Почему медработники не задерживаются в минских школах и зачем они там нужны?

Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали в учреждении образования, где медицинский работник трудится не первый год и, к счастью, уходить не собирается. Это гимназия № 40 (Ленинский район, жилой район Лошица).

Входите! Дверь открыта

В медицинский кабинет гимназии № 40 дверь почти не закрывается, особенно многолюдно ранним утром и на переменах. На часах около девяти, а фельдшер Валентина Кушнеревич уже приняла девять пациентов! Даша из 2 «A» – десятая. Жалуется на боли в животе.

– Завтракала глазированным сырком и йогуртом. Вот и результат… – сокрушается Валентина Николаевна.

– А что плохого в таком завтраке?

– Сырок очень сладкий и жирный, вдобавок в шоколадной глазури. Съешь такое натощак, может заболеть живот, подташнивать. По утрам идеальна каша, разнообразит меню йогурт, творог, бутерброд с сыром и сливочным маслом.

К сожалению, дети часто приходят в школу голодными, а первый завтрак у нас – после девяти, не раньше. Вот вчера у Вики из шестого класса голова кружилась, в висках стучало. Поела, и все нормализовалось.

Школьники часто жалуются на головные боли. Пообщаюсь с ними – оказывается, много времени проводят за компьютерами. У меня даже постоянные клиенты появились – старшеклассники, те, что изо дня в день до двух часов ночи зависают в Интернете, а после страдают от того, что голова раскалывается. Головные боли возникают после многочасовых игр в мобильниках, прослушивания музыки в наушниках или из-за плохой оценки. С расстроенными ребятами достаточно поговорить, чем-нибудь сладеньким угостить – помогает.

На втором месте среди жалоб – боли в животе. Это из-за неправильного питания, стрессов и, как следствие, гастритов.

Лечитесь дома

– Что еще хотелось бы сказать родителям? – задумалась медработник. – Не отправляйте учиться заведомо больных детей. У меня утром с десяток таких было. В медпункте есть лекарства для оказания первой неотложной медицинской помощи, но не для лечения больного. Это я к тому, что ребята порой просят у меня леденцы от боли в горле…

ZK4A6983

Девятиклассника с повышенной температурой отправила домой: вызовет участкового врача. Из пятого класса девочка приходила: в горле дерет, голова тяжелая, слабость. Температуру ей померила – в норме, но горлышко красное. Похоже на вирус. Что делать? Дома никого: родители на работе. Дала ребенку таблетку, наблюдаю, станет хуже – позвоню маме, заберет из школы. Вообще, если у ученика плохое самочувствие, дозваниваюсь родителям, сообщаю об этом, советую обратиться в поликлинику.

– А если что-то посерьезнее случится?

– Вызываю скорую медицинскую помощь. В больницу ребенка сопровождают родители или сотрудник школы.

От рассвета до заката

– Вы в гимназии полный рабочий день?

– Оформлена на полставки: прихожу к 8.00, ухожу в 13.00 или 14.00, а то и позже. В гимназии по совместительству: основное место работы – 37-я городская поликлиника (находится по соседству, поэтому, если что с детьми случится – прибегу на помощь). Там каждый будний день у меня вторая трудовая смена (длится до 19.30).

Моя должность – старший фельдшер отделения по медицинскому обеспечению детей в организованных коллективах. В структуре отделения – детские сады и школы. В районе обслуживания нашей поликлиники пять школ и восемь детских садов. Штат укомплектован постоянными медицинскими работниками, которых курирую.

– Обеденный перерыв имеется?

– Конечно. По закону. Но, по сути, времени на это нет. Много писанины: ежемесячные отчеты по профилактическим прививкам и прочее.

Иногда хочется найти место поспокойнее, но вечером вернешься домой, отдохнешь… и назавтра с новыми силами на работу.

В школе медработником должен работать активный человек. В нашей гимназии учатся более тысячи детей (48 классов). Работы невпроворот: проведение профилактических прививок, амбулаторный прием, заполнение листов здоровья…

ZK4A6881

ZK4A6909

И ты один на всех. В той же поликлинике есть врач, заведующий отделением, с которыми, если в чем-то сомневаешься, можно проконсультироваться. В моем деле большой плюс то, что мне всегда идет навстречу администрация как гимназии, так и поликлиники. Что ни говорите, комфортные условия работы, благоприятный микроклимат в коллективе перевешивают любые минусы. И, наверное, все-таки – это мое. Чувствую себя на своем месте.

– Медработник есть далеко не в каждой минской школе…

– В основном, это проблема старых жилых районов (среди них Чижовка, Серебрянка), где в ряде школ обучаются по 300–400 человек, а для оформления медработника на ставку нужно хотя бы 700. Вот и получается, что один медработник разрывается на два-три объекта. Ответственности много, как и забот. Люди не выдерживают. Уходят.

«Иванов! Петров! Сидоров!»

– Вы упомянули листы здоровья. Что это такое?

– В начале учебного года завожу на каждого ученика лист здоровья, куда вношу сведения о проведении профилактического медосмотра у участкового педиатра и узких специалистов, а также их рекомендации по рассадке в классе, группе по физкультуре, питанию в столовой.

ZK4A6950

Конечно, всех учеников с плохим зрением на первые парты не посадишь и со сколиозом в средний ряд – тоже, но вместе с педагогами стараемся. Однако лист здоровья не догма. Если в течение года у школьника падает зрение или осанка становится хуже, вношу в документ коррективы. И тогда классный руководитель пересаживает ученика на другой ряд или другую парту.

– Вы уверены, что учителя следуют рекомендациям по рассадке учеников, например?

– Это легко проверить. С заполненными листами здоровья прихожу в класс, делаю перекличку: «Иванов! Петров! Сидоров!..» Ученик поднимается, и все становится понятно без слов.

ZK4A7085

– В школах началась кампания по вакцинации против гриппа. Как проходит?

– Да без проблем! Все по плану. Правда, первоклашек сложнее уговорить сделать укол! Их всегда прививаю… с конфетами. Заранее покупаю леденцы, карамельки, а потом раздаю в качестве призов. Иногда приходится играть с малышней. Имитирую военные действия: игла – боевой снаряд, а укол, соответственно, осколочное ранение. Стать солдатами мальчишки соглашаются сразу. А девочек «комарики» в лесу на лужайке «кусают».

ZK4A6919

ZK4A6921

Нестандартный подход оправдывает себя. Дети, которые панически боялись прививок, соглашаются на процедуру. После мамы только руками разводят: «И как вы справились одна, без посторонней помощи? В поликлинике дети под кушетки прятались».

Прививки делаем по согласию родителей. Накануне процедуры предупреждаем их в письменной форме. Дети приносят домой бланк, мать или отец заполняет его.

Справочно

После каждых школьных каникул медработник проводит индивидуальный осмотр учеников на педикулез и кожные болезни. И один раз в месяц – такой же осмотр выборочно (пять-шесть классов, детей из социально неблагополучных семей).

***

В арсенале школьного медработника – тонометр, фонендоскоп, градусники, бутилированная вода, одноразовые шприцы, ростомер. Аптечка укомплектована валидолом, корвалолом, активированным углем, дротаверином, прочими лекарственными средствами (успокоительными, спазмолитиками, жаропонижающими, понижающими уровень артериального давления, от головных болей), перевязочными материалами и антисептиками.

Фото Сергея Лукашова

 

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