Почему в век цифровых технологий в банках выстраиваются очереди желающих платить наличными?

Порадуемся еще одной цифровой новинке. Недавно в ОАО «Небанковская кредитно–финансовая организация «ЕРИП» сообщили: жители всей страны смогут оплачивать «коммуналку» по QR–коду, который «вбивается» в жировку.

Для тех, кто на «ты» с современными технологиями, штука весьма удобная. Нужно всего лишь закачать в смартфон специальное приложение от банка, к которому привязана карта. А дальше — берешь квиток и подносишь камеру к коду. На экране появится лицевой счет. Все. Плати. Об этом рассуждает корреспондент «СБ«.

Пока что в проект включились только несколько наших банков, но в перспективе, предполагают в ЕРИП, инновация заинтересует и других. Виртуализация финансовых операций — процесс неизбежный. Новые технологии прочно входят в повседневную жизнь. Причем без многих из них сегодня пользователи сразу чувствуют дискомфорт. К примеру, когда в системе интернет–платежей возникают сбои.

ФОТО ТАТЬЯНЫ СТОЛЯРОВОЙ

Однако, пожалуй, нет такого почтового отделения, где бы к окошку кассира не выстраивались очереди желающих оплатить «коммуналку» или пополнить счет мобильного номера. Заходишь туда и попадаешь в… прошлый век. А ведь с жировками стоят не только пенсионеры, но и молодежь со смартфонами в руках.

Недавно заместитель председателя Малоритского райисполкома Эдуард Кондерешко рассказывал мне, что сельские жители часто жалуются, когда в деревне закрывается очередной расчетно–кассовый центр. Приходится рассказывать им об оптимизации в банках (им невыгодно содержать РКЦ в глубинке) и будущем, которое за цифровыми технологиями. Я, грешным делом, подумал: быть может, разъяснительной работы недостаточно? Прежде чем закрывать кассу, нужно довести информацию об электронных возможностях в каждый дом?

Оказывается, с пропагандой все в порядке. Ольга Баран, специалист по связям с общественностью ЕРИП, говорит, что организация часто проводит рекламные кампании вместе с «Белпочтой». Об агитационной активности финансовых групп напоминает и начальник отдела коммуникаций управления информации и социального развития Беларусбанка Алексей Кулик. Работают везде: от школ до предприятий.

Информируют клиентов другие банки, продвигая безнал вместе с различными бонусными программами типа выгодных кешбэков (возврата части денег при безналичном расчете). Пожилых людей, в частности, обучают компьютеру социальные службы. Да и на почтах, в банках, персонал обязательно поможет освоить любому желающему оплату в терминалах. На уровне Совмина разработан план совместных действий госорганов и участников финансового рынка по повышению финансовой грамотности населения.

Первый заместитель министра связи и информатизации Дмитрий Шедко уверяет: идет системная работа по внедрению инновационных технологий. И с одной стороны, жители нашей страны их воспринимают охотно, с другой — тяжело расстаются с дедовскими методами. Например, на внедрение цифрового телевидения понадобилось около пяти лет. И сколько было возмущений, когда стали отключать аналоговое. А сегодня все довольны, смотря ТВ в отличном качестве. Сейчас настороженно относятся к замене медных телефонных линий на оптоволокно, хотя скорость и качество интернета в итоге существенно повышается.

Согласен с Дмитрием Шедко. Любую новинку нутжно осваивать. Считай, учиться. А это любят не все, хотя инновация открывает новые возможности и значительно упрощает жизнь. Но многим по–прежнему проще занести пачку наличных в кассу, обсудив в очереди свежие новости. Между тем, по данным ЕРИП, около 60 процентов населения финансовые операции проводит по безналу. И, конечно, эта цифра будет расти. Так что о повышении виртуальной грамотности, пожалуй, стоит задуматься даже самым упрямым консерваторам.

ТОП-3 О МИНСКЕ