Потребительский экстремизм. В Минске некоторые структуры занимаются вымогательством денег у руководителей торговых объектов

Неужели в Минск вернулись лихие 1990-е? Некоторые коммерческие структуры почти легально занимаются вымогательством денег у руководителей торговых объектов.

Старушка, стоя посреди торгового зала крупного сетевого магазина, потрясала кулаками:

– Детей потравите этими сырками!

Покупатели с интересом наблюдали за разворачивающейся сценой. К бабушке подошли два охранника и под руки вывели вон. Ничего себе! Я опешил и поспешил к дюжим молодцам:

– Вы не перестарались?

– Уважаемый, эта женщина проделывает подобный финт не в первый раз! Приносит с собой заплесневелый глазированный сырок, а затем требует возмещения ущерба, да и вообще, чтобы магазин бесплатно ей предоставил набор продуктов.

Да, проблема потребительского экстремизма существует. И не у нас первых она появилась. Уважаемые читатели, наверное, насмотрелись голливудских фильмов, в которых герои находили в салате или бифштексе тараканов или стекло и тем самым обеспечивали себе материальное вознаграждение.

Вместе с тем в юридической и справочной литературе термин «потребительский экстремизм» отсутствует. Под ним обычно понимается недобросовестное манипулирование нормами закона потребителем, основная цель которого – не защита своих прав, а получение материальной выгоды и дохода.

Кстати, в Интернете обнаружил интересный документ, разработанный Департаментом потребительского рынка Ростовской области России «Что такое потребительский экстремизм и как с ним бороться». Так вот в нем выделяют два ярко выраженных типа экстремистов: «Первый – это в чем-то неуравновешенные люди, которые считают, что они, «простые труженики», вправе обогатиться за счет состоятельных предпринимателей. Второй тип – это грамотные, юридически подкованные люди, которые, умело пользуясь расплывчатыми формулировками в законодательстве, стремятся получить доход от той или иной компании».

Могу утверждать, что в Минске появился третий тип – различного рода ООО (юридические лица), которые под видом общественных объединений по защите прав потребителей буквально вымогают деньги у руководителей торговых сетей и магазинов за якобы обнаруженные недостатки (просроченный, развакуумированный или некондиционный товар и прочее) на проведение учебы, семинаров под их эгидой. Причем магазины должны присылать на них своих сотрудников как минимум по 3–5 человек. А стоят такие семинарские услуги (есть и такса!) от 530 тыс. до 750 тыс. рублей за одного работника в день.

Самое противное, утверждают руководители торговых объектов, с которыми я побеседовал, что так называемые защитники сами целенаправленно устраивают различные пакости. Оказывается, острее бритвенного лезвия бывает женский ноготь. Им легко можно разрезать вакуумную упаковку любого мясного или рыбного продукта. Или обыкновенной скрепкой вскрыть стеклянную банку консервов.

А чего только не подбрасывают на полки – и просроченную молочку, и рыбу, и хлебобулочную продукцию. Превзошла всех одна уважаемая дама-юрист, которая утверждала, что якобы обнаружила в торте (!) голову от селедки.

– Фактов такой провокационной деятельности в столице более чем достаточно, – сообщил мне первый вице-председатель ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Виктор Маргелов. – Да и некоторые общества по защите прав потребителей переходят всякие границы.

Я напросился на встречу с грозой столичной розничной торговли председателем ОО «Защита прав потребителей «Содружество» Вячеславом Шматом в то время, когда он с коллегой проверял очередной крупный магазин известной сети.

– Вы видите, сколько мы сняли с продажи просроченного майонеза и вина (тележка с данными продуктами стояла рядом). Все это мы отметим в книге замечаний и предложений, как обычные покупатели. Если серьезные нарушения, то обычно направляем письма в Минздрав (санслужбу), Мингорисполком, – заметил Вячеслав Шмат, – и получаем официальные ответы. Административные штрафы налагают госорганы. Например, от санитарной службы он может доходить до 18 млн рублей. Действуем мы открыто. Что касается каких-то организаций, которые под видом защиты прав потребителей действуют в Минске, то еще в январе 2014 года на совещании в Минторге мы предлагали выйти в Палату представителей и Минюст с инициативой возобновить ежеквартальные проверки деятельности общественных объединений по защите прав потребителей. К сожалению, этого сделано не было.

– Получается, сегодня любое ООО, объявившее себя радетелем за безопасность потребителей, бесконтрольно может прийти в магазин и вмешаться в его работу?

– Выходит, так.

Но на самом деле официальные проверочные мероприятия на предприятиях торговли помимо названного общественного контроля могут проводить КГК, санэпидемслужба, Минторг (торговая инспекция) и другие органы в соответствии с Указом Президента № 510.

