаций сообщили директор предприятия «Спецкоммунавтотранс» Анатолий Жаврид и генеральный директор СООО «Ремондис» Эрвин Куртбединов.

Как отметили оба руководителя, проблемы у предприятий, занимающихся одним видом деятельности, схожие. Одна из них — затруднения в подъезде мусоровозов к контейнерам из-за припаркованного во дворах транспорта. Впрочем, руководитель СООО «Ремондис» уточнил, что в организации водителям спецтранспорта выданы телефоны, с помощью которых те могут фотографировать автомобили, мешающие подъезду к контейнерным площадкам, и пересылать снимки в ГАИ.

— Результаты мы уже ощутили, парковаться возле площадок минчане стали реже, — пояснил Э. Куртбединов.

— В последнее время в городе устанавливаются модульные конструкции для сбора мусора. Думаю, если размещать их возле торцевых сторон домов, проблем с забором мусора станет меньше, поскольку мусоровозам не придется заезжать во дворы, — сказал О. Корзун. — Что касается припаркованных автомобилей, то мы обсуждаем возможность отмечать зону возле контейнеров желтой разметкой, показывающей водителям, что стоянка в этом месте недопустима, нарушителей этого правила могут привлечь к ответственности.

Еще одной проблемой для организаций, занимающихся вывозом мусора, являются небольшие организации, не спешащие заключать договоры на вывоз отходов. Кроме того, во многих случаях эти компании являются не собственниками, а арендаторами помещений и мотивируют отказы тем, что не планируют продлевать срок аренды. Как заметила генеральный директор ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Марина Толстик, в МГЖХ об этом знают, и сегодня создана рабочая группа, разрабатывающая схему взаимодействия собственников помещений с организациями, вывозящими отходы. Основу документа предполагается подготовить к июлю этого года.

Что касается достижений «Спецкоммунавтотранса» и «Ремондиса», А. Жаврид отметил, что в нынешнем году заметно уменьшилось количество жалоб в службу «115», связанных с вывозом отходов, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Э. Куртбединов сообщил, что в 2025-м на предприятии запустили проект по вывозу пищевых отходов на биогазовые установки. Также организован сбор просроченных медикаментов и вывоз медицинских отходов на термическое обезвреживание. Кроме этого, сотрудники «Ремондиса» проводят в школах города специальные экологические уроки, во время которых обучают ребят правилам сортировки и раздельного сбора отходов.

Мастер-классы, угощения, концерт. Большой семейный праздник пройдет в парке М. Горького 17 мая

Большой семейный праздник «Беларусь — за здоровую семью» пройдет в Центральном детском парке им. М. Горького 17 мая. Об этом на «Радио-Минск» в эфире программы «Говорит и показывает Минск» рассказала заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома Ольга Василевская, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

дети

— С 12 по 17 мая в республике проходит масштабная акция «Вместе — за крепкую и здоровую семью», — напомнила заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите. — В школах прошел единый урок ко Дню семьи, в колледжах и вузах — молодежные форумы, в учреждениях дополнительного образования — конкурсы детских рисунков. Значимым событием стало вручение орденов Матери. От имени Президента глава города наградил 15 многодетных минчанок.

Она отметила, что особенностью празднования Дня семьи в этом году стал креативный конкурс роликов в TikTok «#СемьяГлазамиРебенка»! В нем участвовали семь многодетный семей — по одной от каждого региона республики, а также столицы. Минск представляла семья Вашкевич.

— Финалом акции станет большой семейный праздник в Центральном детском парке им. М. Горького «Беларусь — за здоровую семью», — подчеркнула О. Василевская. — В программе награждение победителей конкурса «#СемьяГлазамиРебенка!», чествование многодетных пар, проживших в браке более 25 лет, спортивные соревнования, творческие мастер-классы, выставка техники МЧС и ГАИ, вкусные угощения. Гостей также ожидает праздничный концерт с участием Тео и Ольги Рыжиковой, солистов Большого театра Беларуси — Тараса Присяжнюка и Марты Данусевич. Выступления Гюнешь Абасовой, дуэта «НЕБА Sound» и других исполнителей и творческих коллективов. Начало торжества в 13:00.