Почему немного обидно за работников пассажирского транспорта столицы.
Зачем нужны профессиональные праздники? Чтобы мы лишний раз сказали спасибо работникам разных сфер, а они могли ощутить значимость и важность того, что делают. В предстоящее воскресенье — День автомобилиста и дорожника. Вроде привычно, но каждый раз возникает ощущение недосказанности.
День работников автомобильного транспорта появился в календаре СССР в 1976 году. Тогда его тоже отмечали в последнее воскресенье октября, но своим считали исключительно работники отрасли. Профессиональному празднику посвящали публикации в газетах и журналах, тематические конверты и марки. Но в 1980-м в стране учредили День автомобилиста, просто переименовав уже существующий праздник: его дата осталась прежней. Возможно, это был некий реверанс в сторону автолюбителей, которых в СССР становилось все больше. Не случайно в народе праздник стали называть Днем водителя, и частники обрели лишний повод посидеть с друзьями в гараже. Для работников отрасли мало что изменилось: на предприятиях по-прежнему к этой дате отмечали наградами и поощрениями всех, кто этого заслуживал. Тем не менее многие транспортники посчитали, что с упрощением названия суть профессионального праздника несколько стерлась.
После распада СССР во многих его бывших республиках этот день отменили или перенесли на другие даты, остался он в Беларуси, России, Украине. У нас с 1998 года он официально стал именоваться Днем автомобилиста и дорожника.
Но за профессионалов и сегодня немного обидно. В России, например, День водителя разбили на два профильных праздника: День дорожника перенесли на третье воскресенье октября, а в последнее воскресенье октября отмечают День работника автомобильного и городского пассажирского транспорта. Ёмко и точно.
Можно спорить о технических тонкостях, но вряд ли кто-то назовет, например, трамваи автомобилями, а их водителей — автомобилистами. Но разве работники депо к празднику не имеют отношение? Конечно, в «Минсктрансе» так не думают и справедливо считают последнее воскресенье октября профессиональным праздником всех транспортников, в том числе занятых в сфере пассажирских перевозок. Это не только водители, но и работники служб и организаций, без которых транспорт не выходил бы ежедневно в рейсы. Только не все горожане об этом знают.
Неплохо было бы и пассажирам в эти дни забыть о претензиях, которые часто выдвигают к представителям этих профессий, и вспомнить о хорошем, которого немало. О том, например, что автобусы, троллейбусы и трамваи ходят регулярно, с редкими отклонениями от расписания; что на этом транспорте сегодня можно попасть практически в любой уголок столицы с раннего утра до позднего вечера в любую погоду; что на маршрутах работает все больше машин нового поколения и так далее.
За каждым транспортным средством, за каждым рейсом стоят люди — армия специалистов, от которых зависит бесперебойная работа важнейшей системы. На виду у пассажиров в первую очередь водители автобусов, троллейбусов, трамваев, маршруток. К особому ритму этой работы привыкает не каждый, но большинство из них — высококлассные профессионалы, преданные своей работе. Не поленитесь улыбнуться им, а при возможности поздравьте.
Накануне праздника и мы желаем профессионалам здоровья, свободных дорог, надежного транспорта и благодарных пассажиров.
Справочно
В «Минсктрансе» трудятся почти 11 000 работников. Из них почти 2 900 управляют автобусами, более 1 570 — троллейбусами, свыше 260 — трамваями.
Фото Сергея Лукашова