Преданная нежность. Чем удивляет премьера новой редакции балета «Жизель» в Большом театре
В Большом театре Беларуси сегодня, 28 сентября, состоится премьера новой редакции балета Адольфа Адана «Жизель». Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали на пресс-конференции и генеральном прогоне спектакля, чтобы узнать, чем будут удивлять зрителей.
Балетмейстер-постановщик заслуженный артист России Игорь Колб отметил: когда поступило предложение заняться постановкой балета «Жизель», его это не слишком обрадовало. Было четкое указание перенести спектакль из Мариинского театра. Но во время изучения материала думал о том, какой должна быть Жизель нового времени.
— Мне было интересно сделать не перенос спектакля из Мариинского театра, а интересное воплощение для сегодняшнего зрителя и артистов. Во многом этому способствовали артисты, с которыми работал, среди них Людмила Хитрова и Эвен Капитен, — подчеркнул И. Колб.
Все бы прошло довольно гладко, но И. Колб увидел, что в клавире спектакля у Адана в первом акте есть фрагмент музыки, который никем никогда не использовался. Почему бы не включить его в спектакль?
— Благодаря фрагменту дуэта Альберта и Жизели из первого акта я подумал сделать крестьянскую свадьбу для этой версии. Мне казалось, что будем оригинальны, если введем в первый акт спектакля ослика или пони. Сомневался, правильно ли это. А недели три назад вычитал, что, оказывается, в 1841 г. в сцене охоты выезжали на лошадях. Подумал, что пони у нас станет хорошим дополнением к сцене крестьянской свадьбы, — сказал И. Колб и проинформировал, что в сцене охоты будут присутствовать собаки. Их появление не затмевает, а дополняет действо. Также хотелось использовать возможности сцены с множеством люков, эффектные появления, чего не было в предыдущих версиях.
Дирижер-постановщик, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Николай Колядко подчеркнул:
— Никто никогда не играл вставное па-де-де из первого действия во всех постановках. Это мировая премьера! Мы с оркестром сделаем все, что возможно, что в наших силах, чтобы у Игоря Павловича все получилось.
Заслуженная артистка Республики Беларусь Л. Хитрова говорит, что Жизель для нее — роль-мечта.
— Несмотря на многочисленные прогоны, она мне не надоедает. Выхожу и заново проживаю эту историю. Ни один наш шаг, жест, взгляд Игорь Павлович не оставил без внимания, были примечания, изменения — это безумно интересно. Большое счастье для артиста работать с человеком, имеющим такой огромный опыт, — сказала балерина. — Моя Жизель светлая, влюбленная, добрая, романтичная, в поиске своего принца.
Партию графа Альберта будет исполнять француз, как и в 1841 г. в Париже. В Большом это ведущий солист балета Эвен Капитен.
— Альберт, которого я себе представил, наглый, веселый, ему не хватает любви и нравится соблазнять. А затем он понимает, что заигрался, произошла трагедия, и Альберт переживает, — охарактеризовал своего персонажа Э. Капитен.
…И вот «Жизель» воплощается на сцене Большого театра. Время премьеры выбрано идеально — конец сентября, оно соответствует первому акту, где опадают листья, крестьяне собрают урожай винограда.
Граф Альберт (Эвен Капитен), влюбленный в крестьянскую девушку Жизель (Людмила Хитрова), скрывает свое происхождение. Он переодевается в платье крестьянина, и Жизель принимает его за парня из соседней деревни.
Друг детства Жизели лесничий Ганс (народный артист Беларуси Игорь Артамонов), влюбленный в девушку, пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдает себя, но Жизель ему не верит.
И. Колб в 19 лет впервые исполнил партию Альберта, а затем — партию Ганса. Обе родственны ему, поэтому он, репетируя с артистами балета, смог донести до них и раскрыть трагические грани этого любовного треугольника.
В спектакле уделено внимание не только хореографическому и музыкальному воплощению сюжета, но и световому оформлению, сценографии, костюмам героев, каждой детали — всё продумано до мелочей. Художник-постановщик (сценография и костюмы) — народный художник России, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Вячеслав Окунев.
И животные на сцене органично вписываются в происходящее. На крестьянской свадьбе счастливые молодожены садятся в возок, запряженной лошадью, и отправляются в новую жизнь. А белоснежные русские псовые борзые украшают сцену охоты и помогают зрителям поверить в происходящее.
И вот начинается большой крестьянский праздник — День урожая. Во время веселья появляется Ганс, который уличает Альберта во лжи и в доказательство предъявляет шпагу графа. Жизель не хочет верить. Ганс трубит в рог, и перед графом появляется его невеста. Жизель в отчаянии. Великолепно технически, эмоционально и трагически сыграна Л. Хитровой сцена, когда, потрясенная обманом любимого, Жизель теряет рассудок и умирает.
Но за преступление должно следовать наказание. И оно неизбежно в лице вилис — призраков девушек-невест, умерших до свадьбы, которые поднимаются из могил по ночам. Того, кто окажется на кладбище в такое время, они заставляют танцевать, пока он не падает замертво. И теперь Жизель одна из них…
Премьера новой редакции состоится сегодня, и зрители сами смогут узнать, чем завершится трагическая история любви и предательства.
Фото Павла Русака
Смотрите также: