Почему съемки фильма «Старший сын» запретили, и как киногруппа обошла препоны

Съемки фильма «Старший сын» запретили, но киногруппа нашла выход из положения, сняв картину инкогнито. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино

Студент Владимир Бусыгин и его случайный приятель Семен Севостьянов по прозвищу Сильва, провожая девушек за город, опаздывают на последнюю электричку. В чужом городке они пытаются напроситься на постой, но тщетно. Владимир неожиданно придумывает авантюрный план: войдя в дом к чужим людям, представиться внебрачным сыном хозяина жилья. Пока до утра во всем разберутся, для него и Сильвы будет и ночлег, и ужин. Тем более что Андрей Сарафанов, к которому они забрели, человек добросердечный, доверчивый и поверил в свое отцовство. Молодые люди не учли, что розыгрыши, основанные на родственных чувствах, могут привести к непредсказуемым последствиям.

Любите, пока живой

Александр Вампилов

Драматург Александр Вампилов — недооцененный при жизни автор. Пролетел как комета, погибнув в 1972-м, в 34 года, на озере Байкал. Он оставил после себя 8 замечательных пьес, постановка которых при жизни автора была запрещена в Москве. Очень уж сомневающиеся то ли в себе, то ли в социалистическом строе персонажи его произведений пугали театральных чиновников. Признать Вампилова состоявшимся советским литератором боялись: а вдруг что-нибудь антисоветское выкинет. Но после смерти драматурга все его работы потоком хлынули на центральные сцены страны, в главные театры СССР! Теперь, мол, уже можно. От мертвого не приходится ждать подвоха.

Отрадно, что при жизни его ценили на родине, в Иркутске. Там в местном театре инсценировали его произведения, печатали в журнале «Ангара». Интересно, что первую постановку пьесы Вампилова — она называлась «Прощание в июне» — осуществил белорусский режиссер Вадим Допкюнас в 1966-м. Чтобы на сцене появилось выдающееся произведение «Утиная охота», его перевели на латышский и поставили в Латвийском национальном театре в Риге.

Пьеса «Старший сын» написана в 1965–1967 годах. В 1970-м Вампилов доработал ее для издательства «Искусство», где она вышла отдельной книгой. Ее поставили в Иркутске и Риге.

Виталий Мельников

Когда режиссер Виталий Мельников в 1974-м предложил произведение для экранизации на «Ленфильме», столкнулся с неожиданной реакцией руководства: театрам позволили брать пьесы Вампилова, а по линии кинематографа такого разрешения не поступало! Целеустремленности режиссеру было не занимать. Он научился обходить острые углы цензуры уже в первой своей самостоятельной картине «Начальник Чукотки» (1966). При студии существовало Творческое объединение телевизионных фильмов. Это своего рода государство в государстве. Там не противились съемкам Мельникова, но боялись, что, когда группа начнет строить декорации «Старшего сына» в ленфильмовских павильонах, мелькать перед глазами начальства, производство могут закрыть в любой момент. Поэтому к согласию на выпуск кино прилагалось условие: выделим бюджет, технику, но снимайте где угодно за пределами киностудии, что называется, не отсвечивайте. Снимите хорошо — победителей не судят.

Счастливый билет

В роли Сарафанова режиссер видел только Евгения Леонова. Поездом отправился в Москву на разговор с ним. Беседа состоялась за кулисами «Ленкома», где работал актер. Евгений Павлович не читал материал, а когда ознакомился, пришел в восторг от предложения. В письме сыну он называл своего персонажа святым, возможно, из прошлого или из далекого будущего.

У Николая Караченцова до «Старшего сына» были проходные эпизоды в кино, роли комсоргов, ничего существенного. Мельников заметил его, просматривая архив кинопроб к другим лентам, и больше никому роль Бусыгина не предлагал. Рисковал, конечно. Молодой Караченцов всё равно оставался для режиссера темной лошадкой. А вот утверждая Михаила Боярского на роль приятеля Бусыгина по кличке Сильва, Виталий не колебался. Он знал модника с гитарой из известной ленинградской актерской семьи. По сути, Михаилу требовалось сыграть самого себя — пижона из начала 1970-х!

