Ботинки «БЕЛАЗа» и топор МТЗ оказались хитами сперва в социальных сетях, а потом и в реальности. И вот что интересно: мы постепенно перестали бояться покупать вещи, сделанные в Беларуси или собранные под нашими названиями. Вслед за продуктами питания отечественные товары постепенно выходят из маркетингового заточения у себя на родине.
Я не хочу сказать, что наши были плохими. Точнее, одно время они являлись не очень хорошими. Советские лекала и отсутствие выбора ругала и пресса СССР, особенно позднего. В начале 1990-х в Союз хлынул ширпотреб со всего мира. Мы думали, что для того, чтобы убрать у нас дефицит. На самом же деле сюда привозили всё то, что уже не продавалось на Западе. Территория СССР и граждане, некогда его населявшие, стали покупателями спирта «Рояль», сигарет «Клеопатра», окорочков «ножки Буша» и сладких плиток — то ли шоколада, то ли пастилы. Но точно все было красочным, ярким и дико дорогим. Позднесоветские люди не делили товар на категории «премиум» и «эконом». Тогда было наше и импортное. Последнее дороже, однако не всегда качественное.
Потом реклама, основы маркетинга, мерчандайзеры и прочие психологические уловки торговли заставили нас поверить, что там делают лучше. Первыми дорогу к белорусскому покупателю пробили отечественные продукты. Я помню, как в конце 1990-х возил на дизеле из Могилёва в российский Рославль масло, сметану и хлеб. Получается, и тогда наше считали крутым. Параллельно белорусскую технику отправляли на продажу в Польшу. А нашу водку вывозили россияне, так как после президентских выборов у нас перестали ее подделывать. То есть ресурс был.
В начале нулевых белорусские косметика, шоколад и конфеты вместе с алкоголем были самыми достойными сувенирами из командировок в Европу и бывшие республики СССР. Я очень удивлялся: почему фирменные магазины наших заводов открываются за границей в режиме шоурумов на центральных улицах столиц, а мы крутим носом от отечественных техники и стройматериалов? Санкции изменили подход кардинально. Заводы, которые еще в 1990-е планировали приватизировать и утилизировать, теперь основа реальной экономики. Последняя после дутого финансового рынка — это тренд современности. Мы, если кто не заметил, пошли по пути КНР. Эволюционная промреволюция локального характера. Еще 10 лет назад все смеялись с китайского автопрома, а сейчас прогрессивные минчане покупают люксовые внедорожники из Поднебесной. Возможно, здесь тоже сказались санкции, но надо учесть: цена за комфорт из КНР приемлемая. Сейчас на авансцену вышли и белорусские бренды.
Ботинки от производителя грузовиков и топор от тракторостроителей — дань моде и втягивание молодых людей в потребительский патриотизм. Модно болеть за «Динамо», модно носить «БЕЛАЗы», модно приобретать отечественные продукты и очень модно покупать сувениры с мерчем Первого. Если подумать, то такое обозначение — принадлежность к сильному, большому, а теперь и к модному. Да, и не в последнюю очередь и к качественному. И это тренд. Вот и анализируйте, о чем думает наше общество, просто изучив интерес к товарам.