f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год. Почему это происходило

Почти 20 лет белорусы дважды за одну ночь отмечали Новый год: в 23:00 поднимали бокалы под кремлевские куранты, а в полночь — под бой отечественных часов. Почему это происходило — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Три года раздумий

В ночь с 26 на 27 октября некоторые страны Европы перешли на зимнее время. В США в Аризоне и на Гавайях не переводят стрелки часов. В остальных штатах это осуществят в ночь с 2 на 3 ноября. Есть анекдот: «Когда старому индейцу объяснили причины перехода с зимнего на летнее время, он сказал: «Только правительство может искренне верить в то, что, отрезав фут одеяла сверху и пришив его снизу, можно удлинить одеяло».

time change 1372935 1280

Спорная мудрость, ведь основная цель перевода стрелок — более продуктивное использование светового дня.

В СССР, как многие помнят, такую практику взяли на вооружение 1 апреля 1981 года. На календаре была среда, рабочий день. Забавным образом это совпало с днем смеха. Стрелки впервые перевели на час вперед и… десятки тысяч граждан по всей стране опоздали на работу.

А многие школьники, включая автора этой статьи, явились на занятия ко второму уроку. Спустя полгода, 1 октября, в четверг, после перевода стрелок на зимнее время немалое число людей явилось на службу на час раньше.

Акция в Советском Союзе сопровождалась обширной пропагандистской рекламной кампанией. В журнале «Наука и жизнь» писали: «Такие шаги дают экономию миллионов киловатт-часов. Так, в Чехословакии за счет лишнего утреннего светлого часа экономится 40 миллионов киловатт-часов электроэнергии в год, в Болгарии — 150 миллионов, в Польше — 400, в Италии — 540».

Еще скачки времени обосновывали пользой для здоровья: мол, наши предки вставали с рассветом, засыпали с закатом и были бодры, веселы и работоспособны. Сразу же хочется отметить, что, когда отказывались от перевода стрелок, утверждали обратное: прыжок на час вперед, происходящий каждый март, влечет за собой серьезные отрицательные последствия для здоровья, связан со всплеском количества инфарктов и с нарушением сна у подростков.

Но вернемся в 1980-е. Три года понадобилось на то, чтобы в ЦК КПСС пришли к выводу: стрелки нужно переводить не в будни, а в выходные. И ровно 40 лет назад, с осени 1984-го, приняли европейскую модель — перевод стрелок в последнее воскресенье сентября и в последнее воскресенье марта. Впрочем, такое промедление с решением понятно. За эти три года скончались главы государства Брежнев и Андропов. И только при Черненко, которому, сказать по правде, тоже было не до проблем с переводом стрелок на часах, такую практику все-таки внедрили.

clock 2796248 1280

Снижались надои

26 апреля 1784 года, будучи послом США во Франции, Бенджамин Франклин, анфас которого мы по сей день видим на 100-долларовых купюрах, анонимно опубликовал сатирический текст. Он убеждал парижан, что если жителей на рассвете будить стрельбой из пушек, то 183 ночи между 20 марта и 20 сентября — это тот период, в который можно не использовать свечи и, соответственно, сэкономить их.

На практике лишь 1 июля 1908-го впервые в мире канадский Порт-Артур перешел на летнее время.

В 1916 году, в разгар Первой мировой, такую идею взяли на вооружение германцы и их союзники. Понятно, что в сложные периоды всегда начинают искать лазейки для экономии топлива, дров, электричества. Использование светового дня имеет большое значение. Но в глаза бросается совпадение: именно в период лихолетий, когда совсем не до перевода стрелок, вспоминали об этой процедуре. В патовых ситуациях люди часто пытаются прибегнуть к спорным идеям.

Так, в России после Февральской революции уроженец Гродненской губернии, популяризатор науки Яков Перельман подал в кабинет Временного правительства докладную записку, и летнее время ввели с 1 июля по 31 августа. Все это на фоне манифестаций! Потом его продлили до 1 ноября. А отменить не успели из-за Октябрьского переворота. Уже большевики 27 декабря вернули стрелки на 1 час назад.

В следующие несколько лет циклы времени меняли беспорядочно. Раннее утро на часах перестало совпадать с положением солнца. Поэтому в 1921 году стрелки переводили на час вперед дважды — в феврале и марте. В стране в эту пору продолжалась Гражданская война, регионы были охвачены голодом и эпидемиями. Лишь к 1930-му игры с временем прекратили на 50 лет. Началась индустриализация. И без того ненадежная система железных дорог с изношенным паровозным парком не могла подстроиться под постоянные перемены в расписании. Со связью и с прочими информационными коммуникациями все было не так хорошо. Да и коровы на селе отказывались подчиняться распоряжениям Совнаркома и давать молоко на час раньше. Селянам приходилось сдвигать график работ, подстраиваясь под буренок. Иначе снижались надои.

564708

Стрелки сравнялись

Во многих европейских странах к использованию летнего времени пришли в 1970-х — начале 1980-х, борясь с последствиями топливного кризиса, когда цены на нефть то стремительно росли, то резко снижались. В 1981 году СССР присоединился к этой практике.

В 1990-м Беларусь, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан проявили самостоятельность, отказавшись от изменения времени весной. 29 сентября 1991 года в нашей республике вернулись к традиции. Те, кто помнит ту осень с пустыми прилавками магазинов, инфляцией, понимают: гражданам было до сиреневой звезды, в какую сторону власти крутят стрелки часов, — лишь бы детей накормить. С 1992 по 2010 год перевод часов на летнее время осуществляли в последнее воскресенье марта в 2:00 на 1 час вперед, а на зимнее — в последнее воскресенье октября (до 1996-го — в последнее воскресенье сентября) в 3:00 на 1 час назад. Белорусское время отставало от московского на 1 час. В этом расхождении имелся бонус: Новый год справляли в формате «два в одном» — в 23:00 поднимали бокалы под кремлевские куранты, а в полночь — под бой отечественных часов.

27 марта 2011 года в Беларуси в последний раз перевели стрелки на летнее время. С осени 2011-го страна отказалась от практики сезонного изменения времени, и летнее сделалось постоянным. Минские стрелки сравнялись с московскими, что благотворно повлияло на экономическую составляющую Союзного государства Беларуси и России.

Читайте также:

Как фотодело стало в СССР увлечением миллионов

От Российской империи и до наших дней: как появились дружинники

В 2012 г. выступления Кашпировского в Минске отменили. Теперь он вернулся в Россию и снова колесит по стране с сеансами

Любительские коллективы на фабриках и заводах. Как развивалась художественная самодеятельность в СССР

«Картошку все мы уважаем». Как проводились обязательные сельхозработы в СССР

minsk novosti 910 110

Смотрите также:

Пояснения для работающих пенсионеров и новый подход к исчислению пенсийПояснения для работающих пенсионеров и новый подход к исчислению пенсий
Вечерний Минск: зимняя резина и новые названия улиц. Актуальные темы с 28 октября по 3 ноябряВечерний Минск: зимняя резина и новые названия улиц. Актуальные темы с 28 октября по 3 ноября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
МЧС проведет тактико-специальные учения во дворце детей и молодежи 22 мая

Спасатели проведут тактико-специальные учения в Минском государственном дворце детей и молодежи 22 мая с 11:00 до 14:00, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на МЧС.

дворец детей и молодежи

В пресс-службе ведомства обратили внимание, что в указанный период по адресу: Старовиленский тракт, 41, планируется привлечение большого количества пожарной аварийно-спасательной техники.

Также в министерстве просят горожан с пониманием отнестись к необходимости организации таких мероприятий.

Новое занятие для первоклашек Минска: посетили «Нескучные уроки о животных»

«Привет, друг! Давай знакомиться!» — такими словами начинается новое учебное пособие для первоклашек столицы. С этого года в школьной программе малышей дополнительный, пусть и на уровне классных часов, предмет. Открытый «Нескучный урок о животных» в гимназии № 16 посетила корреспондент агентства «Минск-Новости».

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya04 kopiya

— Вы знали, что у кошки костей больше, чем у человека? — огорошивает важным фактом первоклашка Катя.

