1200 90

Почему в летописи метро встречаются две даты рождения? История открытия минской подземки

Минскому метро исполняется 35 лет. О том, почему в его летописи иногда встречаются две даты рождения, а также о некоторых других фактах, связанных с открытием подземки, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали непосредственные участники тех событий.

В конце июня 1984 г., в преддверии 40-й годовщины освобождения Минска от немецко-фашистских захватчиков, началось регулярное движение электропоездов по 1-й линии метро. Участок состоял из восьми станций — от «Института культуры» до «Московской». Это событие стало настоящим праздником для минчан. Тем более странно, что до сих пор некоторые горожане путаются в его датах. Во многих источниках днем открытия нашего метро называют 30 июня 1984-го, на самом деле это произошло днем раньше.

1 101

Рассказывает Григорий Якимков, ведущий инженер службы движения ГП «Минский метрополитен», а на общественных началах еще и директор музея минского метро. Он трудится в подземке с 1983 г., а в 1984-м был начальником станции «Институт культуры».

yakimkov 2

Григорий Якимков

В пятницу, 29 июня, на «Площади Ленина» состоялись митинг и торжественная церемония открытия с участием первых лиц государства, других важных гостей, строителей, работников метро из республик СССР. После торжественной части в метро стали впускать всех желающих. Проезд в тот день был бесплатным, а подземка работала до ночи. С утра 30 июня началось регулярное движение поездов за плату. Пассажиры проходили через турникеты, опуская в прорезь монетоприемников пятаки. Люди были счастливы! За несколько дней они оставили более двух тысяч восторженных записей в книгах отзывов, которые мы разместили на каждой из восьми станций. Все они хранятся в нашем музее, — отметил собеседник.

По его словам, жетонов и проездных на метро тогда не было (они появились лишь в 1992-м). Чтобы получить пятаки, пассажиры могли разменять 10-, 15-, 20-копеечные монеты в специальных автоматах, стоящих в вестибюлях станций. Поэтому изначально кассы не работали, а старшие кассиры в течение дня заправляли эти аппараты пятикопеечными монетами. Ночью их выгружали из бункеров турникетов и пересчитывали…

IMG 8427

Григорий Тишкевич курировал строительство минского метро с 1970-х, когда работал главным инженером главного архитектурно-планировочного управления горисполкома. Продолжил заниматься большой стройкой и в 1979-м, когда стал заместителем председателя Мингорисполкома.

IMG 8429

До сих пор хранит документы и фотографии, помнит многие подробности.

— Минское метро запустили раньше, чем планировалось вначале, — рассказывает Григорий Васильевич. — Наша подземка была 9-й по счету в СССР. Почти во всех городах даты открытия назначались ближе к концу года, на 7 ноября. Только в Харькове метрополитен ввели в эксплуатацию в августе, ко Дню освобождения города. Петр Миронович Машеров как-то высказал мнение, что хорошо бы и в Минске обеспечить пуск к 40-летию освобождения. Но решалось все в Москве: Госплан выделял средства, многое зависело от Главтоннельметростроя, Главметрополитена, министерств транспортного строительства и путей сообщения. Тогда вообще трудно было рассчитывать на завершение крупных объектов в середине года. Мы пригласили некоторых руководителей этих ведомств в гости, пообщались с ними, рассказали, сколь важна такая дата для жителей республики. И уже в 1980-м на беседе у Машерова было решено: пуск должен состояться к 3 июля 1984 года.

В постановлении ЦК КПБ и правительства, принятом гораздо позже, помимо сроков сдачи объекта было прописано, что столичные предприятия должны оказывать строящемуся метрополитену шефскую помощь. За каждой из восьми станций закрепили район, девятый район — Заводской — курировал строительство депо. Об оказанной помощи предприятия отчитывались на штабе.

IMG 8430

Периодически практиковались объезды и обходы объектов строительства с секретарями райкомов, председателями райисполкомов, руководством города.

В июне 1983-го начальником Минского метрополитена был назначен Павел Митасов, возглавлявший до этого Минское отделение Белорусской железной дороги. А уже к пуску пробного поезда в марте 1984-го на предприятии сложился основной костяк опытных работников. И, по словам Г. Тишкевича, не было причин опасаться, что перед открытием что-то пойдет не так.

Кстати, Г. Тишкевич опровергает слухи, что после гибели П. М. Машерова (это произошло в октябре 1980-го) сооружение минской подземки собирались остановить. По утверждению собеседника, никаких оснований у этих домыслов не было.

