f94bd23a 8537 4a48 b0c6 367e34f665b5

Пора в школу? Разбираемся с детским психологом, когда ребенок готов к учебе

Уже скоро для новоиспеченных школьников прозвенит их первый звонок. Как определить готовность ребенка к школе и помочь ему с адаптацией, корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у педагога-психолога детского сада № 464 Натальи Протасени.

первоклассники

Готовность ребенка к школе формируется из многих аспектов. Часть из них — эмоциональный, познавательный, социальный и речевой (мы ранее обсуждали с логопедом-дефектологом Еленой Кравчун). Не менее важным является и определенный уровень психического развития ребенка, без которого сложно усваивать учебную программу.

— Часто, когда родители решают отдать ребенка в первый класс в шесть лет или даже раньше, они рассуждают примерно так: если умеет читать и писать, то к школе готов. Это не совсем верный подход. В интеллектуальной сфере мы больше внимания уделяем развитию психических процессов, а не обучению конкретным навыкам. Память, внимание, мышление, речь — это база, на которой строится обучение. Если этот фундамент крепкий, то ребенок будет готов к школе, даже если он еще не научился читать, писать и считать, — отмечает специалист.

Когда не хватает мотивации…

Если некоторые психологические процессы у ребенка еще недостаточно развиты, то это явный признак того, что ребенок к школе не готов и поступление лучше отложить на год. В первую очередь об этом говорят недостаточно развитая мотивационная готовность и неумение произвольно регулировать собственное поведение.

— Под мотивацией мы подразумеваем желание учиться, и оно, к слову, не всегда приравнивается к желанию ходить в школу. Бывает, что ребенок хочет в первый класс не потому, что там он узнает что-то интересное, а потому, что ему купят новый портфель или туда зачислили его друзей. Важно рассказывать детям, чем именно они будут заниматься на уроках и какие у них будут обязанности в классе, — поясняет Н. Протасеня.

Чтобы заранее подготовить ребят к изменениям, в старшей группе детского сада для них проводятся специальные занятия. Будущие первоклассники читают специальные сказки и изучают картинки, связанные со школой, и даже ходят туда на экскурсии. Постепенно они разбираются, чем занимаются ученики на уроках, и в игровой форме знакомятся с правилами поведения.

часы школа будильник

— Произвольность — это умение регулировать свое поведение. В школе не всегда бывает так же интересно, как в детском саду, поэтому ребенок должен научиться проявлять волевое усилие в учебе. Структуры мозга, которые отвечают за этот навык, дозревают примерно к шести годам, и раньше этого возраста я бы не рекомендовала отдавать ребенка в первый класс. Но если и в шесть лет ребенок невнимателен, неусидчив, постоянно отвлекается на занятиях и не привык доводить начатое дело до конца, значит, ему еще сложно концентрироваться и проявлять волю. В этих случаях я советую остаться еще на один год в детском саду и психологически дозреть, — рассказывает педагог.

При этом психолог отмечает: во многих случаях лучше не дожидаться идеальной готовности ребенка к школе и отдавать его в первый класс в 6–6,5 лет. Лишний год в детском саду может, наоборот, притормозить развитие. Многим детям неинтересно проходить повторно прошлогоднюю программу: они учатся читать и имеют уже другие интересы. На все это накладывается кризис школьного возраста, и во второй половине года поведение многих семилеток заметно портится.

Не хочу учиться!

В начале и конце учебного года Н. Протасеня проводит психологическую диагностику воспитанников старших групп детского сада. У каждого из них проверяются развитие речи, внимания, памяти, мышления и моторики рук, после чего психолог составляет письменные рекомендации для родителей. В них она обращает внимание на навыки, которые ребенку стоит подтянуть перед школой и при необходимости рекомендует индивидуальные занятия, к примеру, с логопедом. Несколько кружков по интересам, в том числе по подготовке к школьному обучению, есть и в самом детском саду, однако с ними важно знать меру.

— Ходить на все доступные кружки не нужно — достаточно двух, максимум трех, если ребенок сам горит желанием и справляется. Это тот случай, когда лучше меньше, но качественнее. Если переусердствовать с занятиями и подготовкой к школе, то можно заранее отбить у ребенка желание учиться, — поясняет специалист.

Бывает, что дошкольники изначально не хотят идти в первый класс, и причины тому могут быть разные.

— Одни дети сразу говорят: там будет трудно, другие не хотят выполнять домашние задания. У некоторых есть пример старших сестер и братьев, которые не очень хорошо учатся, и ребенок перенимает у них нежелание ходить в школу. В таких ситуациях родителям нужно поговорить с младшим и объяснить, что его представление об учебе может быть совсем другим. Бывает, что родители наказывают ребенка за какие-то провинности, заставляя читать или писать, или угрожают фразами вроде «В школе с тобой нянчиться не будут!». Так тоже формируется негативное отношение к процессу обучения— приводит примеры психолог.