О персонаже Светланы Крючковой в записках Вампилова сказано: «Девушка, которая ждет случая». Попробовать себя в роли Натальи Макарской Светлана приехала из Москвы. После фильма «Большая перемена» она работала в МХАТе, ее узнавали. Целью, по признанию актрисы, была не кинопроба, а оплаченная киностудией поездка в Ленинград, где она мало бывала. Но так вышло, что, приехав, она осталась в городе на Неве на всю жизнь, выйдя замуж за оператора-постановщика картины Юрия Векслера, родившегося в семье знаменитого художника-постановщика из БССР Абрама Векслера.

Боярский, Крючкова, Караченцов — все они в полной мере использовали счастливый билет, которым стала эта лента. Идеальными не назовешь актерские судьбы двух других участников проекта. Дочь Сарафанова Нину сыграла Наталья Егорова. В ее фильмографии сотни ролей, но советской кинозвездой ей стать так и не удалось. Трагически сложилась судьба Владимира Изотова, получившего роль сына Сарафанова Васеньки. Доверившись мошенникам, он лишился квартиры, ушел из профессии, бомжевал. Никто не знает его дальнейшей судьбы.

Аплодировали стоя

В связи с тем, что декорации квартиры Сарафанова на «Ленфильме» строить запретили, художники подыскали выселенный, готовый к сносу дом в пригороде Ленинграда. Художники и реквизиторы оформили помещение, превратив его в жилое. Там и снимали.

В одном из интервью Михаил Боярский посетовал, что Караченцов в тот период не употреблял спиртных напитков, хотя будущий д’Артаньян предлагал ему выпить как в рабочее, так и в свободное время. Но Николай стойко держался. Поэтому нельзя сказать, что молодые дарования стали товарищами. Так, знакомцами. Зато творческий процесс шел шикарно в силу небольшого числа действующих лиц. Актеры собирались с режиссером, обсуждали сцены, каждый мог вносить свои предложения по строительству эпизодов. Принимали те варианты, которые коллегиально считали удачными. Евгений Леонов подсказывал молодым сотоварищам, делился хитростями и приемами. Например, Боярскому посоветовал не слушать внимательно рассказ Сарафанова об оркестре, а на фоне его монолога шарить глазами по комнате, будто смотреть, что может ему пригодиться. Разве Сильве про оркестр может быть интересно? Леонов вошел в азарт. А еще в сердцах большинства участников процесса жила любовь. Как раз в съемочный период кроме Светланы Крючковой и Юрия Векслера Михаил Боярский побывал в загсе с Ларисой Луппиан, а Николай Караченцов женился на Людмиле Поргиной. Браки оказались крепкими.

Хоть фильм снимался для показов по ТВ и не был рассчитан для кинопроката, режиссер устроил премьеру в московском Доме кино. Специально подгадал ее к дням, когда в Москве проходил съезд Сибирского отделения Союза писателей СССР. В зале присутствовали коллеги и земляки Александра Вампилова. Зрители аплодировали стоя, овации не утихали. Руководству «Ленфильма» пришлось принять готовую ленту. Впервые она демонстрировалась в ТВ-эфире 20 мая 1976 года, 45 лет назад! Картина получила приз Интервидения и приз за лучший сценарий в разделе драматических произведений на XIII Международном фестивале телевизионных фильмов в Праге. В 1979-м Виталий Мельников снял еще одну картину по пьесе Вампилова «Утиная охота». Ленту назвали «Отпуск в сентябре». До 1987-го она была запрещена к показу и пролежала на полке.

Еще материалы рубрики:

«Приступить к ликвидации». Почему Георгий Юматов едва не сорвал съемки фильма после поездки в Вену

«Набрали высоту, и вдруг самолет стал резко падать». Что происходило на съемках фильма «Старшина»

Снимая фильм «Соломенная шляпка», режиссер балагурил, думая, что делает однодневку

С «Чучелом» к Андропову. На что пришлось пойти Ролану Быкову, добиваясь проката своего фильма

«Усатый нянь». После выхода на экраны этого фильма актера Сергея Проханова встречали, как космонавта

Смотрите также:

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube
Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