IMG 0118

— Примерно с середины апреля 1984-го по ночам регулярно проходила обкатка, а днем в две смены продолжались работы по подготовке объекта к вводу в эксплуатацию. Инфраструктура была почти готова, — вспоминает он. — Но некоторые руководители высшего ранга все же сомневались, что строители и эксплуатационники успеют к сроку. Например, председатель Совета Министров В. И. Бровиков был уверен, что, как это было во многих других городах, после официального открытия обкатка будет проходить еще месяц-два. И очень удивился, когда я сказал ему, что 29 июня состоится торжественное открытие, а 30-го начнется регулярное движение.

IMG 8440

Накануне открытия. Г. Тишкевич (слева) и другие официальные лица на ст. м. «Площадь Якуба Коласа»

Приглашенных на открытие гостей было несколько сотен. В пригласительных билетах указали номера вагонов, в которых они должны были ехать.

IMG 8448

Пригласительный билет

bilet

В первом вагоне — руководители ЦК КПБ, Совмина, города, метрополитена, почетные гости из Москвы.

IMG 8442

IMG 8438

В числе почетных гостей — 1-й секретарь ЦК КПБ Н. Слюньков и летчик-космонавт СССР П. Климук

Во втором и третьем вагонах ехали руководители районов, организаций, участвовавших в создании метро, представители метрополитена, особо отличившиеся строители.

Но перед рейсом состоялся митинг на станции «Площадь Ленина» — с огромным президиумом, речами, перерезанием ленточки.

IMG 8432 1 IMG 8434

Потом первый поезд тронулся в сторону ст. м. «Московская». Почетные пассажиры выходили на станциях, осматривали их и снова отправлялись в путь.

IMG 8436

Проехав туда и обратно, они покинули подземку, а двери метро открыли для рядовых пассажиров.

shema 1

Кроме фотографий и других документов у Г. Тишкевича сохранилась схема Минского метрополитена, разработанная еще в 1980 г.

— Как видите, еще тогда была предложена идея пересадочного треугольника, — подчеркивает собеседник. — Пожалуй, единственное, что изменилось, — немного сместили трассу 3-й линии. В первом варианте она проходила под автовокзалом «Центральный», но рядом с ним построили высотное здание, и 3-я линия пошла не через Привокзальную площадь, а через ул. Дружную.

Сравните с современной схемой:

Untitled 1 28 e1561728013544

На старой схеме можно заметить еще и ст. м. «Комсомольская», которую предлагали построить между «Октябрьской» и «Площадью Ленина». Но из-за маленького расстояния между станциями решили ее не возводить.

Справочно

В 1980-е годы Григорий Тишкевич был заместителем, затем первым заместителем председателя Мингорисполкома, позже занимал другие руководящие посты. Много лет он входит в Совет старейшин при Мингорисполкоме.

Фото Сергея Пожоги, из архива Минского метрополитена и личного архива Григория Тишкевича

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
До +1 °С и без существенных осадков будет в Минске 24 ноября

Облачную с прояснениями погоду обещают синоптики в Минске 24 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

01 11 2024 raznoe loshicza mostik mozolevskij 26 kopiya

На протяжении суток в столице обойдется без существенных осадков (вероятность 5–10 %). Ветер прогнозируется в ночное время западный, днем южный, 4–9 м/с.

Затемно температура воздуха составит –4… –2 °С. В дневные часы столбики термометров покажут от –1 °С до +1 °С.

Белоруска Динара Смольская выиграла гонку преследования на втором этапе Кубка Содружества

Белорусская спортсменка Динара Смольская завоевала золотую медаль по итогам гонки преследования на втором этапе Кубка Содружества по биатлону в Ханты-Мансийске 23 ноября, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на пресс-службу НОК.

photo 2024 11 23 10 51 53

На дистанции в 10 км белоруска, накануне занявшая четвертое место в спринте, бежала с 12-секундным отставанием от лидера. На обоих огневых рубежах девушка допустила по одному промаху, поэтому по ходу гонки опустилась на шестую позицию. Но обе стойки она отработала безошибочно, благодаря чему смогла оторваться от соперниц. В результате Д. Смольская финишировала первой с преимуществом в 11 секунд над россиянкой Анастасией Гришиной, которая стала второй. Третье место заняла еще одна представительница России Виктория Сливко.

Всего в пасьюте участвовали 52 биатлонистки.

Фото НОК