«Пошли раздавим четвертинку». Как Евстигнеев и Талызина подружились на съемках фильма «Зигзаг удачи»

«Зигзаг удачи»: от конфликта режиссера с исполнителями главных ролей до запрета на широкий прокат. Чем и кому не угодила известная кинолента? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем фильм

Фотограф Владимир Орешников работает в городском фотоателье. Он ответственный за профсоюзную кассу взаимопомощи, которая формируется вскладчину всеми работниками организации. Однажды он берет из нее 20 рублей, чтобы купить облигацию трехпроцентного займа, своеобразную советскую лотерею.

Коллеги Орешникова люди разные. Красавица Лидия Сергеевна находится в постоянном конфликте со своим слабохарактерным супругом. Приемщица Алевтина стремится выйти замуж. Мать пытается ее сосватать за хамоватого директора автобазы Калачева, но до поры он ей не нравится. Петя — художник-ретушер, нереализованная творческая личность, все суммы пытается подсчитывать в эквиваленте емкостей со спиртным.

Неожиданно Орешников выигрывает 10 тысяч рублей, что в корне переворачивает жизнь внутри коллектива. Поскольку облигация куплена на общие, а не на личные деньги, все считают, что выигрыш надо поделить. Максим категорически против, ведь деньги он взял по официальной расписке для личных нужд. Это стало началом противостояния.

Двойной гонорар

После успеха фильма «Берегись автомобиля» (1966) режиссеру Эльдару Рязанову и его соавтору Эмилю Брагинскому никак нельзя было опускать творческую планку. Они решили пойти проторенным путем, создать повесть про в чем-то слабого, забавного, но симпатичного порядочного человека, решившегося на авантюру. Ведь в прошлой ленте сработала именно такая сценарная схема. Знакомые рассказали Брагинскому реальную историю о том, как хранитель кассы взаимопомощи покупал на нее лотерейные билеты. Эльдар и Эмиль принялись за работу. Обычно они приходили друг к другу по очереди. День писали дома у режиссера, где супруга готовила обед. Следующий день проводили у сценариста. Такой подход оговорили заранее. Существовала еще одна традиция: кто первый занял диван, тот просто наговаривает свой вариант текста, второй за столом вносит свои правки и печатает. Когда произведение было готово, его опубликовали в журнале «Наш современник» под названием «Кривая счастья». Эта инициатива тоже не случайность. Во-первых, таким образом за одно произведение можно получить два гонорара: сперва за литературную версию в редакции журнала, потом за сценарий на киностудии. Во-вторых, опубликованное в советской печати произведение вызывало меньше споров на худсовете киностудии. Ведь оно уже де-факто прошло цензуру. И действительно сценарий приняли легко. В протоколах заседаний сохранилась реплика писателя Юрия Нагибина: «Сценарий отличный, если его не зарежут гнездниковские мудрецы». Он имел в виду работников Госкино СССР, работавших в Гнездниковском переулке, 7, в Москве.

Снялись другие

Изначально роль Орешникова писалась для Иннокентия Смоктуновского, а Алевтины — для Алисы Фрейндлих. Но у актера обострилось давнее офтальмологическое заболевание, а Алиса Бруновна в период съемок ждала ребенка. Стали искать других. На роль Орешникова пробы прошли Александр Ширвиндт, Андрей Миронов, Сергей Шакуров. Потом Рязанов понял, что внешность героя не должна быть столь импозантной. Вспомнили про Евгения Леонова. После «Полосатого рейса» (1961) актер прослыл комиком, но режиссер успел посмотреть «Донскую повесть» (1964), где тот сыграл глубокую драматическую роль, и утвердил его.

Валентина Талызина

Валентина Талызина к моменту работы над лентой уже 10 лет играла на сцене театра имени Моссовета. В кино воплощала образы самоотверженных комсомолок. Интуиция подсказала Рязанову, что актриса способна на большее, он предложил ей подумать над образом Алевтины, что стало переломным моментом в ее биографии. После премьеры за ней закрепилось амплуа внешне неярких женщин с богатым внутренним миром, сложной судьбой и сильным характером.

