Почему фильм «Горячий снег» урезали до односерийного кино и удалили все сцены со Сталиным
На худсовете «Мосфильма» 25 октября 1972 года показали готовую ленту по роману Юрия Бондарева «Горячий снег». Присутствовавший Эльдар Рязанов встал и сказал: «Сегодня у нас произошла встреча с большим и волнующим произведением искусства». Как работали над сценарием и фильмом, от чего избавлялись в литературной основе и почему — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
О чем кино
Декабрь 1942 года. В окружении под Сталинградом оказывается 330-тысячная группировка войск немецкого фельдмаршала Паулюса. Армия фельдмаршала Эриха фон Манштейна с помощью так называемого «танкового кулака» пытается прорвать кольцо блокады. Но подразделения генерала Петра Бессонова героически отражают все попытки фашистов вызволить своих из котла.
Он чужероден
Писатель-фронтовик Юрий Бондарев всегда считался мастером окопной правды. Для него оставалось важным, что думали, чувствовали солдаты на переднем крае. Он сам участвовал в событиях, описанных в его романе «Горячий снег», был ранен.
В 1960-е по произведениям Бондарева поставили три картины: «Последние залпы» (1961), «49 дней» (1962), «Тишина» (1964). И вот 5 февраля 1970 года в Шестом творческом объединении «Мосфильма» с литератором подписали договор на создание сценария по «Горячему снегу». Чиновники пожелали при обсуждении первой редакции, чтобы писатель расширил круг центральных персонажей, имеющих личные истории, а не ограничивался отдельными героями. После таких пожеланий в драматургии возникает путаница и нагромождение. Но автор согласился. Также была отмечена избыточность в окопах диалогов, вполне свойственных военной обстановке: было велено иметь чувство меры. Литератор ответил, что без философии добра и зла не обойтись.
В июле, после очередных слушаний материала, поступила новая вводная: добавить лирики в отношения героев. Например, продемонстрировать историю любви лейтенанта Дроздовского и санинструктора Тани.
Вполне законное требование. Война, перемежающаяся с проявлениями жизни во всем многоцветии, смотрится любопытнее. Должны же быть спады накала. Таков закон любого повествования.
История с работой над сценарием затянулась. К ней подключили даже стороннего соавтора Евгения Григорьева, который к тому времени работал руководителем сценарной группы на «Беларусьфильме». Воспользовавшись своим отпуском, он дорабатывал сцены. Но в апреле 1971 года начальство вдруг заявило, что трехчасовой двухсерийный фильм не нужен. Достаточно полнометражного. Никто не будет следить за длинными эпизодами боев. Главный военный консультант — первый заместитель министра обороны СССР генерал Иван Павловский — был против сокращения. Считал необходимым продемонстрировать зрителю силу противника и его замысел. Но в Госкино СССР и на студии вели себя на удивление решительно. Ссылались на дефицит кинопленки и средств. Помимо прочего, выбросили все сцены со Сталиным. Одну — в Ставке Верховного Главнокомандования, другую — в госпитале, где вождь лично посещает раненного в боях сына генерала Бессонова. Еще свежи были воспоминания о разоблачении культа личности. Редакторы даже заявили: «В данном материале Сталин чужероден». И подытожили: пусть эта полнометражная картина будет просто о «людях на войне». Возможно, поэтому лента так полюбилась зрителю.
Отдельная эпопея шла в борьбе за режиссера. Гавриил Егиазаров имел немалый опыт как оператор, а потом в качестве постановщика сделал фильмы «Встреча на переправе» (1963), «Строится мост» (1965), «Только три ночи» (1969). Но это в Госкино СССР казалось недостаточным. Юрию Бондареву пришлось писать письмо генеральному директору «Мосфильма» Владимиру Сурину, где он выражал полное доверие к Гавриилу и брал всю ответственность на себя.
Карьера — впереди
На роль генерала Бессонова пробы проходили Иван Лапиков, артист МХАТа Владимир Кашпур и даже исполнитель из Новосибирска Евгений Лемешонок. Все они в ту пору много снимались в кино. Были узнаваемы.
Не менее известным представлялся Георгий Жжёнов, исполнявший роли разведчиков, военных, милиционеров. После картины «Берегись автомобиля» он и вовсе стал одним из любимых артистов своего поколения. Поэтому остановились на нем.
Уроженец Минска Николай Еременко — младший в год съемок окончил ВГИК. Успел сняться в двух маленьких киноролях. Но потенциал ощущался. Ему дали роль лейтенанта артиллерии Владимира Дроздовского. Возлюбленной этого персонажа, Таней, на экране стала Тамара Сидельникова.
После успеха в кинохите «Белое солнце пустыни» (1970) Анатолий Кузнецов стал знаменитостью. Тут он сыграл дивизионного комиссара, члена военного совета армии Виталия Веснина.
В работе приняли участие и артисты, слава к которым пришла позднее: Игорь Ледогоров, Юрий Назаров.
Специальные кони
На съемки выехали в октябре 1971 года под Новосибирск в Коченевский район. У местной реки Чик рабочие рыли траншеи, окопы. Туда же привозили технику по железной дороге. Потребовалось много немецких «Тигров». Их в нужном количестве не нашли. Художники-декораторы, глядя на снимки, обшивали фанерой советские Т-34, красили, стараясь добиться схожести. Так легендарные русские боевые машины в кадре стали немецкими. Также обнаружилось, что на военных спецскладах в Сибири полно стрелкового оружия времен войны. Его использовали.
С 1950-х годов при «Мосфильме» в Подмосковье существовал конный полк. Там проходили службу как случайные люди, так и дети кинематографистов. Подразделение образовали в связи с частыми обращениями в Минобороны СССР с просьбой выделить лошадей для батальных сцен в фильмах о войнах и революциях. Именно оттуда для ленты «Горячий снег» прибыли кони и всадники в специальных вагонах.
Зима выдалась морозной. И это упростило задачу воссоздания событий декабря 1942 года. В Москву группа вернулась лишь в марте 1972-го. Съемки завершили на полигоне Алабино.
Сначала за кадром исторические события, обстановку на фронтах освещал Владимир Басов. К этому моменту он сыграл много коротких комедийных ролей. Поэтому начальство потребовало замены его узнаваемого голоса. Вместо него текст прочел Алексей Консовский.
Во время озвучивания ролей в студии от актеров потребовали снизить накал и тон, который явно превышал средний уровень на черновой звуковой дорожке. Также вырезали все обороты и выражения, показавшиеся редакторам грубыми. Хотя объективно в окопах выражались еще резче — по понятным причинам.
В октябре фильм показали художественному совету студии, а 4 декабря 1972-го состоялась премьера в кинотеатрах. Стоит заметить, что как раз в те дни отмечали 30-летие продемонстрированных в кино событиВ первый год показов фильм посмотрело более 23 миллионов зрителей. С тех пор ежегодно его транслировали по телевидению до развала СССР. Всякий раз картина вызывала интерес. В 2013 году на «Мосфильме» сделали цифровую реставрацию ленты.
Еще материалы рубрики:
Узнали, какие премьеры военных лент ожидают зрителей в ближайшие время
Как знаменитый командующий ВДВ Василий Маргелов спас фильм «В зоне особого внимания» от запрета
Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»
Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов