1200h90 2

Почему карьера песенника, которого называли Мистером Шлягером, по-настоящему началась лишь в 44 года

Этот музыкант и композитор доказал, что найти свое истинное предназначение можно и в 40+. Как складывался творческий путь Владимира Шаинского и какие шлягеры песенника знает каждый — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». 

vladimir shainskij s yuriem entinym

Юрий Энтин и Владимир Шаинский

Вон там порог

Июль 1969 года. Москва. По Тверскому бульвару к дому № 24, где располагалось главное управление фирмы «Мелодия», шел человек, как показалось бы сейчас, странного вида. На нем были майка-рогатка с логотипом «Динамо», джинсы и дерматиновые шлепанцы на босу ногу — не удивляющий в то время летний прикид. Это был никому неизвестный 44-летний музыкант Владимир Шаинский. Он работал в разных оркестрах, а в стол писал кантаты для хоров. И вот решил попробовать записать их на пластинку и издать. Ведь «Мелодия» в тот период — единственная в стране организация по массовому производству и распространению фонограмм.

Строгий вахтер не пустил будущую знаменитость дальше проходной, назвав его облачение пляжным. Тогда в фойе Владимир подошел к внутреннему телефонному аппарату, нашел в списке единственную знакомую фамилию: главный редактор детской редакции фирмы «Мелодия» Юрий Энтин. К детской тематике творчество Шаинского не имело отношения, однако он подумал, что шапочный знакомый поможет пройти внутрь. Но вахтер отказал и Энтину…

Владимир Яковлевич появился на свет в 1925 году в Киеве. Родители, студенты-химики, впечатленные недавней смертью вождя мирового пролетариата, назвали малыша в честь Ленина! Вскоре они развелись. Мама Ита Менделевна много трудилась в НИИ микробиологии и эпидемиологии. Сына оставляла на нянек — смешливых деревенских девушек, готовых работать за еду. Потом был детский сад. Мальчишка рано научился читать и обладал феноменальной памятью. Одно из ранних воспоминаний будущего маэстро о том, как он декламирует со сцены поэму о Сталине. Вообще, мать старалась воспитать Вову культурным человеком. Когда мальчику было 6 лет, отправила его в музыкальную школу, купив дешевую скрипку. Очень скоро стало ясно: Володя свяжет жизнь с музыкой. Его приняли в школу при Киевской консерватории, которую после начала войны эвакуировали в Ташкент. Там и завершил учебу.

В 1945-м Шаинский хотел поступить в Московскую консерваторию на композиторское отделение. Однако какой-то начальник решил, что в композиторском цеху переизбыток лиц еврейской национальности. Владимира перенаправили на оркестровый факультет. После окончания вуза начались 20 лет мытарств: несколько лет со скрипкой в оркестре Утёсова, преподавание в школах, обработка мелодий в разных коллективах. Он словно не мог найти свое предназначение. И когда ему уже исполнилось 36 лет, жена, композитор Ася Бахишкызы Султанова, сказала: «Я сочиняю на основе знаний, а у тебя идеальный слух, яркий талант, но образования не хватает». И посоветовала Владимиру ехать в Бакинскую консерваторию поступать на композиторский факультет, где в ту пору работал отличный педагог Кара Караев. Тот поставил условия: за парту только на общих основаниях, в том случае если готов. Так, взрослый мужчина четыре года грыз гранит композиторской науки. Питался рыбой, которую ловил сам. Тогда и увлекся подводной охотой, занимался ею всю последующую жизнь. В 40 лет вернулся в Москву, работал в разных оркестрах.

antoshka

Мультфильм «Антошка»