Правда, не все руководители предприятий торговли идут на поводу, можно прямо сказать, у мошенников. Например, директор универсама «Центральный» Александр Алексейчук в беседе со мной прямо заявил, что если такие проверяющие и дальше будут бесконтрольно ходить по магазинам, то дело скоро дойдет до мордобоя.

– Вот, – директор положил передо мной пачку договоров, счетов-фактур, актов о выполненных работах учеб-семинаров так называемых проверяльщиков. – Это только за месяц, на сумму более 10 млн рублей. Так это они хотят от одного нашего магазина! Если я им буду платить, то все эти суммы, конечно, лягут на затраты. О какой рентабельности, эффективности работы можно вести речь?! Но вот что интересно: все, кто приходит с так называемыми проверками, ссылаются на Министерство торговли: якобы они действуют с его санкции! Знают ли там об этом?

На самом деле проблема, которую я затронул, гораздо более серьезная, чем может показаться на первый взгляд. Ведь в итоге от таких ООО страдают прежде всего обыкновенные покупатели (мы с вами, уважаемые читатели), потому что продавец видит в них врагов, способных в любой момент нанести удар исподтишка.

Названия, реквизиты, счета-фактуры различных ООО, которые приходят в торговые объекты с контрольными функциями, у автора материала имеются.

Дополнительная информация

Всего в стране зарегистрированы 50 общественных объединений, занимающихся защитой прав потребителей. В Минске – 10.

Самое читаемое

3 КОММЕНТАРИИ

  1. За 18 лет работы в области защиты прав потребителей, потребительские конфликты мы расматриваев в судах, потребительский экстремызм не встечалься. Дело в том ,что сейчас потребитель стал более образованым в плане своих прав и защиты.Из судебной практики скажу отвечика можна только законно наказать в суде. Очень многие нарушители закона о защите прав потребителей, это гдето %70 из расмотреных дел без судебнного решения не хотят устранять свои недоделки.Когда постоянно сталкиваешься с юридически безграмотными договорами купли продажи, где И.П в договоре прописует только свои права, а законные права потребителя отсуствуют. Что касается проверочной семинарской деятельности ретивых защитников прав потребителей. Эта фирма рога и копита. постоянно делает набеги в торговие точки Пуховичского района более 10 лет, мне стали поступать жалобы продовцов, все семинарские-штрафние документы нами были изяты из магазинов направлени в Минторг для принятия решения, от прверающих были угрозы, голословние обьяснения в правельности их поступков.Удивляет почему и на каких законных основаниях штрафы удерживаются с нищинских зарплат продовцов, а не из доходов.Что касается наглого экстремизма продвинутой бабушки слабо верится, если есть сыроки нет чека, какой базар о экстремизме. Реализация просроченой продукции идет 100% во всех практически торговых обьектах. По двум причинам,нельзя законодательно уценивать продукты, за три для до окончания сроков реализации.В Литовских и Польских, магазинах в зале определены места где продается трохдневная уцененая продукция.Этот вопрос я поднимал на прес конференции перед работниками Миторга и просил их зарубежную фишку законодательно определить в торговых обьектах страны. По сей день торгуем по старинке, любимы способапи продать просроченый товар потребителей. От такого маркетингового советского прошлого, бегают по магазинам толпы проверяюших, а порядка нет.Спасибо автору который поднял эту острую тему Более коректно и законодательно в области прав потребителей работает Белоруское обзество защиты потребителей ОО(БОЗП) и ее 47 организационных структур в стране. Все указаные нарушения допускаются другимы зарегистрированимы организациями.

  2. В наш магазин общество ходит по 3-4раза в неделю.Один день»просто так»,а потом находим мы,то йогурты и сырки спятанные в специи,то товарные ценники отсутсвуют,хотя каждое утро сверка,то сорванная дата изготовления.И это постоянно.А платят за лекции сами продавцы везде,поверьте,зарплаты у нас не очень большие и отдать из 500 рублей 150 на лекции в месяц это много.У нас тоже и семьи и кредиты,и куча проблем сверху.Беспредел какой то.Самое обидное доказать их незаконные действия мы не можем.Вон Шмата и на видео сняли и всё равно дальше работает,как верить в закон.Продавцу и нахомят и обзовут, а защиты нет.

  3. Натали, полностью согласна. В наш магазин Шмат пришел, не нашел ничего, мы от радости просто петь были готовы, но.. Шмат пришел ровно через неделю, а потом еще через одну.. и в итоге — штраф на 6 лекций..Как это еще назвать, если не экстремизмом. Т.е. этот человек целенаправленно ходит для того, чтобы вытрясти штраф, прикрываясь «заботой о потребителях». Где же законы для таких как он?

Комментарии закрыты