Поймать волну: кому доступен яхтинг и почему студенты БНТУ сдают экзамен на Минском море

Экзамен по судовождению обязаны сдать все первокурсники специальности «Кораблестроение и техническая эксплуатация водного транспорта» факультета энергетического строительства Белорусского национального технического университета. Он традиционно проходит в акватории Минского моря.

Корреспондент агентства «Минск-Новости» наблюдала, как студенты сдают нетипичное для белорусских вузов испытание, и заодно узнала, по карману ли яхтинг среднестатистической семье и чем еще можно заняться на Минском море.

Первокурсники Маша Капуза и Тимур Германович приехали на Минское море из столицы на электричке. Сегодня они будут демонстрировать навыки управления катером и парусной яхтой. Место встречи ребят с экзаменатором — яхт-клуб «Меридиан». Пока преподавателя нет, первокурсники гуляют по причалу и делают селфи. Чувствуют себя довольно спокойно, будто вовсе не на экзамене.

У Маши с детства любовь к кораблям, особенно парусным. Были мысли даже поступать в Корабелку (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. — Прим. авт.). Но, когда узнала, что в БНТУ есть аналогичное направление, долго не раздумывала и подала документы именно сюда. А у Тимура на военно-морском флоте служил дед, который стал для него примером. У парня, к слову, уже есть квалификация «матрос-спасатель».

— В будущем мы инженеры-проектировщики, механики. Научимся эксплуатировать водный транспорт, а пока самое интересное в учебе — курс судовождения, — говорит Тимур.

— «Лево руля! Право руля!» — это все про нас, — улыбается Маша.

Сначала студенты знакомятся с теорией: изучают устройство судна, навигацию, внутренние и морские пути, учатся прокладывать курс. А последний семестр — практика управления моторной и парусной лодками.

— До 1 июня мы не могли выходить на воду из-за нереста рыбы, — уточняет Маша. — На чем нравится плавать больше? На парусном судне надо соображать: руль поворачиваешь вправо — а нос уходит влево. Если есть порывы ветра, управление затрудняется. На моторке проще. В Беларуси порядка 10 основных портов, есть судоремонтные заводы, много верфей. Одна из них находится неподалеку от Речицы, откуда я родом. Порты в нашей стране в основном грузовые: возят по водам то, что не совсем удобно транспортировать по дорогам, например большие объемы камней, песка.

Пока ребята расслабленно рассказывали про свою специальность, приехал экзаменатор. Преподаватель Александр Прудников — мастер спорта СССР по парусному спорту.

— Этого парня пущу на борт только босиком, — то ли в шутку, то ли в серьез говорит он по поводу Тимура.

Студент пришел на экзамен в массивных ботинках с толстой подошвой. Такие могут оставить черные следы на белоснежном судне.

— Если что, я вымою палубу, — улыбается Тимур.

Для допуска к экзамену нужно соблюсти минимальные требования — быть в застегнутом жилете. Уметь плавать, говорят студенты, не обязательно. Однажды их однокурсник на практических занятиях некоторое время провел в машинном отделении теплохода «Дядя Федор». Его стало укачивать, закружилась голова — оказалось, морская болезнь. Обучение пришлось оставить и выбирать другое призвание.

— План действий такой: первая пятерка сдающих погружается на катер и выходит в акваторию, остальные — следом на яхте «Вика». В обозначенном месте кидаем якорь и поочередно отрабатываем элементы: подходы-отходы, маневрирование вокруг буйка. Мне нужно посмотреть, что вы усвоили. Потом будут вопросы по теории, — командует А. Прудников.

Тимур в первой пятерке добровольцев. Ему выдают рацию, другая остается у экзаменатора. Когда ребята выйдут в море, это будет единственная связь. Так преподаватель сможет давать указания.

Перед отправкой катера Тимур проверяет наличие масла, топлива в баке, вычерпывает воду.

Главное, не врезаться в других участников морского движения. Рядом занимаются дети из парусной школы. Также желательно как можно меньше воды набрать в судно. А то некоторые на полном газу сдают назад и топят всю палубу, — улыбается Тимур.

На яхте «Вика» готовятся отправиться в путь остальные участники экзамена.

Кранцы убираем, вяжем на корму, — командует педагог. — Правило хорошего морского тона: на судне все должно быть на своем месте и закреплено. Это помогает, когда необходимо плыть ночью в полной темноте, — все необходимые вещи можно быстро отыскать. Но и вопрос безопасности: очень неприятно, когда в шторм по палубе будут кататься различные предметы.

Входим в акваторию Минского моря. Ребятам несказанно повезло: ветра практически нет — управлять моторным судном будет гораздо проще.

Когда катер и яхта значительно отплывают от берега, преподаватель командует отдать якоря.

Тимур сдает экзамен первым: на катере плавно отходит от «Вики», подплывает к буйкам, между ними выписывает «восьмерку». А затем так же искусно пристраивается плотно к борту яхты. Задания выполнил быстро и без заминки. Он прирожденный моряк. Экзаменатор выставляет 9 баллов.

Сдающему следом везет меньше. Несколько попыток приблизить катер к борту «Вики» заканчиваются не совсем успешно: отключает мотор — и лодку тут же относит от яхты. А. Прудников дает подсказки, но отметка за экзамен снижается.

Студенты, успешно выдержавшие испытание, могут впоследствии обратиться в Государственную инспекцию по маломерным судам, где им официально выдадут права на управление такими транспортными средствами. С подобной корочкой можно участвовать в регатах, а также подрабатывать в свободное от учебы время в яхт-клубах и портах. Права будут действительны в любой стране мира, но только на внутренних путях. Если хочешь выходить в море, нужно получить более высокую категорию. Сдать дополнительный экзамен или, например, 2-3 раза сходить в международные регаты.

— Навыки судовождения полезны будущим инженерам. Ребята должны прощупать руками, как все работает, — рассуждает А. Прудников.

В Беларуси по данным за январь 2017 года зарегистрировано более 145 тысяч маломерных судов. В международной практике подобные плавсредства принято называть прогулочными, потому что их пассажировместимость составляет не более 12 человек.

— Только в минском участке зарегистрировано порядка 40 тысяч судов. И их количество ежегодно растет, — уточняет А. Прудников. — Поэтому и рынок труда в сфере эксплуатации водного транспорта, портов, спасательных и лодочный станций требует специалистов.

— Минчане могут себе позволить заниматься яхтингом?

— Люди, имеющие постоянный средний доход, — вполне. Они могут пройти обучение в яхт-клубе и участвовать в спортивных и развлекательных программах. Разовая тренировка стоит 20 рублей. Это двухчасовой выход на яхте с инструктором. Полный курс обучения для получения прав обойдется в 450 рублей — дешевле, чем курсы автовождения. А дальше спортсмен-любитель решает: вливаться в состав экипажа какого-либо судна либо покупать свое. Например, яхта «Вика» в текущем состоянии стоит 50 тысяч долларов, но это парусное судно VIP-класса с тремя каютами на борту, баром, туалетом, холодильником и прочими прибамбасами. Но есть лодки, которые стоят и 5 тысяч долларов, как бюджетный автомобиль. Яхтинг в Беларуси развивается медленно, но в правильном направлении. За последние 5 лет серьезно вырос флот, стало больше увлеченных людей. В обществе меняются приоритеты: в советский период Минское море было пустынным — все копались на дачах. Потом развал СССР, кризис ударил по достатку людей — зарплаты были по 15-20 долларов. Сейчас народ устал от дач, наездился по турецким отелям и ищет активного отдыха.

Пока ребята сдавали экзамен, в акваторию Минского моря вышли любители сапсерфинга (от англ. аббревиатуры SUP — Standup paddleboarding — гребля на доске стоя). Это достаточно новое увлечение, получившее в последние годы неслыханную популярность по всему миру. Находясь на специальной доске с веслом в руках, можно расслабленно плыть по водной глади, исследуя окружающую природу. По словам А. Прудникова, купить такую доску по карману каждому. А можно взять напрокат и поучиться махать веслом самостоятельно. Дело совсем не хитрое.

Фото автора

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

Лучший журнал для мальчишек и девчонок!

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Зима пришла. Как работают ЖКХ в условиях снегопада

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

Стыковые матчи чемпионата страны по футболу: минские «Крумкачы» проиграли «Славии»

В первом стыковом поединке за право в следующем сезоне играть в высшей лиге мозырская «Славия» на своем поле одолела «Крумкачоў» из Минска 1:0, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото fcslavia.by

По итогам чемпионата страны в элитном дивизионе «Славия» заняла 14-е место. Коллектив должен был оспорить место в высшей лиге с третьей командой первого дивизиона, которой стали столичные «Крумкачы». Скажем, что в первом тайме симпатичнее смотрелась минская дружина. Ее игроки сознательно отдали инициативу сопернику, сделав ставку на контратаки. И тактика принесла плоды. Хозяева долго время вообще не могли подобраться к владениям Алексея Колтыгина. В первом тайме не смогли нанести ни одного удара в створ ворот. В свою очередь, минчане дважды опасно атаковали, но ударам не хватало точности.

В перерыве тренерский штаб мозырской дружины внес определенные коррективы. Хозяева чаще начали забрасывать мяч в штрафную зону столичного клуба верхом, после чего не раз возникала суета в рядах защитников. Игроки «Славии» начали бить издали, и это тоже возымело эффект. «Крумкачы» преимущественно отбивались от наскоков визави и сами толком не имели шансов, чтобы забить. «Полешуки» разошлись не на шутку и своего добились в добавленное время. После очередного навеса Фрэнсис Нарх точно пробил в угол — 1:0. С таким счетом встреча и завершилась.

Ответный поединок пройдет в Минске на стадионе спортивно-оздоровительного комплекса «Олимпийский» 5 декабря.

Смотрите также:

В Беларуси рассчитывают получить первый урожай винограда, грецкого ореха и фундука

Первый урожай белорусских винограда, грецкого ореха, фундука рассчитывают получить через год-два. Об этом первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь Брыло рассказал в программе «Марков. Ничего личного» на телеканале ОНТ, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

виноградПо словам И. Брыло, в Беларуси лет 20 назад, может, и не думали про свои арбузы, но вот 800 т в этом году фермеры получили. Он также назвал следующие интересные направления: виноград, грецкий орех, фундук.

Мы сделали уже несколько плантаций, и через год или два получим первый урожай, — сказал И. Брыло.

Смотрите также:

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Иван 3айцев

Иван 3айцев родился 9 октября 1926 года в деревне Ченки на Гомельщине в крестьянской семье.

Получил начальное образование. В ноябре 1943-го после освобождения Гомеля призван в РККА. С декабря 1943-го участвовал в боях на 3-м Украинском и 1-м Белорусском фронтах.

Особо отличился 18-летний сержант И. 3айцев в ходе битвы за Берлин. 16 апреля 1945 года в бою за станцию Вербиг, севернее города Зелов, совершил бессмертный подвиг.

3-й батальон, в котором он служил, ворвался во вражеские траншеи Зееловских высот южнее Вербига. Командир стрелкового отделения И. Зайцев обнаружил дот, который пулеметным огнем не позволял пехоте продвинуться дальше.

По своей инициативе Иван со связками гранат пополз к огневой точке. Противник, увидев бойца, сосредоточил весь огонь по нему. Раненый, сержант Зайцев не остановился. Когда до дота осталось несколько метров, Зайцев бросился вперед и своим телом закрыл амбразуру. Повторил подвиг Матросова.

31 мая 1945 года сержанту И. Зайцеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Именем земляка названы улицы в Гомеле и Ченках. На здании Гомельского государственного профессионального строительного лицея имени П. Я. Головачева установлена мемориальная доска. В этом здании размещалось ремесленное училище, где в 1940 году учился герой.

Еще материалы рубрики:

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Владимир Завадский

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Семен Забагонский

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Тихон Жучков

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Степан Жуков

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Петр Жуков

Смотрите также:

 

Пешеходов и водителей призывают быть осторожными из-за ночных заморозков

Госавтоинспекция призывает водителей и пешеходов быть предельно внимательными и осторожными из-за заморозков в ночь на 3 декабря. Об этом, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», информирует Telegram-канал МВД Беларуси.

машины транспортАвтолюбителям напоминают, что при гололедице сцепление шин транспортного средства (ТС) с дорожным покрытием значительно уменьшается, а тормозной путь увеличивается в разы. Кроме того, повышается опасность блокировки колес при торможении, а любое резкое изменение скорости и направления движения может вызвать занос. Участвовать в дорожном движении на летних шинах с 1 декабря запрещено.

В таких условиях крайне важны осмотрительность, низкая скорость и исключительная плавность движений при управлении ТС. Тормозить следует на включенной передаче. Разгоняться нужно плавно, особенно на заднеприводном авто. Проезжать повороты следует на постоянной скорости, заранее снизив ее до минимума. Всем находящимся в салоне машины важно до начала поездки пристегнуться ремнями безопасности.

Водителям следует быть предельно внимательными при проезде пешеходных переходов, продуваемых участков на трассах, а также на мостах и путепроводах, где может образовываться гололедица уже при околонулевой температуре.

Пешеходам рекомендуют проявлять максимум внимания при пересечении проезжей части и даже на регулируемых пешеходных переходах не начинать идти, пока все автомобили не остановятся. Из-за возможного обледенения тротуаров надо аккуратно приближаться к краю проезжей части. В темное время суток необходимо обозначать себя световозвращающими элементами.

Смотрите также:

МИД Беларуси пообещал ответные меры на принятие ЕС очередного пакета санкций

В заявлении МИД Беларуси в связи с принятием ЕС очередного пакета санкций в отношении республики сказано, что в качестве ответа будут приняты жесткие, асимметричные, но адекватные меры, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото МИД

В министерстве указали на продолженную в деструктивных целях открытую демонизацию Беларуси, на страну возлагается вся тяжесть ответственности при наглом игнорировании истинных причин глобального миграционного кризиса.

Отмечается, что еврочиновники придумали некую агрессию со стороны мирной Беларуси и лицемерно нанесли санкционный удар, несмотря на здравый смысл, предоставленные факты, начатые технические консультации и предпринимаемые белорусской стороной дополнительные меры по сдерживанию нелегальной миграции.

В МИД назвали цель всей этой политики — экономическое удушение Беларуси, а также максимальное усложнение и ухудшение жизни белорусов. Заявлено, что раздающиеся с европейских трибун высокопарные глупости в данном случае не имеют к реальности никакого отношения.

То, что пострадают десятки тысяч белорусских граждан и членов их семей, европейские потребители, поставщики, бизнесмены и компании, ничего не значит для тех, кто хочет поиграть в геополитику или удовлетворить прагматичные деловые интересы определенных европейских кругов. В ведомстве отметили, что за включением в пакет белорусских предприятий, не имеющих отношения к миграционному кризису, скрывается желание избавиться от конкурентов.

Кроме того, сказано, что республика не впервые сталкивается с такими вызовами со стороны Запада и, как прежде, белорусское государство окрепнет, пройдет этот этап с достоинством и защитит уровень жизни своего населения.

В МИД указали на губительность и бесперспективность санкций, их негативное воздействие на обе стороны, а также призвали европейских политиков одуматься.

Читайте также:

О простой истине, страшной логике и честных шагах. Что сказал Макей на заседании СМИД ОБСЕ

Смотрите также:

В Минске будут судить бездомного, который в людных местах занимался непристойностями

На рассмотрение в суд направлено уголовное дело в отношении 43-летнего гражданина без определенного места жительства, который в общественных местах занимался непристойными делами, рассказали корреспонденту агентства «Минск-Новости» в прокуратуре Октябрьского района.

суд
Фото Depositphotos

Летом на пр. Победителей мужчина неожиданно обнажил свои гениталии на глазах у прохожих и стал мастурбировать. Кто-то заснял его на видео и разместил в одном из Telegram-каналов, где это и увидели милиционеры. В следующий раз злоумышленника заметили средь бела дня за этим занятием рядом с мусорными контейнерами на ул. Рабкоровской. В тот момент мимо проходила минчанка со своим малолетним ребенком. Позже онанизмом он занялся на глазах девушки-подростка, тем самым очень напугав ее.

Через пару недель мужчину задержали, когда он, будучи в состоянии алкогольного опьянения, подошел попросить сигарету к двум несовершеннолетним вблизи входа на ст. м. «Михалово», а затем присел на корточки. Из брюк выпал его половой орган те были порваны, а нижнее белье у злоумышленника отсутствовало. Девушки просили его уйти, но гражданин не реагировал. Тогда подростки позвонили на линию «102».

В отношении гражданина возбудили уголовное дело по ч. 1. и 2 ст. 339 УК Республики Беларусь («Хулиганство»).

— Обвиняемый ранее неоднократно судим, официально нигде трудоустроен не был — перебивался случайными заработками, злоупотреблял алкоголем. В столице постоянного места жительства он не имел — ночевал в скверах, подъездах, на вокзалах. Свою вину в содеянном признал, — рассказала старший помощник прокурора Октябрьского района Виктория Процкая. — Согласно заключению судебного эксперта, гражданин страдает расстройством полового предпочтения в форме эксгибиционизма. До приговора суда он будет находиться под стражей в следственном изоляторе.

Смотрите также:

Минские школьники снялись в проморолике любимого журнала «Качели»

Третьеклассники минской школы № 76 поучаствовали в съемках проморолика для журнала «Качели» и оформили благотворительную подписку этого издания на адрес детского дома, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Главной героиней ролика стала Любовь Пацеева. Ей повезло больше всех — она не только поучаствовала в съемках, но и побывала на озвучивании видеопроекта.

Для ребят это очень интересный опыт. Наш класс уже участвовал в подготовке материалов для журнала — мы изучали состав продуктов, рассказывали читателям о том, какие сложности поджидают левшей на уроках, а рисунки наших художников публикуются почти в каждом номере. Когда нам предложили поучаствовать в съемках, мы чуть дождались приезда оператора — так все были взволнованы, — рассказала классный руководитель 3 «Б» класса СШ № 76 Оксана Шульженко.

Журнал «Качели» понравится ребятам 6–11 лет, которые любят путешествовать, наблюдать, читать, изучать родной язык, мастерить поделки, экспериментировать, участвовать в мастер-классах.

Подписка на журнал станет отличным дополнением к новогоднему подарку. Оформить ее можно как для своего ребенка, так и на адрес детских домов, больниц, школ-интернатов, социально-педагогических центров.

Подписаться можно прямо сейчас на сайте minsknews.by в разделе «Услуги».

Смотрите также:

Подготовила Татьяна Гуляева

Лукашенко высказался о будущем единой валюты с Россией

Введение единой валюты с РФ — это более высокий уровень интеграции, к которому стороны пока не подошли. Об этом Президент Беларуси Александр Лукашенко сказал в интервью РИА Новости, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

По словам белорусского лидера, к единой валюте нужно подойти постепенно, шаг за шагом. А. Лукашенко сказал, что когда он и первый Президент России Борис Ельцин подписывали соглашение, то имели в виду, что это будет не белорусский и не российский рубль, а некая другая валюта.

Но поскольку у нас рубль, у вас рубль, зачем нам выдумывать и называть ее талер или еще что-то. Да, это будет рубль, — добавил Президент Беларуси.

Он также уточнил, что эмиссионный центр должен быть независимым, он не должен быть российским.

Читайте также:

Президент Беларуси предлагает России перейти в торговле газом и нефтью на российский рубль

Лукашенко высказал свое отношение к разговорам о непризнании его на Западе

Смотрите также: