«Под светом софитов — актеры, а мы в тени». Как гримеры делают актеров не только красивее, но и успешнее

Гримерный цех Белорусского государственного академического музыкального театра — особое королевство, где совершаются удивительные перевоплощения. Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправилась туда, чтобы узнать, как это происходит.

Руководит цехом Людмила Басалай. Здесь же работают опытные художники по гриму Алла Джелилова, Наталья Шеин и Евгения Иванова, а также молодые гримеры Александра Каурко и Татьяна Чебыкина.

С работой они справляются, накладывая не только характерный грим (который подчеркивает своеобразие образа), но и обычный. Актеры умеют делать его и сами — учились этому в вузе, но любят заглядывать к профессионалам, которые не отказывают в помощи.

По словам Л. Басалай, гримы подразделяются на возрастной, характерный, исторический, портретный, национальный и др. Людмила Сергеевна передает свое ремесло студентам заочного отделения Белорусского государственного университета культуры и искусств. Преподавать ей нравится. Но еще больше — создавать красоту в стенах театра, куда всякий раз приходит с огромным удовольствием.

— Работа гримера особенная. Ее мало кто замечает, ведь под светом софитов — актеры, а мы в тени. К нам приходят в разном состоянии: волнения, усталости, порой с плохим настроением, но мы должны сделать актеров не только красивее, но и успешнее, поработать в какой-то мере и психологами. Порой актрисы признаются, что сегодня не в голосе, и просят навести хотя бы красоту. Они всегда хотят быть неотразимыми, требуют внимания и заботы, — говорит Л. Басалай.

Когда актер работает над новым образом, к профессионалам обращается не только он сам, но и режиссер, и художник. Все высказывают пожелания, и художники по гриму приходят к общей концепции.

— Для меня важно, как чувствует себя актер, потому что грим ему помогает воплотить образ на сцене. Порой продумываем несколько вариантов грима и причесок, чтобы был выбор. Для этого заранее уточняем, какого персонажа будет воплощать актер, его возраст, особенности характера и поведения, — раскрывает секреты профессии Л. Басалай.

Так, для спектакля «Труффальдино из Бергамо» нужно было создать около 35 париков. Нереально было такое количество в короткие сроки изготовить самим, поэтому часть купили. А потом в некоторые из них специалисты вносили изменения: подкладывали каркас, изменяли высоту, завивали… Из пышного женского парика делали прическу для купца Панталоне, которого играл Александр Осипец.

Иногда вес парика может достигать и 3 кг, как, например, тот, что носит императрица в спектакле «Голубая камея». Пышная копна волос должна быть не только привлекательна, но и надежно закреплена, не должна мешать двигаться на сцене и танцевать. Так, в высокий парик Клариче (ее играет Наталья Глух) вкладывается фата, вдобавок на нем закрепляется венок. Чтобы все это выглядело великолепно, мастерицам пришлось постараться.

В спектакле «Клеопатра» используются сложные парики, над которыми кудесницы гримерного цеха работали две недели: плели косы, расшивали их всевозможными бусами. Да и усы и бороды актеров, занятых в различных спектаклях, — кропотливая ручная работа.

В гримерном деле много сложностей, с которыми справится только профессионал. Например, когда из полного лица нужно сделать худое и наоборот, можно использовать латексные и силиконовые наклейки или исправить ситуацию с помощью довольно сложного грима. Когда удается выполнить непростую задачу, Л. Басалай радуется, видя, что актеру нравится его образ.

Когда я пришла работать в театр, начальником гримерного цеха была Юлия Реброва. Она когда-то приехала на гастроли в Минск с Омским театром, и ей предложили остаться у нас. Отработала более 40 лет в этих стенах, приложила много труда и сил, очень любила свою работу. Передавала мне свое мастерство, направляла, и я нарабатывала знания трудом, — вспоминает мастерица.

Она уверяет, что ей интересны новшества, появляющиеся в профессии.

Наш театр отличается множеством разнообразной работы, поэтому постоянно есть что осваивать, и это очень интересно, — отмечает Л. Басалай.

Справочно

Начальник гримерного цеха Людмила Басалай пришла гримером в труппу театра в 1984 году. Окончила Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка. С 2015 года стала начальником гримерного цеха. Постоянно повышает профессиональное мастерство. В 2004 году окончила учебные курсы Белорусской государственной академии искусств по специальности «гример-постижер», успешно обучалась созданию салонных причесок из длинных волос, а также наращиванию волос, изучала актуальные тенденции в стрижках и укладках.

Фото из архива Людмилы Басалай

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