Почему Минску так нужен парк скульптур. Белорусские художники рассказали, каким видят город будущего

Минск – это визитная карточка всей страны, где не должно быть случайных скульптурных композиций. Об этом заявил председатель Белорусского союза художников Глеб Отчик на встрече 14 апреля, посвященной развитию городской скульптуры, сообщает корреспондент-агентства «Минск-Новости».

По его словам, в столице появляется много интересных объектов. Сейчас, например, реконструируется фонтан на ул. Пулихова. Но в то же время, еще с 2006 года ведутся переговоры по созданию не менее важного проекта – парка скульптур.

Световые композиции, которые украшают Минск сейчас,  – временны. Это решение на пару лет. На их месте могли быть более серьезные скульптуры, которые несут историческую и культурную ценность, формируют визуальную среду, в которой каждый человек развивается как личность, – сказал художник.

Г. Отчик уверен, что скульптура не обязана становиться модным местом для селфи — она и так, если выполнена профессионально, будет привлекать и жителей города, и туристов:

В Беларуси много мастеров с разными подходами и хорошая скульптурная школа, совмещающая и традиционное, и современное искусство.  Этим мы можем привлечь внимание других стран – чтобы человек, который приехал в Минск на один день, остался тут еще, чтобы все успеть посмотреть. В том числе и поэтому нужен парк скульптур. А идей у художников много – вопрос лишь в их реализации. Пока с этим трудно, причем, еще на стадии согласования. Нам бы хотелось, чтобы нас услышали и поняли. Можно начать с проведения пленэров, они малобюджетны. Мы готовы взяться за любую инициативу.

Еще один момент, который, по мнению Глеба, помог бы улучшить облик города – отчисление одного, двух процентов при строительстве зданий на художественное оформление. Такая практика существовала еще в СССР.

Тем не менее, работа продолжается. Министерство культуры нам очень содействует в области монументальной скульптуры, осталось – договориться по городской. На данный момент союз художников запланировал  разработку концепции уже упомянутого парка, а также проведение пленэра в Солигорске, в соляных пещерах, – рассказал председатель БСХ.

Сергей Оганов считает, что места для скульптур в Минске много – особенно в парках. Ведь появляются пирамиды, башни, животные, сделанные из искусственного газона, довольно масштабные по размеру,  – и городское пространство их принимает.  Но оно достойно большего.

Еще в 2009 году я побывал в одном из городов Швейцарии на триеннале и поразился, как скульптура из бронзы и камня может легко вписаться в общественную среду – как современную архитектуру, так и природный ландшафт. Это большое поле для творчества. Нам тоже необходимы скульптурные фестивали, пленэры, симпозиумы. Вспомните «АРТ острова» – какой положительный был на них отклик,  – рассказал скульптор Иван Артимович.

И вспомнил, что один из пленэров в Минске планировался, но не состоялся 14 лет назад. Работало около 20 художников. Свои произведения они закончили, но те в итоге были отданы администрациям районов и ЖЭСам, а теперь –  разбросаны по всему городу.

Поэтому так важна концентрация искусства в одном месте, чтобы сформировалось культурное пространство, но не просто статичный музей, а что-то живое, то, что может пополняться новыми объектами, – добавил И. Артимович.

По его мнению, в будущем нужно ломать стереотип о том, что скульптура – это памятник, к которому нужно нести цветы. И в Минске есть хорошие примеры такого подхода:

— Удачную форму взаимодействия авторской скульптуры с городской средой предложил когда-то Владимир Жбанов. Он снял ее с постамента, поставил на тротуар и позволил людям к ней прикоснуться – сесть рядом на лавочку, сфотографироваться. То же самое могу сказать о Константине Селиханове и его абстрактных композициях.

Еще один скульптор, Виктор Копач, отметил на встрече, что авторская скульптура должна активнее выходить из творческих мастерских еще и для того, чтобы наши художники больше реализовывались в своей стране, чем за рубежом:

— Те скульптурные формы, которые у нас есть, требуют дополнения, ведь архитектура меняется. Невозможно это не учитывать, чтобы пространство, в котором мы живем, было комфортным. 

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