Почему у мятежников в 2020 году не получилось развалить страну, обсудили на «Радио-Минск»
Что служит главным информационным оружием и почему у мятежников в 2020 году не получилось развалить страну? Эти темы обсудили на «Радио-Минск» в программе «Вечерний политический канала».
Непобедимое оружие
Кирилл Казаков: — Александр, вы смотрели интервью Президента телеканалу «Россия 1»?
Александр Посталовский: — Да, конечно.
Кирилл Казаков: — У меня сложилось устойчивое впечатление, что Глава государства в любой ситуации говорит правду, даже если она не слишком дипломатична.
Александр Посталовский: — Правда в информационном обществе — самое сильное оружие. То, что Президент ее говорит, — его стиль, особенность. В открытости и простоте воспроизводства истины ее сила. Честная позиция всегда пользуется доверием в обществе и на меж дународной арене, но не каждому она нравится.
Кирилл Казаков: — А в социологии? Мне кажется, правда в этой сфере влияет на экономику, уровень образованности, решение различных вопросов. У вашего института наверняка есть исследования, которые не попадают в публичное пространство и делаются исключительно для ликвидации каких-то проблем?
Александр Посталовский: — Все зависит от заказчика и специфики исследования. Правда — единственное наше оружие, но иногда договор предусматривает, что заказчик является собственником полученных данных, и они могут быть обнародованы только по его решению. Также стоит учитывать характер исследований. Вы хотели бы, чтобы опубликовали результаты ваших медицинских анализов? Скорее всего, нет. Так и в исследованиях — некоторые направлены на то, чтобы вскрыть проблемы. Их обнародовать вредно, потому что тогда окажутся потеряны оптимальные пути решения вопросов.
Надежная защита
Алёна Родовская: — Сегодня мы будем говорить об одном из подобных довольно важных исследований — об анализе доверия населения силовым структурам. Ваш институт заявил, что за 20 лет оно выросло в два раза. Назовите, пожалуйста, цифры.
Александр Посталовский: — Главные факторы в полученных показателях — устойчивость политической системы и стабильность в обществе. В нашем гимне есть слова «Белорусы — мирные люди», и в республике существуют структуры, которые обеспечивают мир, позволяют сохранять нашу стабильность. В 2004 году абсолютное доверие органам госбезопасности составляло 28,4 %, в 2024-м — уже 64,4 %. Милиции полностью доверяли 27,4 %, сегодня — 68,5 %. В отношении армии рост не такой значительный — с 48,7 до 69,5 %. Насколько люди доверяют силовой системе — настолько она устойчива. Мы показали доверие к этим институтам, потому что в сложившейся обстановке это главный фактор устойчивости страны.
Алёна Родовская: — Действительно, доверие населения с 2004 года выросло почти в два раза.
Александр Посталовский: — И, как вы можете заметить, сейчас почти нет критических оценок. Есть категория людей (около 25 %), которые затрудняются ответить. Может быть, они чего-то не знают о силовых структурах, поэтому не уверены. Но именно не доверяют сегодня всего 7–10 %. Это очень важно, если посмотреть на «методичку Шарпа», которую называют пособием по организации цветных революций. Там описано примерно 40 действий, направленных на дискредитацию силовой системы, обеспечение ситуации, когда она не может выполнять правоохранительные функции. Раздачи цветов в 2020-м — одно из этих действий.
Кирилл Казаков: — «Черная книга Беларуси» тоже из таких инструментов.
Александр Посталовский: — Да, несомненно. Их задача — максимально растащить, запугать, подорвать моральный дух силовых структур, чтобы они не могли работать. Классический пример — «Беркут» на Майдане, когда правоохранителей представили исчадиями ада и там произошла революция. Наши же структуры в 2020 году с честью выдержали подобный экзамен. Несмотря на миграционный кризис, действия ВСУ у наших границ, мы живем в мире, спокойствии и стабильности. Это все работа белорусской системы национальной безопасности.
Кирилл Казаков: — Сегодня исполняется ровно четыре года с тех пор, как Президент вышел против мятежников с автоматом, обратился к строю силовиков: «Вы красавцы!» Александр Лукашенко нечасто вспоминает эти моменты, но, когда их касается, он рассказывает не как политик. В интервью «России 1» Глава государства отметил, что не стрелял бы: вокруг него были мотивированные люди, а мятежники боялись и, по сути, когда он прилетел, сразу же разбежались. Но этот автомат стал символом для ребят, которые стояли на защите страны. Сегодня мы можем говорить, что наше общество выздоровело. Как бы в 2020-м ни пытались растоптать имидж милиционеров, не получилось.
Алёна Родовская: — Возвращаясь к методичке — есть ведь еще государства кроме Украины, где получилось, и силовики бросили оружие, власть пала. Почему у нас не вышло? Почему зубы сломали?
Александр Посталовский: — Стоит отметить высочайший профессионализм сотрудников наших правоохранительных органов, потому что, столкнувшись с новыми технологиями внешнего воздействия, они смогли мирно и бескровно девальвировать протестный потенциал. Также надо понимать, что белорусы всегда почтительно относятся к людям в форме. Уважение к истории, форме, военным — одна из основ нашей государственности. А еще белорусы смотрят, какой беспредел происходит в других государствах на протяжении последних 10 лет. У нас же все спокойно. Все эти факторы сыграли свою роль.