1200h90 2

ПОРАДУЕМ ВЕТЕРАНА. Бывший сын полка Василий Князев вместе с детьми увековечил Победу в стиле стрит-арт

«Порадуем ветерана» – специальный проект агентства «Минск-Новости» и Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей, посвященный 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Бывший сын полка Василий Алексеевич Князев и учащиеся гимназии-колледжа искусств имени И. О. Ахремчика создали граффити на тему Победы. Как это было – в репортаже корреспондентов агентства «Минск-Новости».

Ветеран в Гимназии-колледже искусств им И. О. АхремчикаВетеран в Гимназии-колледже искусств им И. О. Ахремчика

Учащиеся гимназии-колледжа искусств имени И. О. Ахремчика и преподаватель дисциплины «Рисунок. Живопись. Композиция» Вадим Богдан не без гордости показывают ветерану свое учебное заведение.

– Ему уже более полувека, – рассказывает В. Богдан. – Талантливых детей обучаем музыке и художественному искусству. Гимназия предназначена для учащихся 5-11-х классов, далее ребята поступают в колледж. Среди выпускников немало известных живописцев, скульпторов, музыкантов.

Василий Алексеевич с интересом рассматривает вывешенные в холле творческие работы. Удивляется: трудно поверить, что они принадлежат молодым людям, делающим в профессии первые шаги, а не опытным мастерам кисти.

Заходим в одну из учебных творческих студий. Здесь ветеран и ребята знакомятся ближе.

– Я Никита Дроздов, мне 11 лет, – первым представляется юный художник.

– Мне было столько же, когда закончилась война. Многое к этому времени пережил, – замечает ветеран.

Василий Алексеевич был восьмилетним пацаненком, когда за сотрудничество с партизанами прямо на крыльце дома фашисты убили его отца. В тот же день в назидание жителям деревни устроили показательный расстрел матери. Василий кинулся к распростертому телу, но каратель ударом ноги отбросил мальчика.

Отомстить за родителей… Эта мысль не оставляла всю войну. И он мстил. Уже на следующий день после расправы вместе с другом бросил гранату в окно дома, где расположились полицаи. А потом его взяли к себе партизаны. В отряде выполнял обязанности связного и разведчика: ребенок не вызывал подозрений, ему было проще передавать местным жителям поручения, собирать нужную информацию об оккупантах.

После освобождения родной Витебщины уговорил офицеров саперной роты, остановившихся на постой в доме тетки, взять его на фронт. Так стал сыном полка, был связным, рвался помогать старшим товарищам разминировать поля. В боях под Кёнигсбергом ему осколком пробило ногу.

– Больно было? – участливо спрашивают дети.

– В тот момент был шок, я ничего не чувствовал. После мощного минометного обстрела противника многих убило или ранило. На моих руках умирал старший сержант Архипкин, которому осколком разворотило живот. Я пытался помочь, порвал свою рубашку и приложил ее к ране, но это не помогло.

Юные художники рассказывают ветерану о том, какой след оставила война в их семьях. Аня Амосова вспоминает о прадедушке, который в 13 лет примкнул к Минскому подполью, потом партизанил, а после освобождения Беларуси влился в ряды Красной армии, воевал в танковых войсках. Злата Маслёнченко — о прабабушке, прошедшей через ад немецкого концлагеря, но сумевшей сбежать.

Личный контакт установлен, ребята и ветеран дружной командой отправляются во двор колледжа, чтобы создать граффити. Для этого на бетонном ограждении выделены и предварительно загрунтованы два больших блока. Инструктаж педагога, раздача аэрозольных баллончиков, средств для защиты дыхательных путей – и участники акции по очереди пробуют свои силы на первом блоке-черновике.

– Отличная звезда у вас получилась! – одобряют работу Василия Князева дети.

Он тоже не скупится на комплименты.

После освоения технологии уличные художники переходят ко второму, основному блоку. Участники сменяют друг друга, в наиболее сложных местах на помощь приходят преподаватель и второкурсники. На стене всё четче проступает сюжет, символизирующий День Победы: огненно-опаленную часть рисунка дополняет голубое мирное небо, в котором парят голуби.

Работа завершена, результатом довольны все. Оживленно делятся впечатлениями, вместе фотографируются у стены с граффити.

– Краска стойкая, так что наше творчество весь год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков будет напоминать ребятам о Великой Победе. Да и время интересно провели. Новый опыт – это всегда здорово! – говорит Василий Алексеевич.

– Приходите еще. На нашей территории много мест, которые можно разрисовать! – приглашают гимназисты.

Pavel Rusak 41 of 48Фото Павла Русака

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Смерть Сергея Филиппова, ВАЗ выпускает «копейку», теракт в Оклахома-Сити. Этот день в истории: 19 апреля

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 19 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1775 год. Первые сражения между британскими войсками и американскими колонистами у Лексингтона и Конкорда — начало Войны за независимость в Америке

scale 1200 3

Битва при Лексингтон-Грин, первая часть битв при Лексингтоне и Конкорде, положившая начало американской войне за независимость (1775-1783), холст, масло, Уильям Барнс Воллен, 1910 г. Музей национальной армии в Лондоне, Англия.

19 апреля 1775 года неподалеку от Бостона между регулярными британскими войсками и американскими повстанческими отрядами произошло сражение, положившее начало освободительной войне (13 английских колоний в Северной Америке против английского колониального господства), в ходе которой было создано независимое государство — Соединенные Штаты Америки.

Англичане пытались взять под контроль окрестности Бостона, но отряд плохо вооруженных колонистов оказал неожиданное сопротивление. Непосредственной причиной войны стало введение британским королем Георгом III новых налогов.

После столкновений с британскими войсками при Конкорде и Лексингтоне американцы массово взялись за оружие. В других городах патриотически настроенные граждане захватывали оружейные склады.

Наконец, в мае 1775 года в Филадельфии собрался Второй Континентальный конгресс. На нем было принято решение о создании регулярной армии. Главнокомандующим был назначен опытный в военных действиях Джордж Вашингтон — американский политик и делегат Первого Континентального конгресса. Он умело реорганизовал колониальную армию и отказался платить жалованье за военную службу. Позже Вашингтон был избран первым президентом Соединенных Штатов Америки.

1900 год. В Луганске родился Александр Птушко, один из лучших киносказочников СССР, на волшебных фильмах которого выросло не одно поколение детей

resize

«Есть Пушкин, а есть Птушкин», — невозмутимо отвечал он, когда спрашивали, почему в сценариях по классическим произведениям много его собственных текстов, в том числе стихотворений.

Птушко учился в Московском институте народного хозяйства и до прихода в кино успел поработать корреспондентом в газете, актером, художником-декоратором. В 1927 году он увлекся конструированием кукол, а через год дебютировал как режиссер, поставив серию мультфильмов. Первой его значительной работой стал полнометражный фильм «Новый Гулливер», в котором вместе с полутора тысячами кукол играли живые актеры.

Во время Великой Отечественной войны режиссер руководил комбинированными съемками в фильмах «Парень из нашего города», «Секретарь райкома», «Зоя». С 1946 года Александр Лукич начал снимать игровые фильмы. Первая такая работа, «Каменный цветок», была отмечена призом за цвет на первом Каннском кинофестивале и Государственной премией СССР. Еще больший успех ждал фильм «Садко», получивший «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале 1953 года. В 1956-м Птушко поставил первый в СССР широкоэкранный фильм со стереофоническим звуком «Илья Муромец». А еще юные зрители Страны Советов очень любили его пушкинские экранизации «Сказка о царе Салтане» и «Руслан и Людмила», романтическую ленту по роману Александра Грина «Алые паруса» и «Сказку о потерянном времени» по пьесе Евгения Шварца.

Птушко был настоящим мастером комбинированных съемок и спецэффектов. Есть даже мнение, что, посвяти он свое творчество не киносказкам, а фантастическим фильмам, «Звездные войны» могли бы появиться лет на десять раньше, и не в Голливуде, а в СССР.

К сожалению, из-за болезни режиссер не смог реализовать всех своих планов. Он умер в 1973 году.

1970 год. Волжский автомобильный завод выпускает первый автомобиль ВАЗ-2101, позже получивший название «копейка»

cattouchretcr

Это был легковой заднеприводный автомобиль с кузовом типа седан. Его прототипом стал итальянский Fiat 124 1966 года.

ВАЗ-2101 — самая массовая модель за всю историю российского автопрома. В 2000 году «копейка» была названа лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».

Запуск массового автомобиля на ВАЗе преследовал несколько целей, одной из которых являлось поступление в казну иностранной валюты за счет экспортных поставок машин, начавшихся уже в 1971 году. Чтобы достойно выступать на внешних рынках, новенькие «Жигули» проходили почти четыре десятка различных дополнительных проверок, которые позволяли выявить даже незначительные огрехи сборки.

При этом советские «Лады» (а именно такое благозвучное название получили экспортные «Жигули») в начале семидесятых не сильно проигрывали «соплатформенным» «Фиатам», но были существенно дешевле их. В первые годы «Автоэкспорт» поставлял ВАЗ-2101 в основном в страны соцлагеря. Автомобилисты Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и ГДР вполне охотно пересаживались со своих «Трабантов», «Вартбургов» и «Шкод» на новую советскую малолитражку, в которой без труда угадывался итальянский исходник. Ну а в страны Западной Европы «копейка» начала активно поставляться с 1974 года, когда Fiat 124 уже сняли с производства на родине, и советский автомобиль никак не вступал в конкуренцию со своим итальянским прообразом.

С этого момента экспорт советских автомобилей, львиную долю в котором занимали именно «копейки», начал увеличиться рекордными темпами: если в 1971-м СССР поставил за рубеж 150 000 автомобилей, то с 1975-го стал поставлять до 300 000 машин в год. «Жигули» первой модели отправлялись не только в страны Восточной и Западной Европы, но и в Канаду, Новую Зеландию, а также в некоторые страны Латинской Америки — Боливию, Панаму, Перу, Уругвай. Покупали Lada-1200 (экспортное обозначение ВАЗ-2101) и в Англии, куда поставлялись автомобили с правосторонним расположением органов рулевого управления.

В 1979 году в страны СЭВ поставили миллионный автомобиль советского производства — и это были именно «Жигули»! Правда, интерес к «копейке» за рубежом к тому времени стал стремительно угасать — для избалованных европейцев первенец Волжского автозавода уже стал устаревшей моделью, и они переключились на другие модели Волжского автозавода. На базе «копейки» было создано целое семейство автомобилей «ВАЗ», которые находились на конвейере до 17 сентября 2012 года.

1990 год. Умирает Сергей Филиппов, комедийный актер театра и кино, народный артист РСФСР

14521 huge 4ec347c602

Актером Филиппов был феноменальным. Имея за всю кинокарьеру всего одну главную роль, он снискал такую народную любовь и популярность, что пройти с ним рядом по улице было невозможно — тут же сбегались толпы людей.

Настоящий расцвет его таланта пришелся на 1950-е годы. Тогда на экраны вышли фильмы «Укротительница тигров» (1955), «Карнавальная ночь» (1956) и «Девушка без адреса» (1958). Филиппов появлялся в кадре всего несколько раз, но каждая его фраза, произнесенная с экрана, навечно уходила в народ. Всем памятен его лектор, предлагающий взглянуть на небо вооруженным глазом: «…две, три, четыре, но лучше, конечно, пять «звездочек»!». А чего стоит одно только филипповское «Мусик хочет водочки» из «Девушки без адреса»!

В 1970 году Филиппов сыграл свою единственную большую роль в кино: в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» он перевоплотился в предводителя дворянства Кису Воробьянинова. Фильм стал лидером проката — в 1971 году его посмотрели более 39 млн зрителей. Позже Филиппов снимался и в других гайдаевских комедиях — «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Не может быть!» (1975), «За спичками» (1980) — но уже исключительно в эпизодах. Самый запоминающийся — в «Иване Васильевиче…», где актер исполнил роль шведского посла, который произносит фразу, ставшую крылатой: «Я, я, Кемска волость».

