Почему события Великой Отечественной войны и сегодня вызывают горячие дискуссии

С какими сложностями сталкиваются современные ученые, занятые исследованием истории Великой Отечественной и Второй мировой войн? Что нужно рассказывать о тех событиях, чтобы воспитывать патриотизм у подрастающего поколения? Какой памятник необходимо возвести в Минске? Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с академиком-секретарем отделения гуманитарных наук и искусств НАН Беларуси, членом-корреспондентом, доктором исторических наук Александром Коваленей.

Под влиянием Победы

— Александр Александрович, почему военная тематика стала предметом вашего исследования?

— Интерес формировался с детства под влиянием общественной эйфории Великой Победы, которая определяла настроение советского общества в послевоенный период. Мой отец, Александр Емельянович, в годы войны был одним из организаторов подпольной и партизанской борьбы в Копыльском районе. Удостоен орденов Красной Звезды и Красного Знамени, медалей. Меня и младшую сестру родители назвали в честь Героев Советского Союза Александра и Зои Космодемьянских. В школе, училище, армии, пединституте меня окружали бывшие фронтовики, партизаны и подпольщики. Я участвовал в военизированных походах, военно-патриотических акциях, собирал воспоминания тех, кто прошел войну. Встреча с бывшим партизаном, доктором исторических наук, профессором Александром Николаевичем Мацко стала судьбоносной и окончательно определила мой выбор.

— С какими трудностями сталкиваются специалисты по истории Великой Отечественной?

— Научное сообщество до сих пор не сформулировало общей концепции освещения военной истории. Отсутствует объединение ученых-историков разных стран, способных общими усилиями выработать концептуальный подход для оценки и трактовки событий Второй мировой и Великой Отечественной. Это заметно осложняет совместные исследования.

— Что было самым сложным для вас в работе над белорусско-российским проектом «Страна в огне», отмеченным премией Российской академии наук и НАН Беларуси?

— Одна из основных сложностей — согласование оценок начального периода войны. Общеизвестно, что в 1941 году существование СССР висело на волоске. Документы свидетельствуют: зачастую войска бросали в лобовые, плохо продуманные атаки. Отрицать трагические реалии лета 1941-го бессмысленно. Вермахт сумел подчинить себе Польшу, Бельгию, Голландию, быстро разгромил оборону Франции. Только на советско-германском фронте немецкому командованию не удалось сломить стратегическую оборону советских войск. Это имело огромное значение для срыва стратегии блицкрига. Оценивая события того сурового времени, необходимо иметь в виду, что военный успех неразрывно связан с экономическими возможностями государства. К началу войны промышленная мощь Германии превосходила СССР почти в два раза, а по некоторым показателям — в три раза. Военно-экономический потенциал Германии опирался не только на внутренние ресурсы, но и на возможности захваченных стран. Войска вермахта насчитывали около 2 млн человек из 15 стран. Советский Союз вел борьбу с агрессивными силами всей Европы. «Страна в огне» — это шесть книг, которые доказывают: народ сделал всё, чтобы спасти Отечество, нередко самыми отчаянными способами.

Правда и ложь

— Как следует преподавать историю войны нынешним школьникам, чтобы воспитывать их патриотами?

— Современным педагогам важно умело использовать возможности информационного пространства не только для изучения Великой Отечественной войны, но и для организации всего учебно-воспитательного процесса. Это требует совершенствования методики преподавания. Школьников необходимо учить понимать причинно-следственные связи событий. Патриотизм — наивысшая социальная ценность. Воспитывать его нужно не лозунгами и призывами, нужно привлекать молодых белорусов к созданию музейных экспозиций, облагораживанию захоронений, подготовке материалов о выдающихся личностях, внесших вклад в развитие и процветание страны.

— Стоит ли развенчивать мифы о некоторых героях и подвигах с учетом новой информации?

— Под видом развенчивания мифов зачастую пытаются исказить историю в угоду сиюминутным коммерческим интересам. И ученым, посвятившим десятки лет исследованию войны, и ветеранам больно слышать, как обесцениваются подвиги Александра Матросова, Зои Космодемьянской, Николая Гастелло, Ивана Панфилова. Да, известно, что Николай Гастелло и Александр Матросов не были первыми, кто в годы войны совершил подвиг. Но разве от этого их жертва менее значима? Это действительно богатыри духа, заслуживающие вечной славы. Всё больше приходится отстаивать доброе имя защитников Отечества, тех, кто принес нам мир и свободу. Намеренное извращение истории Великой Отечественной войны, как и всей истории белорусского народа, должно расцениваться как попытка, направленная на разрушение безопасности страны. Нельзя допустить глумления над ратными делами и героическим трудом наших отцов и дедов.

— Многие европейцы убеждены, что победа над нацистами во Второй мировой войне — заслуга прежде всего США.

— Наблюдается небывалая фальсификация событий Великой Отечественной и Второй мировой войн. В европейском общественном сознании активно насаждается миф о советских воинах как о грабителях и подонках, насиловавших миллионы немок. Его запустили лидеры гибнущей Германии, чтобы напугать население и заставить вести борьбу до конца. Затем его растиражировали англосаксы, развернувшие информационную войну против СССР. Эти мифологемы направлены на пересмотр итогов Второй мировой, превращение СССР в агрессора со всеми вытекающими историческими геополитическими последствиями.

Памятник, которого не хватает столице

— Какие книги о войне любите вы?

— Читаю и перечитываю мемуары военачальников, руководителей партийного подполья, фронтовиков, партизан и подпольщиков. Всем рекомендую книгу профессора Литвина «Кто может, передайте родным…»: Тайны тюремных камер оккупированного Гомеля (1941–1943)» и сборник «Говорят погибшие герои. Предсмертные письма борцов с фашизмом».

— Нужно ли устанавливать новые памятники героям и жертвам войны?

— В Минске обязательно нужно возвести мемориал женщине-матери, вырастившей, воспитавшей героическое поколение, которое, жертвуя собой, одолело коварного врага. Готов перечислить месячную пенсию на такое благое дело.

Справочно

Академик НАН Беларуси Александр Коваленя — автор и руководитель творческого коллектива, который по поручению Главы государства в 2004 году подготовил учебник «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», признанный лучшим в СНГ. Выпущена хрестоматия, позволяющая познакомиться с документальными материалами о событиях Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Фото Тамары Хамицевич

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