Трудности адаптации

Но как бы не было сильно желание или нежелание идти в школу, каждому первокласснику придется столкнуться с трудностями адаптации. Детям необходимо привыкнуть к новому взрослому в лице учителя, коллективу, требованиям и обязанностям. У некоторых этот процесс проходит легче, у других тяжелее.

— Адаптация к школе занимает примерно месяц-два, и чем больше у детей будет умений и навыков к началу учебного года, тем быстрее они привыкнут к учебе. Очень помогает в этом деле адекватная самооценка. Если родители не пугают ребенка трудностями и неудачами, а учат правильно на них реагировать, формируют ощущение, что он все может и со всем справится, то у первоклассника не должно возникнуть каких-то проблем или страха перед школой. Помочь в процессе адаптации также могут совместные покупки вещей к школе, рассказы родителей о новой роли ученика и важности учебы, — подытоживает Н. Протасеня.

Книги также помогают подготовиться к школе и сгладить трудности адаптации в первом классе. Когда родители читают ребенку, у него обогащается представление об окружающем мире, развиваются и мышление, и внимание, и память. Особенно полезными будут издания, которые доступно рассказывают об учебе в школе, важности знаний и различных профессиях.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
В Нижнем Новгороде обсудили роль русского языка в белорусской культуре

Третий Всероссийский научно-образовательный педагогический форум «Русский язык как основа гражданской идентичности и духовно-нравственного и культурного диалога народов России» прошел в городе — побратиме Минска Нижнем Новгороде в НГЛУ им. Н. А. Добролюбова 15-16 мая, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

depositphotos 66831925 s 2019

Фото носит иллюстративный характер, фото Depositphotos

В научных секциях приняли участие не только российские исследователи, но и ученые из Беларуси, Ирана, Италии, Китая, Таиланда, Узбекистана. Форум был торжественно открыт словами исполняющего обязанности ректора Никиты Авралева: «Русский язык — это важнейший флаг, который объединяет наш многонациональный народ!».

Особое место в диалоге культур занимает Беларусь, в которой русский язык сосуществует с белорусским в уникальном двуязычном пространстве, сохраняет свою объединяющую силу. В программе секции были представлены доклады преподавателей учреждений общего среднего образования Минска, исследовавших роль русского языка в формировании коммуникационных навыков социализации и читательской грамотности школьников. О том, как живет русский язык у белорусов, рассказала учитель средней школы № 43 г. Минска Светлана Шеметова.

— У нас в стране исторически сложилось двуязычие. На русском говорят в семьях, на улицах, в магазинах, в школах. Русский — это язык повседневного общения, язык науки и культуры— отметила С. Шеметова.

— А как русский и белорусский языки сосуществуют в Беларуси?

— Конкуренции точно нет. В школе четко разделены программы: есть уроки русского, есть белорусского. Но поскольку языки близкие, они только дополняют друг друга. Дети легко переключаются и обогащают свою языковую культуру. Русский язык в белорусских школах — это не просто предмет, это ключ к мировой культуре. Через русский язык дети знакомятся с классической русской литературой и учатся мыслить глубже.

— А есть ли стихотворение или писатель, который вас вдохновляет?

— Вы знаете, всегда, когда необходимо назвать лишь одно, мне очень тяжело. В каждом произведении, которое мы разбираем с детьми, я стараюсь найти что-то особенное, какую-то изюминку, заинтересовать класс. Но если говорить о любимых авторах, то это Лев Николаевич Толстой — его мудрость вне времени, и, конечно, Александр Сергеевич Пушкин — легкость, глубина, музыкальность. Люблю его перечитывать.

Русский язык в Беларуси — не просто средство общения, а живой мост культурного обмена. Преподавательский опыт С. Шеметовой подтверждает, что именно через язык передается любовь к литературе, формируется грамотность, воспитывается уважение к культурному наследию и развивается умение глубокого мыслить.

Вместе с тем форум в Нижнем Новгороде продемонстрировал, что русский язык продолжает объединять народы, преодолевая границы и сохраняя наше общее духовное пространство.

Материал подготовлен по соглашению между Нижегородским областным информационным центром (НОИЦ) и агентством «Минск-Новости».

Авторы: студентки 3-го курса кафедры международной журналистики НГЛУ им. Н. А. Добролюбова Мария Петрова и Кристина Стебина

Временами дождь и до +12 °С будет в Минске 17 мая

Облачная погода прогнозируется в столице 17 мая, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 17 мая 2025Прогноз погоды в Беларуси на 17 мая 2025

Ночью в городе обойдется без осадков, температура воздуха составит +3… +5 °С. В светлое время суток пройдет кратковременный дождь (вероятность более 90 %), столбики термометров покажут +10… +12 °С. Ветер будет переменный, 4–9 м/с.

В целом на большей части территории Беларуси ожидаются дожди, в отдельных районах не исключены грозы. В ночное и утреннее время местами образуется слабый туман. Затемно синоптики обещают +1… +7 °С, днем —+9… +19 °С. Атмосферное давление в дневные часы будет слабо падать.