Фильм изменил жизнь и Георгия Буркова, проработавшего 10 лет без актерского образования в провинциальных театрах. Петя-ретушер — первая его крупная работа в большом кино.

Евгений Евстигнеев

Евгения Евстигнеева долго не утверждало начальство. Всё же директор автобазы — советский чиновник. А после «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), где актер иронично сыграл руководителя пионерского лагеря, к Евстигнееву относились с опаской. Рязанов тянул время, а потом сказал: «События происходят зимой, а снег скоро уйдет. Времени нет на новые кинопробы, надо снимать».

В работе над лентой приняли участие два наших соотечественника. Супруга Лидии Сергеевны сыграл Готлиб Ронинсон, чьи семейные корни в Витебской области. Оттуда же Зиновий Гердт, метафорично рассказывающий историю героев ленты за кадром.

На троих

Съемки проходили в январе и феврале 1968-го в Москве. В тот год стояли сильные морозы. Термометр показывал –28 °С. Во время сцен на улице актеры грелись в подъездах подручными средствами. Особенно отличилась троица Бурков — Евстигнеев — Талызина. В какой-то момент Рязанов устроил скандал. Сказал, что после вчерашней съемочной смены не смог отобрать ни одного дубля, где Евстигнеев был бы трезвым. Кричал, что ленту приходится строить на пьяных сценах. Откровенно говоря, этого незаметно. В одном из интервью Талызина призналась, что трепетала перед Евстигнеевым, ведь он уже был признанной театральной звездой в Москве. Заметив ее робость, Евгений Александрович предложил «раздавить» с ним после смены четвертинку. После этого актеры стали друзьями. В этом же интервью артистка рассказала о ситуации, когда у нее не получалось сыграть сложную эмоциональную сцену: Калачев делает ее персонажу предложение, а она должна порадоваться и смутиться одновременно. Но что-то не получалось. Звук в кино на площадке в те годы писали черновой, потом всё переозвучивали. Когда начался очередной дубль, Рязанов в нужный момент вдруг произнес: «Какая у Талызиной аппетитная попка!» Сыграть смущение и радость тут же удалось.

Для рабочих окраин

После того как черновую версию фильма посмотрел худсовет, на Рязанова обрушился шквал критики коллег. Одним из противников картины стал Леонид Гайдай. Он ругал актерскую работу Леонова и альянс Орешникова с невестой, которую сыграла Валентина Теличкина. Правда, вскоре режиссер извинился, но весьма своеобразно. В фильме «Бриллиантовая рука» герой Папанова, сидя в «Волге», произносит текст: «Если человек идиот, это надолго». Машина отъезжает, и в кадре на столбе виден плакат «Зигзага удачи».

Руководству советских профсоюзов не понравился подход авторов к вопросу о кассе взаимопомощи. Они сочли это издевательством над их организацией. В Госкино посыпались явно инспирированные возмущенные письма членов профкомов со всей страны. Ленте присвоили третью категорию. Это означало низкие постановочные гонорары, малое число копий, прокат только в кинотеатрах на окраинах городов. Рязанов писал, что не понимает самого принципа: если фильм признан идеологически не выдержанным, выходит, идеологически стойкие граждане живут только на окраинах? На деле отсутствие показов в центральных кинотеатрах означало отсутствие плакатов с рекламой картины в центре Москвы. Только через два года изменили категорию, и лента побывала в широком прокате. Рязанов же остался недоволен своим творением. Может, сказались не самые лучшие воспоминания о съемках зимой? Даже в собственных мемуарах он почти не упоминает фильм, будто и не было в его судьбе никакого «Зигзага удачи». По мнению же зрителей, он был. И остается в телеэфире.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