ПОДВИГ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Их картины знает весь мир. Как белорусские художники боролись с фашизмом
В новом выпуске проекта — материал заслуженного деятеля искусств Беларуси, ветерана журналистики Бориса Крепака о вкладе белорусских художников в борьбу с фашизмом и о сохранении памяти об ужасах войны.
Михаил Савицкий — защитник Севастополя
Искусство и судьба этого художника поистине уникальны. Начиная с 1960-х почти каждое его полотно становилось событием в культурной жизни нашей страны. Савицкий является первым среди отечественных деятелей культуры Героем Беларуси. Эту высшую награду ему лично вручил Александр Лукашенко 2 марта 2006-го.
В юбилейный год 80-летия Победы советского народа над нацистской Германией мы особой строкой вспоминаем Михаила Андреевича не только как талантливого художника-патриота, но и как ветерана Великой Отечественной, одного из последних защитников Севастополя, а затем как бывшего узника фашистских лагерей смерти, который через свои драматические полотна показал миру апокалиптический образ войны. Любой войны.
Двенадцатого сентября 1940 года 18-летнего комсомольца Мишу Савицкого из небольшой деревни Звенячи Толочинского района Витебской области, успевшего получить аттестат, призвали в ряды Красной армии. Сперва он попал в школу младших командиров по управлению зенитной артиллерией в Ростове-на-Дону, потом его перебросили в Новороссийск — в 545-й зенитно-артиллерийский полк. Последняя довоенная должность — помощник старшины авиационного училища в Грозном.
Великая Отечественная застала его в Махачкале. Там же сформировалась 345-я стрелковая дивизия для десантирования в Севастополь. Здесь, будучи заместителем командира 793-го отдельного батальона связи, Михаил принял свой первый бой. С конца октября 1941 года и до конца июня 1942-го красноармеец Савицкий с товарищами стоял насмерть, защищая ключевой черноморский порт, блокированный гитлеровцами с суши и моря. Спустя время художник напишет драматическую картину «Клятва севастопольцев» и посвятит ее однополчанам, павшим и живым.

«Партизанская Мадонна». Михаил Савицкий
Последний бой десантников произошел в начале июля 1942 года у каменистого побережья Херсонесского маяка — самой западной точки Крыма. Прижатые к морю красноармейцы, среди которых был Михаил, четверо суток почти без продовольствия и питьевой воды сдерживали натиск врага, пока не кончились патроны. 4 июля раненый Савицкий оказался в плену. Дальше его ждал ад: симферопольская тюрьма, пересыльные лагеря в Бахчисарае и Николаеве, Шталаг-326, рабочий лагерь военнопленных в Дюссельдорфе, концлагеря Бухенвальд, Миттельбау-Дора, каменоломни «Кровинки» в Тюрингии, штрафные изоляторы и последний круг этого ада — концлагерь Дахау под Мюнхеном. Союзные войска пришли освобождать 29 апреля 1945-го. Узника под номером 32815 нашли в тифозном бараке без сознания, почти бездыханным.
Наперекор всему он выжил. Видимо, Бог его хранил… Для искусства, родных, страны и мира. После лечения и соответствующих проверок в специальном фильтрационном лагере при НКВД Михаил Андреевич дослуживал в 6-й гвардейской зенитно-артиллерийской дивизии художником-оформителем. В начале декабря 1946 года — демобилизация, потом учился в Минском художественном училище и Московском художественном институте им. В. И. Сурикова. От тех ужасов мясорубки, которые Савицкий наблюдал на протяжении полутора тысяч дней и ночей, невозможно было избавиться. Хотя вряд ли он предполагал тогда, что когда-нибудь к ним вернется. Спустя почти 30 лет, прочитав о Михаиле Андреевиче в журнале «Огонёк», его разыскал лагерный друг. При встрече он задал художнику вопрос: «Рассказал ли ты что-нибудь об этом?» Савицкий, по его словам, тогда понял, что больше откладывать нельзя. Так появилась его знаменитая серия из 16 картин «Цифры на сердце».
Леонид Щемелёв — кавалерист РККА
Леонид Дмитриевич — человек удивительной судьбы, внесший огромный вклад в сокровищницу национального изобразительного искусства. У него не было произведений, лишенных хотя бы частички личных веры, страсти, тревоги, любви и надежды.
Из 98 прожитых лет, мятежных, яростных, но счастливых, свыше 70 Щемелёв творил. Мастер принадлежал к тому поколению художников, которое сразу же после майской Победы 1945-го шагнуло в большое искусство. Он и его товарищи жили беспокойно, двигаясь вперед рывками, все время доучиваясь, догоняя и наверстывая упущенное.
Можно только представить, что довелось ему, молодому красноармейцу, испытать на Курской дуге, в тяжелых боях за освобождение городов Рыльска, Глухова, Конотопа, Чернигова, при переправе под артиллерийским огнем через Днепр и Припять. Под белорусскими Калинковичами 20-летний сержант получил тяжелое ранение. Затем были глубокий тыл, госпиталь, а после выздоровления снова армия, 30-я кавдивизия 4-го Кубанского кавалерийского казачьего корпуса известного генерала Иссы Плиева. И вновь сражения, боевые рейды. До Победы.
Служба гвардии старшего сержанта Щемелёва закончилась только в 1946-м. Святая память художника о военных годах — ордена Отечественной войны I и II степени.