Звезды сошлись

После того как Шаинского развернули на вахте, Энтин предложил ему подождать в сквере рядом со зданием. Вскоре Юрий вышел, присел на лавочку, пробежался глазами по нотам кантат без всякого интереса. Потом спросил, как Владимир относится к музыке для детей. Тот ответил, что никак, никогда не пробовал, да и несерьезно это. «Так давайте попробуем!» — пожал плечами Энтин, желая помочь, и начитал: «Антошка, Антошка, пойдем копать картошку. Тили-тили, трали-вали, это мы не проходили, это нам не задавали». Шаинский тут же настучал пальцами по скамейке мелодию, известную сегодня каждому. Юрию понравилось. В ближайшие же дни песню записали. Но на «Мелодии» издавать на пластинке запретили, назвав ее гимном тунеядцев. Энтин чувствовал, что созданное имеет потенциал, и занес «Антошку» на радио в отдел сатиры и юмора, где младший редактор Регина Дубовицкая представила ее руководству как произведение, высмеивающее лодырей. Задорная музыка прозвучала в передаче «С добрым утром!». Тем же вечером Юрий возвращался из гостей и услышал, как пьяный мужик, садясь в такси, выкрикивает: «Тили-тили, трали-вали…» В том же году Леонид Носырев нарисовал Антошку, и мультипликационная иллюстрация сюжета песни вошла в сборник коротких историй «Веселая карусель», определив дальнейшую судьбу Шаинского.

raspisanie na poslezavtra

«Расписание на послезавтра»

Не все потеряно

С этого момента, как сказали бы сегодня, портал открылся! Шлягеры из мультфильмов «Шапокляк», «Чебурашка», «Крошка Енот», «Катерок», «Трям! Здравствуйте!» «Ну, погоди!», «Мама для мамонтенка» знают все. То же самое можно сказать о песнях совсем не детских: «А он мне нравится», «Родительский дом», «Не плачь, девчонка» и сотнях других. Владимир Яковлевич писал и для кино. Все началось с ленты «Анискин и Фантомас» в 1974-м. Спустя год режиссер Игорь Добролюбов пригласил Шаинского в Минск, где композитор с поэтом Михаилом Таничем создал песни на все времена для картины «По секрету всему свету»: «Когда мои друзья со мной», «На дальней станции сойду», «Ля-ля-ля, жу-жу-жу. По секрету всему свету, что случилось, расскажу!» Музыка маэстро звучит и в белорусских лентах «Расписание на послезавтра» (1979), «Удивительные приключения Дениса Кораблёва» (1979). Михаил Жванецкий говорил: «Ремонт невозможно закончить, его можно только прекратить». То же самое с рассказами о творчестве и жизни Владимира Шаинского. Тем более что была она долгой — 92 года. В год 100-летия композитора мы вспомнили лишь поворотные моменты его судьбы. Поэтому те, кто в 40 лет все еще не нашел свою главную стезю, предназначение, оглянитесь вокруг, ищите, не все потеряно!

Читайте также:

Почему многие подростковые зимние забавы времен СССР сочли бы сегодня экстримом или даже безумием

Что такое телеграмма, и почему такой вид связи пользовался огромной популярностью в СССР

Автовладение в СССР было похоже на бег с препятствиями, но для некоторых все же становилось настоящим хобби

Как в СССР использовали азарт граждан: «Кто возьмет билетов пачку, тот получит… водокачку»

Подсказал Гайдаю, как могут выглядеть Трус, Балбес и Бывалый. Как сложилась судьба Феликса Ясюкевича

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Фотофакт: в Минске открылся выставочный проект «Фрида»

Выставка, посвященная великой мексиканской художнице Фриде Кало, открылась во Дворце искусства 14 февраля. Подробности — в фоторепортаже корреспондента агентства «Минск-Новости».

В основу экспозиции легли работы белорусских авторов, использующих разнообразные художественные медиа.

Посетить выставочный проект «Фрида»можно до 9 марта.

Фото Алексея Столярова

Команда белорусских фристайлистов стала третьей на Кубке чемпионов в России

Кубок чемпионов по лыжной акробатике 2025 года стартовал в Ярославском районе России 14 февраля. В смешанном командном турнире белорусы завоевали бронзу, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БЕЛТА.

000028 1739555840 696055 big

Участие в состязаниях в спортивном комплексе «Подолино» принимают ведущие фристайлисты Беларуси и России. В первый день соревнований лыжные акробаты боролись за медали в смешанном командном турнире. Команду «Беларусь-1» представляли Анна Гуськова, Макар Митрофанов и Игорь Дребенков. По итогам турнира они поднялись на третью ступень пьедестала. Еще одно белорусское трио в составе Анны Деруго, Анастасии Андрияновой и Степана Зеленко заняло четвертое место. Золото и серебро в этом виде программы выиграли российские команды.

Призеры в индивидуальных зачетах на Кубке чемпионов определятся 15 февраля.

Фото БЕЛТА