Правильно ли православному человеку верить в чудеса и что сегодня ищут люди в церкви? Интервью с иереем

Символы, знаки, приметы… Кажется, что тут общего с православной верой? Как нужно относиться к святым предметам, правильно ли православному верить в чудеса и что сегодня ищут люди в церкви, рассказывает магистр теологии, настоятель прихода храма святителя Спиридона Тримифунтского, иерей Александр Пальчевский.

— Отец Александр, расскажите о приходе, в котором служите.

Приход святителя Спиридона Тримифунтского — единственный в Минске. И один из самых молодых — создан 7 лет назад. Основные направления нашей деятельности — строительство храма, образовательные и социальные проекты. Есть проекты, связанные с изучением Священного Писания, истории церкви, в том числе на английском языке. Но, конечно, главное в деятельности любого православного прихода — совершение богослужений и таинств церкви.

Просить у Господа

— Святому Спиридону молятся в том числе и для решения жилищных проблем. Не заслоняет ли это «свойство» святого от чего-то более важного?

Святой Спиридон помогает всем и абсолютно в разных ситуациях. Однако православные христиане не должны забывать, что прежде всего мы призваны искать духовного и у самого Бога, и у святых. «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Обращаться к Богу или святым только по материальным вопросам, конечно же, неправильно. Как хорошие дети не приходят к родителям лишь за финансовой поддержкой, забывая о человеческих отношениях, так и верующий не должен лишь о земном просить у Господа.

— При жизни святой Спиридон совершал много удивительного. Вам лично известно о современных чудесах, связанных с именем святителя?

— Да, они есть. В нашем храме мы пробуем фиксировать такие эпизоды, если человек хочет ими поделиться. Вот, например, две женщины побывали на острове Корфу, посетили храм, где хранятся мощи святого Спиридона, а по возвращении домой одной из них было что-то вроде видения во сне. Святитель рассказал паломнице, что храм в его честь есть и в Минске. Женщина нашла информацию о нашем приходе в интернете, узнала адрес и теперь приходит в храм.

А вот что произошло с другой нашей прихожанкой. У нее возникли трудности с жильем. Она стала читать молитвы и акафисты святителю с просьбой помочь. Прошло буквально несколько дней, и ее вопрос решился. Женщина пришла в храм поблагодарить святого и подарила украшение для его иконы. В храме хранится образ Спиридона, освященный на мощах святителя. По доброй традиции прихожане в качестве благодарности приносят крестики, цепочки — каждый что-то свое.

— Вижу, на иконе много украшений.

— Святой Спиридон скор на искренние просьбы.

Красная веревочка из Иерусалима…

— На ваш взгляд, что такое чудо и какую роль играют чудеса в жизни современного человека?

— Чудо, о котором знают священники прежде всего, — Таинство Евхаристии. Это действительно великий дар, когда верующий имеет возможность приобщения к Богу через причастие, вкушение Его Тела и Крови. Это самое великое, предел, который дарован человеку. А насколько он доступен для христианина, зависит только от его готовности принять Господа, от желания очистить свою душу. Ведь «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8). Это и есть самое большое чудо для христианина.

— Этому святому нужно поставить свечку, тому — поклониться три раза… Как к подобному относится церковь?

— И свечи, и прочая атрибутика — не самое важное в жизни верующего. Главное — наше внутреннее расположение, стремление к Богу, желание Его познать. Все остальное — лишь средства, которые приводят к главной цели. Пост, молитва, богослужения и даже таинства должны помогать познавать Бога. Постепенно человек, который посещает храм, узнает правила, традиции, нормы, и они становятся частью его жизни. Тогда уже не возникает вопросов, кому поставить свечу «за здравие», а у кого попросить помощи «для работы».

— Немало людей придают большое значение символам: красная веревочка из Иерусалима, земля с могилки Матроны… Можно ли через предметы обратиться к духовному миру и как не спутать это обращение от простого поклонения вещам?

— Мы должны помнить, что предметы являются лишь средством. А таких предметов в церкви много: чудотворные иконы и святые мощи, через которые действует Божественная благодать, освященный елей и святая вода. Есть и другие материальные вещи, освященные в храме, через которые действует Бог.

Но существует и немало предметов, так скажем, околоцерковных. Сувениры на христианскую тематику, обереги, амулеты, та же красная ниточка из Иерусалима… Они ничего общего с храмом, церковью, христианством не имеют. Скорее, это такое понимание духовности людьми, которые нечасто или вообще не посещают храм. Церковь находится в стороне от этих вещей.

— Знаю верующих, которые посещают храм, но к «целителям» и «бабкам» тоже регулярно обращаются. Почему так происходит?

— Если человек сводит смысл веры лишь к внешним формам, могут происходить такие перекосы — из-за отсутствия знаний, опыта духовного. В советский период, когда церковь не имела возможности проповедовать, была утрачена преемственность знаний и понимания нашей религии. В состоянии такого вакуума пространство заполнялось из разных источников с подложной и неверной информацией. И в настоящее время некоторые люди действительно умудряются сочетать веру и посещение экстрасенсов, астрологов, «бабок», колдунов. Меня, как священника, иногда приглашают освятить квартиру и говорят: «Мы были у бабки, она сказала: еще батюшку после нее пригласить». Пытаюсь объяснить людям, что такие вещи несовместимы.

— Но ведь некоторые «бабки» уверяют, что помогают молитвами?

— Никогда в христианстве ни священники, ни даже святые не брали на себя право кому-то помогать «от себя». Чудеса и исцеления совершаются действием Божественной благодати через молитву святых.

церковь праздники

«Душа человека по природе христианка»…

— Немало суеверий связано и с церковными праздниками. На Благовещение «девка косу не плетет», после Крещения нельзя купать младенца, иначе смоется духовная благодать… На ваш взгляд, откуда появляются подобные верования?

— В каждой традиции есть внутреннее содержание. В церкви ничего просто так не делается: только со смыслом. Если мы приходим, скажем, на Вербное воскресенье в храм только для того, чтобы принести вербу домой, и будем ждать, что она что-то изменит в нашей жизни, мы ошибаемся. Когда же идем в церковь встретить Бога, то и простая веточка способна нам в этом помочь, так как напоминает о евангельских событиях, смысле праздника. То же самое на Пасху. Для кого-то торжество ограничивается только освящением снеди. А ведь главное не в этом. Разобравшись в значении и смысле праздника, мы не будем воспринимать Пасху только как возможность освятить кулич, а Рождество Христово — нарядить красивую елочку и купить подарки близким.

Задача церкви — сохранить и передать Божественное откровение, то есть то, что сам Господь открыл людям о Себе, мире, человеке. Ведь все ложные представления о Боге возникают из-за отсутствия знаний. Поэтому церковь заботится о передаче опыта. Сегодня перед крещением или венчанием во всех храмах в обязательном порядке проводят беседы с людьми, которые готовятся принять участие в таинстве. Священники стараются объяснить какие-то базовые вещи, связанные с православием. И было бы очень хорошо, если бы каждый христианин, перед тем как идти в храм, готовился к этому: прочитал нужную литературу, открыл Евангелие. И тогда наша вера будет осознанной и принесет плоды: радость духовную и любовь в нашу жизнь.

— Сейчас храмы полны, особенно в большие праздники. Что сегодня ищут люди в церкви?

— Есть такое выражение: душа человека по природе христианка. В каждом действуют законы духовной жизни независимо от того, признает он их или нет, верит ли в Бога. У всех людей есть частичка Господа — вечная, бессмертная душа. Поэтому поиск Бога и стремление к гармонии, миру, цельности и приводит в храм. Даже люди неверующие, которые считают себя атеистами (знаю таких), признаются: иногда приходят в церковь, чтобы ощутить спокойствие, умиротворение. И мы всех принимаем и всем рады.

Смотрите также:

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