Поступить в вуз станет сложнее: чего ожидать абитуриенту – 2018

В этом году Министерство образования Беларуси предлагает ряд новшеств, которые могут повлиять на ход вступительной кампании. Чего ожидать абитуриентам и как готовиться к высшей школе, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Поговорим о главном

На некоторые специальности планируют ввести внутренний экзамен. Это может быть собеседование или тест.

В итоге вузы, которые поддержат эксперимент, будут выстраивать рейтинг абитуриентов не по четырем позициям, как ранее, а по пяти. То есть учтут результаты трех ЦТ, баллы школьного аттестата и результат внутреннего экзамена.

Такое новшество может коснуться тех специальностей, где важно оценить практические навыки потенциального первокурсника. Например, разговорные — при выборе лингвистического профиля.

В БГУИР планируют проводить собеседование с абитуриентами, выбравшими специальность «Информационные системы и технологии (в игровой индустрии)». Именно по этому направлению в прошлом году в вузе был зафиксирован самый высокий проходной балл — 370! Поэтому ректор БГУИР Михаил Батура полагает, что дополнительное испытание не отпугнет потенциальных гейм-дизайнеров.

В системе высшего образования проведение собеседования не новшество. Такой опыт имел место на некоторых направлениях. Психолого-педагогическое собеседование проводит БГПУ имени М. Танка. Но в сфере IT внутреннее испытание такого рода будет впервые, — сказал М. Батура. — Результаты проанализируем и затем либо откажемся от дополнительного испытания, либо перенесем эту практику и на другие специальности.

Ректор отмечает: в вуз традиционно идут сильные ребята, складываются высокие проходные баллы. Тем не менее в процессе учебы есть отчисления!

— Наверное, необходим дополнительный механизм, чтобы определить абитуриентов, готовых к обучению в высшей школе. Понимает ли молодой человек, куда поступает, сложность занятий? Выбирая в будущем специальность инженера-программиста, недавний школьник полагает, что математика, например, в профессии ему ни к чему! А это ошибка, — подчеркнул М. Батура.

Будут ли проходить собеседование будущие гейм-дизайнеры, вуз примет решение уже в феврале.

В МГЛУ также планируют провести эксперимент — предложить дополнительное устное испытание тем, кто поступает на заочное отделение. Ведь студентам, которые выбирают такую форму обучения, предстоит самостоятельно осваивать бóльшую часть учебного материала. Готовы ли они к этому?

Замесили тесты

Нижний порог ЦТ по первому профильному предмету в 2018 году могут увеличить на 5 баллов.

По мнению Министерства образования, такая мера позволит отобрать наиболее подготовленных абитуриентов.

Так, например, в прошлом году молодые люди, которые поступали на специальности, связанные с филологией или лингвистикой, должны были набрать по первому профильному языку (русскому, белорусскому или иностранному) минимум 20 баллов. В нынешнем эту планку могут поднять до 25!

В 2017-м для тех, кто хотел стать математиком, физиком, химиком или биологом, проходной минимум по главному для профессии предмету составлял 15 баллов. А в 2018-м возрастет до 20.

Требования к абитуриентам повышаются. Необходимо экспертно оценивать, с какой подготовкой приходят в вуз недавние выпускники, могут ли продолжить обучение в высшей школе. Опыт показывает: университеты отчисляют много первокурсников. Особенно это касается тех студентов, которые выбирают платную форму получения образования. Потом родители задают вопрос: «Если знали, что у абитуриента низкий уровень, зачем принимали?» — поясняет директор Республиканского института контроля знаний (РИКЗ) Юрий Миксюк. — Когда вводили централизованное тестирование, пороговых значений не было вообще. Те, кто набирал по ЦТ один балл, могли поступать. В итоге у первокурсников наблюдался низкий уровень подготовки, и вузам было сложно подтягивать таких студентов.

В этом году Министерство образования совместно с РИКЗ планирует привести в соответствие задания ЦТ и учебные планы средней школы.

Сегодня при подсчете результатов по тесту используют специальную формулу, которая позволяет ранжировать абитуриентов. Однако теперь задумано внедрить иной подход, благодаря чему тестирование позволит оценивать непосредственно знания поступающего, — подчеркнул Ю. Миксюк.

А вот появится ли в тестах так называемая открытая часть (например, сочинение) — вопрос на перспективу. Для этого необходимо провести серьезную работу: создать соответствующие компьютерные программы, подготовить экспертов, изучить опыт стран, в которых подобная система действует. Ведь главное в отборе абитуриентов — исключить субъективный фактор. А при нынешнем формате зачисления он сведен практически к нулю.

Кстати, стоимость участия в ЦТ пока не планируют менять. Она сохранится на прошлогоднем уровне: один учебный предмет обойдется в 0,1 базовой величины (2 рубля 45 копеек).

Фото из архива агентства «Минск-Новости»

 

 

 

Самое читаемое