Слава великого комедийного актера длилась почти полвека, а после канула в небытие вместе со страной. И последние дни Филиппов доживал в бедности и безвестности, как и многие его бывшие коллеги.

Он скончался на 78-м году жизни от рака легких в одной из ленинградских больниц. И тут внезапно обнаружилось, что его похороны организовать не на что — никаких накоплений у актера не осталось. Жена скончалась еще раньше, а сын со своей матерью, первой супругой Филиппова, уехал в США и с отцом не общался. В итоге деньги на похороны собирали всем актерским миром.

«Бессердечно отнеслась ленинградская общественность к артисту, который смешил всех, которого боготворили, которому предлагали выпить все, — утверждал актер Евгений Моргунов. — «Ленфильм» не дал на похороны ни копейки. И только Сашенька Демьяненко, замечательный наш Шурик, собрал по копейкам деньги у актеров, которые были на пенсии, у актеров, которые знали Филиппова, сделали гробик и закопали. И слова совершенно гениальные написали на могиле: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения». Это его любимые были стихи».

Актриса Любовь Тищенко, раз в неделю навещавшая одинокого актера в последний год его жизни, говорила, что Филиппов сам сознательно отстранился от всех: «Никого не впускал в свой дом, отключил телефон. Коллеги по «Ленфильму», зная его суровый нрав, попросту вычеркнули его из своей жизни». С ее слов, он даже врачей не вызывал на дом, стыдясь своего внешнего вида и беспорядка в квартире.

За несколько дней до смерти Филиппов, игравший почти сплошь отрицательных персонажей, рассказал Тищенко о своей мечте: «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы. Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большими» досталась Юрию Никулину».

1995 год. Взрыв в Оклахома-Сити — крупнейший теракт на территории США до событий 11 сентября 2001 года

upload ap 20073751694127 pic4 zoom 1500x1500 80406

Фото АР

В результате взрыва заминированного автомобиля было разрушено федеральное здание имени Альфреда Марра, погибли 168 человек, в том числе 19 детей в возрасте до шести лет, и получили ранения более 680 человек. Взрыв разрушил или повредил 324 здания в радиусе 16 кварталов, уничтожил 86 автомобилей и выбил стекла домов в радиусе 4,5 км. Общий ущерб от взрыва оценивается в 652 млн долларов.

Было проведено беспрецедентное по масштабам расследование: агенты ФБР провели 28 тыс. опросов, собрали около 3,2 т материальных улик, проанализировали более 15 млн документов. И в итоге установили, что организаторами теракта были придерживавшиеся ультраправых взглядов Тимоти Маквей и Терри Николс. Суд над ними состоялся в 1997 году и приговорил Маквея к смертной казни путем смертельной инъекции (приговор приведен в исполнение 11 июня 2001 года), а Николса — к пожизненному заключению.

Правительством США был срочно принят новый закон об охране федеральных зданий, благодаря которому в период с 1995-го по 2005 год было предотвращено более 60 потенциальных терактов на территории страны.

В апреле 2000 года на месте здания Альфреда Марра был открыт мемориальный комплекс памяти жертв теракта. До этого единственными памятниками погибшим были плюшевые игрушки, распятия, письма и другие личные вещи, оставленные тысячами людей возле забора, ограждавшего место взрыва.

МАРТ проверило качество и количество картофеля в 20 овощехранилищах Беларуси

Сотрудники Министерства антимонопольного регулирования и торговли проверили наличие и качество картофеля, а также других овощей «борщевого» набора в 20 овощехранилищах страны, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на МАРТ.

картофель

В министерстве проинформировали, что в целом в обследованных помещениях стабфондов качество картофеля надлежащее. Он соответствует требованиям ГОСТ 7176-2017 «Картофель продовольственный». Что касается его запасов, то, по оценке представителей ведомства, они достаточные для выполнения заявок на поставки.

Например, в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Дружба и К» (Минская область) картофель хранится навалом и в контейнерах, перед отгрузкой его сортируют. А в хранилищах производственного кооператива «Ольговское» (Витебская область) овощей достаточно для выполнения договорных обязательств. Здесь есть также свободные объемы капусты и свеклы.