— А морские свинки умеют плавать, — вторит ей одноклассник.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya08 kopiya

«Нескучные уроки о животных» начинаются весело и живенько, с необычных фактов, которые ученикам нужно было найти самостоятельно (ну или с небольшой помощью родителей). Но за легким стартом следует серьезное, хотя и поданное в простой и интересной форме, продолжение. Речь пойдет о «бездомышах»: чьими стараниями они получают такой «статус», но главное, как даже самые маленькие дети могут помочь псам и котикам «без определенного места жительства». Занятие идет по специальному пособию, которое разработали зоозащитники. Приятные акварельные иллюстрации, множество интерактивных заданий, забавные сюжеты и свежий, интересный детям взгляд на совершенно бытовые ситуации — тетрадь, как ее называют создатели, это и учебник, и блокнот для рисования, и даже личный дневник в той или иной мере. Похожее пособие, но более лаконичное — без иллюстраций — разработано и для преподавателей. При этом лирические отступления приветствуются. И когда учитель младших классов гимназии № 16 Наталья Масловская читала стихотворение Агнии Барто, заслушались даже присутствовавшие на открытом уроке взрослые.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya25 kopiya

В гимназии такие нескучные уроки о животных проводят с марта.

— Тетради рассчитаны на 1–2-й класс, но мы рассудили, что с сентября первоклашки еще не будут готовы к такому объему информации, а вот в марте — в самый раз, — отметила Н. Масловская. — В мае провели уже третий урок, и могу с уверенностью сказать: дети ждут их с нетерпением. Да вы и сами, думаю, слышали, с каким восторгом они делятся интересными фактами и новыми знаниями.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya32 kopiya

При этом педагог подчеркивает: новый учебный комплекс не просто рассказывает (и показывает. — Прим. авт.) о важном, но учит, как достичь цели.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya42 kopiya

— У деток в младших классах предметное мышление, закономерно, преобладает над абстрактным, — отметила Н. Масловская. — И мыслить какими-то эфемерными категориями сложно. Нужен стройный алгоритм с подсказками, наводящими вопросами. Благодаря такой схеме проще запомнить, что сделать в той или иной ситуации.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya23 kopiya

Например, что делать и с кем посоветоваться, если хочешь помочь бездомному животному. Как определить, в каком настроении питомец. Почему так важен закон «Об ответственном отношении к животным». Что кроется за словами стерилизация и вакцинация, как работают волонтерские организации — «Нескучные уроки» рассказывают простым и понятным языком о важных и сложных вещах.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya29

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya43

— Идея этих занятий для самых маленьких, а также создания учебных пособий «выросла» из занятий в центре «Ступени», которую мы проводим на базе дворца детей и молодежи для детей и подростков, которые хотят стать волонтерами, — рассказала волонтер зоозащитной организации Happy Pet, член экспертного совета Ассоциации зоозащитных организаций Лилия Сергиенко. — Мы приглашаем кинологов, зоопсихологов, ветеринарных врачей. Волонтеры рассказывают, как именно строится работа и какую помощь может предложить каждый. Подчеркну, эти уроки нацелены больше на старшеклассников. Но с учетом огромного интереса к теме решили, что и самым маленьким будет любопытно. Что касается создания тетрадей, тут руководствовались принципом «лучше один раз увидеть, чем 10 услышать». Более того, методические пособия работают хорошим подспорьем для учителей. И 13 января 2025 года Министерство образования и Министерство внутренних дел подписали алгоритм, обязывающий учреждения образования проводить ежегодные уроки, направленные на профилактику жестокости к животным со стороны несовершеннолетних. Это не просто формальный шаг, а обещание будущему, где каждый ребенок научится слышать безмолвный язык живого мира.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya22 kopiya

Тетрадь рассчитана на девять занятий: по одному на каждый месяц учебного года. И продолжение будет: сейчас в разработке учебный комплекс для 3–4-х классов. Там будет как про четвероногих домашних хвостиков, так и про диких и крылатых, которые тоже нуждаются в поддержке: летучих мышей и птиц.

