Почему нужно водить детей в походы, и зачем юных туристов учат тонуть

Как обучают подрастающее поколение техникам пешеходного и водного туризма, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Непутевые детки

Супруги Игорь Ушев и Елена Воробей водят детей в пешие походы без малого три десятка лет. Они работают педагогами в Минском государственном туристско-экологическом центре детей и молодежи.

Свою молодость вспоминают с ностальгией. Называют 70-е годы прошлого столетия золотым временем. Тогда из-за многочисленных туристов с лыжами и огромными рюкзаками нельзя было влезть в пригородный автобус или электричку. После распада Советского Союза настал глухой период — не могли набрать детей для похода.

И что мы заметили: пропало чувство коллективизма. Школьники перестали делиться. Если раньше ехали в электричке и кто-то проголодался, то, открыв рюкзак, доставал паек и делил его на всех членов группы. А сейчас подросток, сидя рядом с товарищами, может, отвернувшись в сторону, есть в одиночку дольками апельсин, — замечает Е. Воробей. Признаться, первое время совершенно не знали, как реагировать на такое поведение.

Сами Игорь и Елена начали ходить в походы с 6-го класса. Супруги вспоминают: тогда туризмом увлекались все. За путешествия дети получали значки, например «Юный турист». Чтобы его вручили, нужно было пройти в общей сложности около 80 км. Потом нарабатывался стаж для присвоения звания «Турист СССР».

И мы взрослели в этой атмосфере. Старались быть сильными, быстрыми и ловкими, — подчеркивает Елена.

Поход — это маленькая жизнь, а его участники — команда. В путешествии человек становится таким, какой он есть.

Здесь сильная воспитательная составляющая, — считает И. Ушев. В походе распределяются обязанности: есть фотограф, летописец, костровой, врач, ремонтник, завхоз… И каждый несет ответственность за часть коллективной жизни.

Несомненно, важна в путешествии и личность педагога. То, насколько он сможет заинтересовать ребят и повести их за собой.

У нас с супругой общие интересы — увлекаемся историей Беларуси. Поэтому зачастую наши походы имеют краеведческий и этнографический характер. Посещаем языческие капища. В этом плане интересен Полоцкий район. Очищаем родники, — рассказывает Игорь.

Супруги вспоминают, как однажды, отправившись в поход со школьниками по полоцкой земле, поинтересовались у местного населения родниками. Необходимо было пополнить запасы воды. Правда, вместо кристально чистого ручья обнаружили болото, в котором еле сочилась вода.

Мы стали с ребятами котелками вычерпывать грязь. На дне камнями действительно некогда был выложен родник. Решили натаскать булыжников, чтобы заново огородить источник. Дети кривились и жаловались, что тяжело. Сделав колодец, пошли кушать и гадали: когда же прибудет вода? К вечеру? А может, только к утру? — говорит с улыбкой Елена. Пообедав, решили посмотреть, что с родником. Все с досадой ахнули: вода ушла совсем! Но, когда подошли ближе, увидели: она не исчезла, а была такой чистой и прозрачной, что ее сперва и не разглядели. Дети поняли, что работали не зря.

Прежде чем отправляться в путь на несколько дней, ребенка нужно подготовить, отмечают педагоги.

Мы начинаем с однодневных выездов. Ребята учатся общаться, действовать в команде, отрабатывают походные навыки. Ведь не знают даже, какие дрова собирать для костра! А пока его разожгут, могут всю коробку спичек израсходовать. Привыкли к мангалам и готовым углям на даче, — констатирует Игорь. Заметил, что девочки более выносливые. В наше время мальчишки от стыда сгорели бы, если снаряжение тащила бы девочка. А для нынешних подростков это нормально.

Крутые берега

Сергей Уразов заведует отделом спортивного туризма в Минском государственном туристско-экологическом центре детей и молодежи. Обучает подрастающее поколение технике водного туризма. Ребята под его руководством участвуют в сплавах на байдарках, каяках и катамаранах. Сергей Алексеевич увлекся этим лет 30 назад. Говорит, тогда еще «воды» было много, имея в виду туристов-водников.

Проплывали Карелию, Таджикистан, Карпаты, — делится педагог. Дети позанимаются годик в кружке, потренируются на белорусских реках, например на Нарочанке, а потом спускают байдарки и по Южному Бугу. Это голубая артерия юго-запада Украины — классическая двойка, то есть имеет вторую категорию сложности.

Правда, туристом-водником С. Уразов стал не сразу. По образованию он учитель физкультуры. Когда молодой педагог пришел в школу, его тут же отправили на курсы по туризму. Первые походы с детьми организовывал пешеходные.

Так и ходил, ходил… Пока друг однажды не пригласил поучаствовать в водном походе. Тогда я впервые вживую увидел лодку, — вспоминает Сергей.

Маршрут оказался сразу третьей категории сложности. Речные перекаты, пороги и шиверы (каменистое мелководье) не отбили охоту к путешествиям, а раззадорили.

С тех пор предпочитаю такой вид туризма. А знаете, почему? Пешком на гору, пешком с горы, при этом на тебе рюкзак. Во время водного путешествия тоже приходится тащить много тяжестей. Но дотянешь вещи до берега реки, сядешь в лодку — и тебя несет вода. Главная задача — хорошо управлять плавсредством, — рассуждает Сергей Алексеевич.

Понятное дело, и романтика имеет здесь место. Когда спускаешься по реке, пейзажи стремительно меняются. Не знаешь, какие красоты откроются за поворотом!

А бывает так, что уныло гребешь долгое время, а потом:

О! Шумит, слышите? Значит, порог! — почти шепчет Уразов, вспоминая то чувство, когда в нескольких метрах от тебя начинает бурлить течение.

Подплываешь. Если порог сложный, останавливаешься, продумываешь стратегию спуска, ставишь страховку. В водном походе, каким бы ты ни был опытным туристом, можно столкнуться с неожиданными ситуациями. Даже в Беларуси, где нрав у речек некапризный.

В прошлом году были на Ислочи. Казалось бы, проплывали ее раз десять! Но той весной подмыло дерево: громаднейший дуб свалился поперек русла, — делится педагог. Кричу восьмикласснице, выполнявшей функции матроса: «Машуня, причаливаем!» Вещи перенесли на берег, а лодки — через препятствие вручную.

Второй экипаж, двигавшийся следом, решил облегчить переход — перетащить плавсредство через дуб, не выходя на берег.

Кувырк — и лодка утонула! Вещи плавают, всё мокрое. Но ничего, обсушились. Поход продолжился, — улыбается С. Уразов. Кстати, главное правило при оверкиле — выплыть с веслом в руке. Оно в этом случае послужит спасательным кругом. Мы ходим в походы и в мае. Если случается переворот в воде, неподготовленный турист может от холода и неожиданности растеряться.

В аварийной ситуации все действия должны быть доведены до автоматизма. Поэтому, чтобы отправиться в водный поход даже по спокойной реке, надо прежде потренироваться. Сделать это можно в объединениях по интересам туристско-экологического центра. Набирают детей на направление «Водный туризм» с 8–9 лет. В течение года ребята занимаются в спортзале, тренируются, чтобы стать выносливыми. Зимой посещают бассейн, где на каяках (пластиковых лодках) учатся правильно держать весло, четко выполнять гребок, а также… тонуть. Перевернулся разок в байдарке. Страшно? Еще раз! Весло в руке? Выплывай. И так до тех пор, пока не станешь контролировать себя в экстренных ситуациях.

Фото из архива героев

Самое читаемое