Почему сумерки — самое опасное время для водителей, и какие преимущества у европротокола
Почему водители в случае аварии не должны перемещать автомобили до приезда ГАИ и как правильно пользоваться европротоколом? Об этом и другом корреспондент агентства «Минск-Новости» узнал во время рейда с инспекторами дорожно-патрульной службы Московского района.
Опасные сумерки
В поездку отправляемся на служебной машине. Уже начало темнеть, но уличное освещение еще не включено. Дорогу водителям освещает лишь свет фар. По словам сотрудников ГАИ, опасным временем для водителей считаются сумерки. И очень важно контролировать скоростной режим и быть предельно внимательными. Ведь в условиях недостаточного освещения легко не заметить препятствие, пешехода или другой автомобиль.
— В темное время суток пешеходы больше всего рискуют оказаться под колесами машин, — вступает в разговор Владимир Юров. — Причем как по своей вине, так и по вине автомобилистов, которые не всегда пропускают идущих по зебре. Мы всячески заботимся о безопасности людей, работаем на профилактику дорожных происшествий, особенно с участием детей. Вот и после зимних каникул наши сотрудники дежурили по утрам вблизи пешеходных переходов до начала уроков. Водители в таких случаях заблаговременно снижают скорость и останавливаются. Но ведь правила нужно соблюдать всегда.
— Особенно рискуют прохожие с капюшонами на голове и в наушниках, одетые во все темное, — обращает внимание Вадим Касперович. — Своевременно заметить последних при встречном разъезде машин довольно сложно.
Инспектор ДПС напоминает: при переходе проезжей части нужно постоянно контролировать обстановку, убеждаться в собственной безопасности, а не полагаться полностью на водителей, что они тебя вовремя заметят и предоставят преимущество в движении. Об этом надо знать и детям, и взрослым.
На улице Карла Либкнехта мужчина в стороне от зебры переходит дорогу. Инспекторы просят его предъявить документ, удостоверяющий личность. Вадим Касперович проверяет по базе данных, нет ли подобных нарушений правил за последний год. Оказалось — нет. Поэтому на первый раз торопыга отделался устным предупреждением. Во второй раз выпишут штраф.
— На этой улице часто фиксируем нарушения ПДД со стороны пешеходов, — рассказывает Владимир Юров. — Особенно много недисциплинированных граждан задерживаем в районе дома № 118, где расположены автобусная остановка, магазины и аптека. На перекрестке с улицей Карпова оборудован нерегулируемый переход. Еще один расположен чуть дальше, напротив средней школы № 80. На обеих зебрах установлены искусственные неровности. Однако люди, как правило пожилые, не спешат идти туда. Легче и быстрее перейти дорогу от остановочного пункта на противоположную сторону.
Пешеходы, по наблюдениям сотрудников ГАИ, при пересечении проезжей части в большей степени знают свои права и в меньшей — свои обязанности.
Нарушение без наказания
Уже стемнело, как-то незаметно включили уличное освещение. Поступает сообщение о ДТП во дворе в Бетонном проезде. Направляемся туда. На месте нас встречают водители двух легковушек. Девушка рассказывает, что ее машину неожиданно занесло и она врезалась в другое авто. Повреждения небольшие, поэтому оба участника аварии согласились оформить ДТП по так называемому европротоколу. Но как его правильно заполнить, они не знали. На помощь пришли инспекторы ДПС.
— Многие водители боятся либо не умеют или не хотят оформлять извещение о дорожно-транспортном происшествии, — говорит Вадим Касперович. — А ведь за допущенное ДТП виновному грозит штраф от 5 до 20 базовых величин, возможно лишение водительских прав сроком до двух лет. В случае с европротоколом к ответственности виновник аварии не привлекается. Есть свои плюсы и для потерпевшей стороны. В течение 10 дней на счет приходит сумма за причиненный ущерб. Это в несколько раз быстрее, чем по справке из ГАИ.
Инспектор напомнил, что самостоятельно оформленный документ дает право получить страховую выплату до 800 евро.
Интересующую информацию можно узнать по телефону 140 круглосуточной инфолинии. Не отказываются в этом помогать и сотрудники ГАИ. Очень важно, чтобы такие бланки находились на всякий случай в салоне автомобиля, а не хранились дома. Если их нет вообще, то следует обратиться к своему страховщику.
Узкое место
Движемся по проспекту Газеты «Правда». Владимир Юров обращает внимание на то, что проезжую часть своевременно убирают от снега, чего не скажешь о дворах. В узких, заставленных машинами проездах большегрузная техника не всегда проедет. Вся работа ложится в основном на плечи работников коммунальных служб. Но и сами автовладельцы могут и обязаны очищать снег вокруг своих машин.
По словам инспекторов, зимой поступает немало вызовов от водителей, которые не смогли разъехаться в тесных дворах. В основном там случаются мелкие ДТП, так как скорости небольшие и нет пострадавших. Бывает и так, что столкновение происходит в тупиковом дворе. В Московском районе такие есть на проспекте Газеты «Звязда» в районе домов № 17 и 19, на улице К. Либкнехта, 111 и 113, в других местах. Обе машины блокируют дорогу — возникает транспортный коллапс. А убирать пострадавшую технику, как объясняют инспекторы ДПС, участники аварии не имеют права до приезда наряда ГАИ. Потому что прежде нужно зафиксировать факт происшествия, сделать нужные замеры и только после этого освобождать дорогу.
— Стараемся к месту вызова приезжать как можно быстрее, — говорит Владимир Юров. — В первую очередь направляемся туда, где в результате столкновения машин пострадали люди, на перекрестке образовался затор, из-за ДТП остановился на линии общественный транспорт. Так что работы нам хватает.
Александр Алешкевич, начальник отдела ГАИ Московского РУВД:
— Новогодние и рождественские праздники прошли в районе спокойно, без чрезвычайных происшествий. Всплеска аварийности не произошло. За сутки регистрировали до 10 автоаварий с материальным ущербом. Фиксировали единичные случаи управления автомобилем в состоянии опьянения либо без водительских прав. В целом, если подводить итоги 2022 года, на территории Московского района, как и в целом в Минске, отмечено снижение количества ДТП с пострадавшими, в том числе с участием несовершеннолетних. Меньше стало автоаварий по вине нетрезвых водителей. Все это говорит о том, что профилактическая работа столичной ГАИ дает положительные результаты.
Фото автора