— Подобные уроки, в том числе, развивают у детей эмпатию, — подчеркнула педагог младших классов Наталья Масловская. — Особенно сейчас, когда «правит балом» клиповое мышление, а понимание чувств окружающих часто остается за бортом. Меня приятно удивило, как в пособии раскрывают тему «Отношение к животному как к личности». Рассказывают про эмоции, которые испытывают питомцы, как их распознавать человеку — не только владельцу одного конкретного котика. Отдельного внимания достойно задание про права и обязанности владельцев домашних питомцев. В комплексе — это прекрасная программа, которая говорит о важном, ведет к нему за ручку, а попутно развивает внимание, мышление, концентрацию, творческие способности. И что самое важное, очень интересна для учеников.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya28 kopiya

Лес рук (а также нетерпеливое ерзание на стуле «можно я отвечу?»), который сопровождает каждый вопрос преподавателя в очередной раз подтверждает: деткам интересно. Малыши не стесняются рассуждать, выдавать версии и даже предлагать решения. И это, на минуточку, только первый класс. Точнее, как заявил один из учеников «Мы без пяти минут второклашки!».

— Бездомные животные не могут добывать себе еду и питье, им в этом помогают люди, — рассуждает Мира. — И, поэтому, когда котика или собачку бросают, ему становится не только одиноко и грустно, но и опасно.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya30 kopiya

Уточняю, что нужно сделать, если встретил на улице котенка или щенка?

— Мама говорит, что трогать их ни в коем случае нельзя, — рассуждает девочка. — Можно вернуться домой и принести покушать, ну, спросив у родителей разрешения. Можно сфотографировать и в интернете выложить. Вдруг, этой чей-то питомец потерялся?

У моей юной собеседницы дома настоящий зоопарк: две собаки, три кота и один попугай. Девочка говорит, что места всем хватает, и хозяйской любви.

А у мальчика Вовы питомцев нет, но он мечтает завести котика.

— Черненького, — добавляет первоклашка и разве что не жмурится от предвкушения. — Но мама с папой сказали, что заведем, только если я четыре класса с отличием закончу.

Тут отчетливо повеяло грустью и томительным ожиданием. Мальчишка спохватывается и добавляет: будет котика холить, лелеять.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya34 kopiya

— Лоток за ним прибирать, у него же лапки, он не сможет, — по-взрослому рассуждает Вова. — И кормить. А то я рыбкам один раз отказался корм насыпать — маленький был — и они через день умерли. Не хочу, чтобы с котиком так случилось. Это же член семьи будет, за которого мы несем ответственность. И любим, конечно же.

Как подчеркнула директор гимназии № 16 Елена Киселёва: научить детей ответственному обращению с животными — значит вырастить поколение, которое изменит мир к лучшему. Наш урок — не просто лекция, это диалог о том, как маленькие поступки спасают жизни.

2025 05 21 obrazovanie urok po bezdomnym zhivotnym malinovskaya05 kopiya

Справочно

В декабре 2024 г. при поддержке Совета Министров Республики Беларусь, Министерства образования, Академии образования и Минского государственного дворца детей и молодежи была завершена разработка учебно-методического комплекса «Нескучные уроки о животных».

Комплекс, в который входит рабочая тетрадь для учащихся 1–2-х классов и методические рекомендации для педагогов, доступен на Национальном образовательном портале. Занятия по вышеназванному комплексу уже проводят ряд учреждений образования.

Кроме того, 13 января 2025 г. Министерством образования и Министерством внутренних дел Республики Беларусь подписан «Алгоритм взаимодействия по профилактике, выявлению и документированию фактов жестокого обращения несовершеннолетних с животными, распространения произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости», п. 4 которого предписывает учреждениям образования не реже одного раза в год организовывать профилактические занятия по указанному направлению, а также взаимодействовать с зоозащитными организациями для проведения совместных мероприятий.

Фото Ирины Малиновской

Читайте также:

РЕБЯТА С НАШЕГО ДВОРА. «Если не мы, то кто»: как две школьницы дарят бездомным животным новую жизнь