Специзолятор Первомайского РУВД, в просторечии вытрезвитель, – пока единственный в городе, но уже ходят слухи, что скоро откроют еще один – в Октябрьском районе.
Двухэтажное здание в укромном уголке Минска, в Инструментальном переулке – это и есть специзолятор Первомайского РУВД. В столице такой один. Здесь могут приходить в себя сразу 20 человек. Одна из пяти палат – женская. Как правило, число подвыпивших кавалеров превышает количество дам во хмелю. Однако, например, 9 мая минувшего года, вспоминает начальник учреждения Андрей Синегуб, нетрезвых гражданок сюда доставили больше, чем представителей сильного пола.
Милиционерам приходится вести хмельных граждан в изолятор под руки. Некоторые пытаются доказать людям в погонах, что не пьяны и в силах добраться до дома. Однако зимой захмелевшие горожане, выйдя из общественного транспорта, частенько засыпают прямо на остановках, рискуя замерзнуть. К тому же они могут стать жертвами преступников.
Попавшего в спецучреждение осматривает врач. При необходимости на месте сделают электрокардиограмму.
В дежурной части составляют опись имущества постояльца. Вместе с ней личные вещи (бумажники, телефоны, ключи и прочее) отправляют в одну из номерных ячеек, которые находятся под видеонаблюдением. Верхняя одежда оказывается в гардеробе. Далее любителей горячительных напитков подвергают необходимым санитарно-гигиеническим процедурам и отправляют в палату.
К слову, для клиентов предусмотрена особая мебель. Есть чудо-лавочки. Присел на такую – и колени на уровне головы, ноги до пола не достают. Нетрезвым, которым без посторонней помощи сохранять равновесие ой как непросто, подняться с них или упасть невозможно. В учреждение доставляют и тех, кому алкоголь, наоборот, добавляет сил и агрессии. Такие стремятся затеять драку, ломятся в стальные двери палат и даже способны голыми руками повредить стену. Конечно, кладку не пробьют, но краску и штукатурку испортить могут. Поэтому неугомонных постояльцев сажают в одно из двух удерживающих кресел, где они проводят не более часа. Это помогает им успокоиться. В палатах кроме прикрученных к полу кроватей другой мебели нет. А больше ничего и не требуется: лучшее средство вытрезвления – сон.
Приходят в себя граждане под присмотром опытного врача, который вместе с постовым милиционером периодически заходит в палаты и наблюдает за их состоянием. Кроме того, в палатах, а также других помещениях учреждения есть видеонаблюдение. Записи с камер – хорошее доказательство в том случае, если утром кто-то из протрезвевших скажет, что здесь с ним плохо обращались.
Оказывается, есть граждане, которые не прочь переночевать в стенах специзолятора. Например, зимой это лица БОМЖ. А не так давно минчанин сам пришел в учреждение и попросился на постой. Рассказал, как пил несколько дней, поссорился с сожительницей, спал в подъезде и замерзал.
В другом случае в учреждение из Национального аэропорта Минск привезли россиянина, который коротал время в кафе… Самолет улетел без него, а несостоявшийся пассажир поутру весьма лестно отозвался о вытрезвителе.
Больше всего посетителей поступает в специзолятор в выходные. Относительно спокойный день – понедельник. Граждане находятся в учреждении не более 24 часов. Пребывание здесь стоит 325 тыс. рублей. В случае нежелания или невозможности заплатить долг никуда не денется и будет висеть на постояльце учреждения 3 года.
В день нашего визита здесь ночевали 18 человек, 10 из них – впервые. Утром некоторые отправились на выездное заседание суда, которое состоялось прямо в стенах изолятора. Отдельные его завсегдатаи накопили неоплаченные штрафы за прошлые правонарушения, а у одного долг перевалил за 1,8 млн рублей.
– Пью на получку, а платить штрафы пока нет возможности, – пояснил судье парень.
А немолодой мужчина, накануне пытавшийся в нетрезвом виде вынести из магазина мимо кассы продукты и пиво, покаялся:
– Конечно, осознал, что натворил. Больше такого не повторится! Что поделать, если ума нет. Очень кушать захотел. Временно не работаю, оформляю инвалидность. На что существую? Ну если дочка покормит…
Нарушители получают штрафы в несколько базовых величин, а те, что не рассчитались за прошлые подвиги, отправляются под административный арест.
Официальный комментарий
Медвытрезвители переименовали в специализированные изоляторы, но обязанности их сотрудников остались прежними. Изменилось лишь одно – расширился перечень тех, кого могут туда доставить. Компанию перебравшим алкоголя гражданам теперь составляют и другие нетрезвые правонарушители – семейные скандалисты, хулиганы, мелкие воришки. Главное, чтобы санкции статьи, по которым они задержаны, предусматривали административный арест.
В милиции изучили, насколько востребован специзолятор Первомайского РУВД. Выяснилось: в среднем он заполняется на 95 %. Откроют ли еще одно такое учреждение? Ведь даже привозить клиентов в ныне действующее неудобно: требуется много времени и бензина, чтобы, например, из Заводского района доставить пьяницу в переулок Инструментальный. Некоторые представители милицейского ведомства кивали головами: мол, действительно откроют. Даже место расположения называли – Октябрьский район.
Чтобы подтвердить или опровергнуть эту информацию, мы связались с заместителем начальника управления надзорно-исполнительной деятельности МВД Денисом Семенцом, который курирует работу всех специзоляторов республики.
– Пока рано говорить, появится ли в Минске еще одно такое учреждение, – мы только недавно стали работать с новой категорией граждан, – сказал он. – Если сравнивать данные января прошлого года и нынешнего, то число попавших туда увеличилось на 21 %, но наполняемость специзолятора пока не стопроцентная.
Граждане в специзоляторе не содержатся сутками: протрезвел – иди домой. Если же правонарушителю необходимо предстать перед судом, его отвезут либо сразу на заседание, либо в Центр изоляции правонарушителей ГУВД Мингорисполкома. К слову, с недавних пор за те же мелкое хулиганство, распитие спиртного в общественном месте, мелкие хищения может наказывать не только служитель Фемиды, но и начальник РУВД по месту их совершения.
Материал подготовлен Андреем Гавроном и Викторией Юдицкой-Майсеенко
Фото Андрея Гаврона