«Будто во сне». Леонид Щемелёв
Почти во всех его произведениях о войне мы не увидим батальных сцен. Леониду Дмитриевичу всегда были нужны психологические сюжеты о том, что случается с человеком на войне, когда, рискуя жизнью, он отправляется защищать Родину. Идет, преодолевая страх, боль, ужас, муки, смерть. На самом деле его военные полотна — отрицание войны как таковой.
Многие работы мастера, вошедшие в золотой фонд нашей живописи, родились из глубины памяти военных лет. Но у него особый подход к отражению тех событий. Щемелёв сам говорил: «Я не пишу о войне как о прошедшем, ибо тогда был бы историком, а не художником. Пишу об отрицании войны как о явлении, противопоказанном человеческому организму, его душевному и духовному строю. Мой зритель должен почувствовать, что жизнь сильнее смерти, красота сильнее безобразия, а добро сильнее зла. Я хочу показать в красках правду, в которую поверили бы зрители. Поверив, они стали бы чуть добрее, красивее, человечнее».
Сергей Селиханов — истребитель танков
Удивительно, что о Сергее Ивановиче, народном художнике БССР, лауреате Ленинской премии, фронтовике, и при его жизни, и после смерти в 1976-м мало что можно было прочитать в средствах массовой информации. Хотя в историю советского изобразительного искусства он навсегда вошел как автор всемирно известной скульптурной композиции «Непокоренный человек» в мемориальном комплексе «Хатынь».
Всю жизнь он считал себя оршанцем, хотя родился в Петрограде весной 1917-го, куда в годы Первой мировой переехали из Орши его родители. Две революции, Гражданская война, разруха, голод и холод, а затем неожиданная смерть отца, Ивана Константиновича, вынудили семью возвратиться на родину.
Трехлетний Серёжа оказался в Орше на попечении родственников, а чуть позже — в детском доме, где впервые взял в несмелые руки карандаш. Его первым учителем рисования в школе № 2 стал Михаил Калишевич, имевший за плечами три курса Витебского художественного техникума. Именно он разглядел в мальчишке незаурядный дар будущего мастера, и по его настоянию юный Серёжа после окончания семи классов отправился в Витебск на учебу в этот же техникум — альма-матер большинства белорусских творцов 1920–1930-х. В 1933 году Селиханов стал студентом этого знаменитого учебного заведения.
Сперва он занимался на живописно-педагогическом отделении у таких асов, как Лев Лейтман, Иван Ахремчик, Ефим Минин. Позже перешел на скульптурное, которое успешно окончил в 1937-м. Оршу никогда не забывал: все каникулы старался проводить там, на берегах Днепра и Оршицы, слушая многоголосое эхо паровозных гудков железнодорожного вокзала и локомотивного депо. Любил гулять в парке Заднепровья рядом с красивой Ильинской церковью, а вечерами посещать с друзьями первый звуковой кинотеатр «Імя 11 ліпеня».

Мемориал «Хатынь». Сергей Селиханов
А потом — война. Уже на третий день Великой Отечественной Сергей Иванович стал красноармейцем в составе дивизиона артиллерии. Первый боевой экзамен он сдавал в кровопролитных сражениях под Москвой и подо Ржевом, успешно отражая атаки немецких танков. Затем дрался с «Тиграми» на Курской дуге, форсировал Днепр, преодолевал Карпаты, отбивал танковые контратаки на Сандомирском плацдарме на левом берегу Вислы, прошел Силезию. Победу в звании капитана встретил утром 9 мая 1945-го в Праге, когда войска 1-го Украинского фронта окончательно подавили очаги сопротивления врага. Тем не менее еще год офицер продолжал служить, мечтая о возвращении к любимой работе, которую прервала война. Среди наград — ордена Отечественной войны I и II степени, Красной Звезды, медали «За отвагу».
После Великой Отечественной Селиханов активно трудился в области монументальной и станковой скульптуры. В его творческой биографии числятся памятники Марату Казею в белорусской столице, братьям-героям Михаилу и Ивану Цубам на Старобинщине, один из четырех бронзовых рельефов для памятника-обелиска на площади Победы в Минске, большая галерея портретов выдающихся сынов Беларуси, фигуративные композиции, посвященные войне и миру, блестящая серия работ, созданных после поездки в Китай. Отдельная страница биографии — монумент знаменитому партизану Константину Заслонову на Привокзальной площади в родной для скульптора Орше.
Еще материалы рубрики:
ПОДВИГ ПОБЕДИТЕЛЕЙ. Как белорусский летчик Алексей Семенков доставил в Москву мир
Смотрите также:

