Создавать искусственные трудности, чтобы их преодолевать, — интернациональная забава граждан бывшего СССР
Более того, свойственна эта черта сегодняшним жителям стран всего экс-соцлагеря. К примеру, ведут к вам газовую трубу с халявным газом — радуйтесь. Нет, начинают капризничать. В результате лишаются парочки миллиардов долларов, которые, судя по всему, достанутся более расторопной Турции. Это я про солнечную Болгарию, которая мечтала стать 16-й республикой Советского Союза, но лишь унаследовала от него умение изобретать препятствия.
Или вот братья молдаване в поте лица вырастили небывалый урожай фруктов и овощей. Однако решили, что называется, набить себе цену и повернулись к лесу передом, а к своему основному потребителю, извиняюсь, задом. Результат — строгая низкокалорийная диета для собственной страны.
Прибалтийские морские порты заполнены все больше грузами стран-соседок из числа некогда братских республик. Не станет грузов— замрут портовые краны в ожидании у моря погоды. Оказывается, это и есть лучший повод постоянно пощипывать своих партнеров, отпускать грубость в их адрес. На житейском уровне та же история: пересекая прибалтийскую границу, наверняка нарвешься на хамоватого таможенника по ту сторону кордона.
Дескать, чего в нашу цивилизованную Европу прешься, деревенщина неотесанная. Именно так и возводятся кирпичик за кирпичиком стены отторжения.
Кстати, про стены. Аккурат накануне празднования падения Берлинской стены было начато строительство другой стеночки длиной не в одну сотню километров. Тоже в Европе, но чуток южнее, вдоль украинской границы. Чтобы выглядеть оригинально, стена будет продублирована глубоким рвом. Так, для общей эстетики пейзажа. Ну что тут поделаешь, без трудностей и преград жить не интересно, традиции есть традиции, нужно соблюдать.
Белорусы, общаясь со всем миром, оказались практичнее, умудряясь последовательно сокращать количество препятствий. Правда, это не мешает нам на повседневном бытовом уровне наслаждаться возведением заградительных сооружений.
На минской улице Серова расположен большой комплекс, в минувшем веке —один из самых крупных в Европе центров «АвтоВАЗ». Обслуживание, построенное на принципах огульного дефицита и взяточничества, осталось в далеком прошлом. Сегодня в здании много разных фирм, но все они, как и прежде, имеют автомобильную ориентацию. Дилерские салоны «Шевроле», «Опель», «Ауди», российских «Жигули», сервис по обслуживанию элитных «Бентли» и «Порше». Тут же находятся отделение ГАИ, станция по ремонту авто и прохождению техосмотра. Конечно, былую славу самого большого и самого хамского автоцентра они утратили, но многие традиции тех лет хранят как зеницу ока. Необязательно быть искушенным следопытом, чтобы в этом убедиться. Что нужно сделать для качественного оказания услуг населению? Правильно, перво-наперво установить для клиентов побольше искусственных преград. Таковых вокруг здания насчитывается семь. Это электрифицированные шлагбаумы в комплекте с краснолицыми сторожами и характерным запахом горячительных жидкостей. Чтобы попасть ко входу одного из магазинов, нужно поочередно преодолеть аж три полосатых заграждения. Потенциальный покупатель, приехавший на своем авто, должен покинуть машину, дабы низко поклониться в окошечко важным «пограничникам». Может, я был недостаточно почтителен с представителями местечковой охраны, но меня на заветные стоянки не впустили. Признаки извращенной логики в такой организации движения в рабочие дни, может, и существуют, когда наплыв машин в ГАИ создает толчею. А в воскресенье? В воскресенье автосалоны закрыты на крепкий замок! Такое впечатление, что типичный минчанин покупает машину перед вечерним походом в гастроном.
— Дорогой, купи колбасы, молока, картошки. И не забудь зайти за новым седаном, обязательно с перламутровым отливом. Смотри, ничего не перепутай.
— Да, дорогая, непременно куплю, чтобы тяжелые сумки в руках домой не тащить.
Конечно, бывает, что шлагбаумы необходимы, как, например, в Национальном аэропорту Минск, где наконец-то налажены движение и стоянка прибывающих автомобилей. На основной парковке первые 30 минут нахождения —бесплатно.
Но расслабляться и тут рановато, ведь работой шлагбаумов управляет человек. А он-то как раз и унаследовал непреодолимую тягу к созданию трудностей.
И вообще, людям свойственны маленькие слабости. Именно поэтому мне, выезжая со стоянки рано утром, пришлось будить крепко уснувшую в будке привратницу, на что ушло десять минут. За это время льготные бесплатные полчаса уже истекли. Пришлось галантно оплатить сладкие сны королевы автостоянки.
Искусственные препятствия — дело нехитрое, но очень дорогое. Мы не так богаты, чтобы их методично возводить и между странами, и в родном городе.