Почему режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной поделкой
Режиссер и композитор фильма «Чародеи» считали песню «Три белых коня» эстрадной безделицей. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Ведьма — ее роль
Вся жизнь режиссера Константина Бромберга была непрекращающимся экспериментом над собственными возможностями. Поработав корреспондентом, он долго снимал документалистику. Потом переключился на детское кино и снял три картины, оставшиеся почти незамеченными: «Длинный день Кольки Павлюкова» (1968), «Был настоящим трубачом» (1973), «У меня есть лев» (1975). В 40 лет хотел вернуться к документальному кино, но его последний фильм «Приключения Электроника» (1979) неожиданно изменил статус режиссера. Как сейчас сказали бы, он стал топовым. Меж тем ни Госпремия СССР, ни пришедшая известность не отбили у него охоту расстаться с художественным кино. Однако руководство теперь не отпускало его. Мол, Костя, ты наш, народно любимый. Куй железо, пока горячо. Сними новогодний мюзикл.
Выбор материала был неожиданным: повесть братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Правда, от литературного оригинала в фильме «Чародеи» остались лишь несколько имен и то, что события происходят в новогоднюю ночь. С произведениями Стругацких так часто случалось. Тарковский в «Сталкере» (1979), Сокуров в «Днях затмения» (1988) не щадили первоисточники.
«Понедельник начинается в субботу» в 1965 году уже экранизировали в Ленинграде. Поэтому первый вариант сценария братья-фантасты со спокойной душой принесли в виде переложенной на киноязык второй части повести. В ней присутствуют сатирические ноты, звучит насмешка над приспособленцами, бюрократами и жуликами от науки. Бромберг сказал, что подавать такое — утопия. Оттепель давно миновала. Тогда братья взялись за очередную переработку. Ввели несколько новых лиц. Например, никакой Шемаханской, которую в картине сыграла Екатерина Васильева, в повести нет. Сценарий утвердили с четвертого раза.
Кинопробы тоже превратились в настоящую эпопею. Пожалуй, все известные актеры начала 1980-х побывали на кастинге. Посудите сами. Вместо Абдулова Ивана могли сыграть Ивар Калныньш, Николай Еременко, Альберт Филозов, Игорь Старыгин, Олег Янковский. Сергей Проханов начал сниматься, но его забраковал худсовет.
Аленушку (она же ведьма Алена Игоревна) мы могли бы увидеть в исполнении Ирины Алферовой, Елены Прокловой, Елены Кореневой, Ларисы Удовиченко. Интересно, что в Елене Цыплаковой и Наталье Белохвостиковой режиссер не увидел ведьму. А вот об Александре Яковлевой, которую утвердили на роль, сказал: «Ведьму-то она сыграет, а вот Аленушку — сомневаюсь». В шутку говорили, что характер актрисы хорошо демонстрирует сцена разгрома, который она учиняет в квартире персонажа Леонида Филатова в картине «Экипаж» (1979). Там она была самой собой. Фильм сделал ее звездой.
Конечно, мюзикл подразумевал большое число песен. Как и в прежней ленте, Бромберг обратился к композитору Евгению Крылатову и поэту Леониду Дербеневу.
Проходила мимо
Для картины написали 12 песен. В памяти зрителей остались только три, что тоже немало: «Главное, чтобы костюмчик сидел», «Три белых коня», «Если снежинка не растает, пока часы двенадцать бьют». Впрочем, помнят и еще одну композицию со словами: «Должна быть в женщине какая-то загадка, должна быть тайна в ней какая-то».
Все женские партии за актрис спели Ирина Отиева, Жанна и Ольга Рождественские. А вот мужчины — Абдулов, Виторган, Светин — пели самостоятельно.
Особая история с композицией «Три белых коня». Режиссер ее категорически не принимал. Поскольку и тема ленты, и жанр необычные, Бромберг ждал от Крылатова какой-то новизны в подходе к мелодии.
Созданное счел эстрадной безделицей, написанной по старым клише. Стоит вспомнить, что и хит «Крылатые качели» из прошлой картины он воспринял в штыки.
Крылатов тоже не был в восторге от своего творения о зиме. Ему казалось, оно похоже на речитатив, схематические реплики, уложенные в ноты.
Всё усложнялось тем, что в кадре ее исполняет девятилетняя Анна Ашимова. Долго не могли найти вокалистку, которая смогла бы озвучить девочку ребяческим голосом. Кстати, юную актрису ассистенты отобрали во Дворце пионеров. Сниматься она не собиралась, пошла на пробы за компанию и даже не хотела произносить слова в тексте о собственной плохой учебе, так как сама училась на отлично. Но в конечном итоге ее утвердили на роль сестры персонажа Абдулова.
Озвучивать песню пробовали Жанна Рождественская, Светлана Степченко. Всё получалось не так. Однажды в студию для записи финальной песни ленты пригласили Ларису Долину. На тот момент она уже четыре года жила в Москве, пела в эстрадно-джазовом оркестре «Современник» под управлением Анатолия Кролла. В «Обыкновенном чуде» спела за Эмилию «Ах, сударыня, вы, верно, согласитесь», дублировала актрис в нескольких фильмах. Заметив переживания Крылатова, она предложила сделать попытку исполнения песни «Три белых коня», но на сей раз с ее вокалом. Все сомневались. Певице было 27 лет. К тому же у нее от природы низкий голос. Но она подошла к микрофону, запела детским фальцетом, сделав классическую версию с первого дубля. Присутствовавшие изумились возможности исполнительницы управлять своими голосовыми связками. Многие зрители до сих пор не верят, что песню в фильме поет Долина.
Последний фильм
Сцену в картине, где Нина Пухова в исполнении Анны Ашимовой вместе с братом Иваном, играющим на трубе, едет в санях по зимнему лесу, снимали в московском ботаническом саду и в Останкинском парке. Поскольку Абдулова еще не утвердили на роль Ивана, в существующем видео рядом с Пуховой в санях с трубой полубоком сидит дублер, лица которого не видно. Крупные планы Абдулова сняли позже. В коридорах нового корпуса Центрального телевидения снимали интерьерные сцены. Хитросплетения лестниц и переходов в нем настолько масштабны, что все, от режиссера до Семена Фарады, по нескольку раз заблудились. Родилась крылатая фраза: «Кто так строит?» Натурные сцены сняты в Суздале.
Премьера состоялась в декабре 1982 года на главном телеканале страны. Уже в январе кино показали вновь по многочисленным просьбам телезрителей.
Братья Стругацкие не остались в восторге от ленты. Но со временем стали считать, что «если народу нравится, значит, в кино что-то есть».
Примерно то же говорил и Крылатов, не любивший свой хит «Три белых коня», но утверждавший: то, что люди столько лет слушают, имеет право на жизнь.
Намерения Бромберга уйти из художественного кино в документалистику оказались настолько серьезными, что «Чародеи» стали его последней художественной лентой. Покинул стезю на гребне успеха. Снимал в СССР документальные очерки по заказу CNN. В 1997 году переехал в США, в Детройт.
И вот январь 2022-го, новогодние праздники. Без малого 40 лет со дня премьеры фильма. А в эфире среди других знакомых картин опять идут «Чародеи» и тройка под песню мчит по зимнему лесу.
Еще материалы рубрики:
«Все говорят: «Любовь — это яд». Как Сергей Михалков создал песню для фильма «Три плюс два»