Помочь подопечным просто жить. Как проходят занятия в ЦКРОиР Заводского района
С приходом осени возобновили занятия в районном Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. О планах на учебный год и об успехах корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала директор Елена Серединская.
Качество и количество
— Елена Иосифовна, уже больше года центр принимает ребят в новом здании. Что изменилось?
— Среда, созданная в учреждении, позволила улучшить качество работы по разным направлениям, и в первую очередь в реабилитации. Если раньше из-за стесненных условий мы почти ничего не могли предложить подопечным (например, курс массажа и иные процедуры они получали в медучреждениях), то теперь в ЦКРОиР функционирует зал со специальным оборудованием. Также в штат приняли реабилитолога, который выполняет рекомендации врача, расписанные в карте воспитанников. Кроме того, наши ребята, их около 240 человек, начиная с раннего возраста, и даже дети без особенностей, посещающие у нас логопедические занятия, имеют право бесплатно ходить в бассейн. И массаж по направлению педиатра тоже проводят на базе центра.
Улучшается качество ранней помощи. Если в старом здании мы могли принять не более 50 человек, то на занятия в прошлом учебном году пришли 114 малышей в возрасте до 3 лет.
В приоритете сейчас оказание ранней комплексной помощи. ЦКРОиР — координатор в создании специальных групп в детсадах Заводского района. Сегодня их 72. Если раньше это были группы для ребят с тяжелыми нарушениями речи, то с принятием новой редакции Кодекса об образовании появилась возможность их открытия и для тех, у кого аутизм. В 2022-м заработало восемь таких групп, и еще одна — в текущем году.
Если говорить о детях школьного возраста, имеющих множественные нарушения в развитии, то им сложнее интегрироваться в общеобразовательные школы. Чтобы поддержать ребят, мы открыли на базе центра два дополнительных класса. Теперь их у нас четыре.
Более того, ввели новые формы организации помощи в учреждениях образования. В школах это классы совместного обучения. Там наряду со здоровыми детьми по общеобразовательной программе занимаются ребята с психофизическими особенностями. В 2023-м в Заводском районе открыли 12 таких классов. Подобная помощь осуществляется по заявительному принципу. Также центр курирует 28 групп интегрированного обучения в детсадах и 47 классов в СШ: с методической поддержкой специалисты ЦКРОиР выезжают по графику в каждое учреждение образования.
Гаджеты в подмогу
— Вероятно, благодаря обновленной материально-технической базе стало проще осуществить многие задумки?
— Безусловно. Например, сенсорно-динамический «Дом совы». Для работы с ним сотрудники проходили обучение в Санкт-Петербурге. Он помогает не только развивать ребят, но и совершенствоваться педагогам.
Программа направлена на социализацию детей с тяжелыми и множественными нарушениями. Благодаря спонсорской помощи в каждый класс центра закупили большие интерактивные доски в виде планшетов. На них ребенок может, например, нарисовать круг. На листе бумаги особенным ребятам это недоступно — им трудно скоординироваться. Поэтому у нас нет тетрадей или выполнения заданий за партами, но есть современные средства, позволяющие реализовать возможности ребенка.
Мы реализуем образовательный проект по обучению ребят через интерактивные средства, который специалисты ЦКРОиР разрабатывали 1,5 года. Планируем представить его на конкурс на присуждение грантов Мингорисполкома.
— Помимо детей, оказывают ли помощь родителям?
— Конечно. К примеру, психологическую. Наш труд окажется неэффективным, если мы не будем работать с мамами и папами подопечных. Помощь и называется комплексной потому, что в нее, помимо учителя-дефектолога и реабилитолога, включаются психологи, первоначальная задача которых — поддержать родителей. Появление на свет чада с особенностями — это большое испытание. У каждой семьи своя история, однако мы стараемся на раннем этапе предложить тот образовательный маршрут, который подойдет конкретному воспитаннику. Раз в неделю педагог-психолог проводит индивидуальные консультации для мам и пап подопечных. Такие консультации востребованы. Кроме того, существует родительский клуб, где близкие ребят с тяжелыми нарушениями, а их у нас 32 человека, могут поделиться переживаниями. Здорово, что есть площадка, где люди могут выговориться, не остаются один на один с проблемами.
Командная работа
— Коллектив центра — это…
— …63 специалиста. Из них 10 — медики и помощники воспитателя, 10 — персонал, который помогает нам поддерживать чистоту, остальные — педагоги: 4 психолога, 8 учителей-дефектологов, директор, 2 заместителя, учителя и воспитатели. Коллектив у нас стабильный, случаи, когда человек устраивается на работу и сразу же уходит, осознав, что оказался не на своем месте, редкие. Здесь трудятся только в команде, иначе никак. Наши дети себя не обслуживают, не способны удержать ложку, потому педагогические пунктиры, выстроенные в общеобразовательной школе, у нас стираются. Приоритет — помочь подопечным просто жить.
— Как часто сотрудники проходят дополнительное обучение?
— По законодательству каждые три года педагог должен проходить курсы повышения квалификации. Но центр — это координирующая структура специального образования, потому для наших учителей такого недостаточно. Смело скажу: ежегодно педагоги ЦКРОиР находят интересные тематики и совершенствуют знания. Более того, центр считается площадкой для последипломного образования. Мы обучаем воспитателей и учителей-дефектологов, на базе учреждения проходят практические занятия. Наши сотрудники достигли определенного уровня и готовы делиться опытом.
Справочно
Большинство ребят — с функциональной задержкой, они не могли говорить по разным причинам. У значительной части удалось вызвать речь, и они отправились в общеобразовательные группы детских садов.
Фото предоставлены ЦКРОиР Заводского района