Предприниматель Камилла Жибуля: в Беларуси заниматься бизнесом выгодно

Почему важно продвигать свои товары в соцсетях и стоит ли тратить деньги на покупку квартиры, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала Камилла Жибуля, которая начала работать с 13 лет, а в 21 стала индивидуальным предпринимателем.

В 7-м классе я захотела новый мобильный телефон, а заработок родителей не позволял нам жить на широкую ногу, — вспоминает собеседница. — Папа на тот момент был логистом, мама продавцом в магазине оптики. Они с самого детства мне говорили: нужны деньги — иди работай. Я и пошла. В первой половине дня училась в лицее, после расклеивала объявления или выполняла курьерские поручения. Летом трудилась по 8 часов в день. Не обошлось без потерь: попадались те, кто не хотел платить. Но все же главной цели добилась. На заработанные деньги купила не только телефон, но и ноутбук.

Фото носит иллюстративный характер

Камилле всегда нравилось писать. Поэтому в 15 лет начала постигать азы копирайтинга.

Писала статьи для газет, за публикации получала гонорары. Потом поняла, что могу зарабатывать в Интернете, — говорит девушка. — В профиле, конечно же, не указывала, что мне 15. Для заказчиков я была студенткой 2-го курса факультета журналистики. На бирже фрилансеров мне давали задания, я их выполняла за определенную сумму. Когда набила руку, стала диктовать свои условия.

Чтобы набраться опыта, решила поступить на журфак. Однако через год перевелась на заочное отделение. Поняла, что больше все-таки привлекает сфера маркетинга.

Параллельно посещала курсы по продвижению бренда в социальных сетях. Затем устроилась в маркетинговое агентство в отдел SMM, в 19 лет стала руководителем этого подразделения, — рассказывает Камилла.

Но через какое-то время офисная работа ее перестала устраивать. Попыталась возвратиться во фриланс, но почувствовала, что это тоже не вариант.

Фото носит иллюстративный характер

Самый большой минус статуса «вольный художник» — тебя могут запросто обмануть. Были ситуации, когда я выполняла весь комплекс работ, а в итоге денег не получала. Выглядело это примерно так: я занимаюсь рекламой в социальных сетях, увеличиваю количество потенциальных клиентов, нанимаю фотографа и оплачиваю его услуги, а заказчик, несмотря на положительный результат, говорит, что недоволен и платить не хочет. Или вовсе испаряется — перестает отвечать на звонки и сообщения. Совершенно другое дело, когда ты сотрудничаешь с той или иной компанией как индивидуальный предприниматель. Сразу же заключается договор, в котором оговорены все правовые моменты, в том числе соответствующие санкции, если одна из сторон не выполняет свои обязательства. Работаю не одна, в моей команде юрист, фотографы, таргетолог, дизайнеры, аккаунт-менеджер, проджект-менеджер и копирайтеры.

Камилла ведет блог в Instagram — это основной канал продаж. Клиенты на протяжении нескольких месяцев могут следить за жизнью девушки и успехами ее агентства. Часть подписчиков постепенно становятся заказчиками.

Также обучаю людей работать в SMM. На таких курсах уже побывали более 100 человек. Каждому ученику помогаю трудоустроиться, проверяю тестовые задания. Они называют меня SMM-мамочкой, — улыбается девушка.

Среди коллег Камилла самая младшая. Средний возраст заказчиков — 30 лет.

Меня совершенно это не пугает, — признается собеседница. — Некоторые клиенты подшучивают надо мной, говорят, чтобы я нигде не указывала свой настоящий возраст. С ровесниками общаться сложнее, они привыкли постоянно жаловаться. Неинтересно слушать про их незначительные проблемы: как избежать распределения после окончания университета или почему булочка в столовой стала дороже на 15 копеек. На мой взгляд, проблема не в том, что наниматели мало предлагают молодым специалистам, а в нежелании найти более оплачиваемое место работы и развивать свои навыки и умения, чтобы быть достойным больших денег. Никто не станет платить 2 000 долларов в месяц, если ты просто сидишь в кресле. Вместо того чтобы улучшать свою жизнь, большинство только и умеет говорить, как все плохо.

Не понимаю тенденции покупать крутые авто, дорогостоящие вещи, жилье. Главное в одежде — чтобы хорошо сидела, в машине — чтобы ездила. Еще одна ошибка многих — вкладывание денег в пассивы. Квартира приносит одни расходы: сначала покупка, затем ремонт, который нужно делать каждые 2-3 года, траты на новую мебель. Мне проще снимать жилье. Если захочу перемен, подыщу что-нибудь новое.

По мнению Камиллы, в Беларуси заниматься бизнесом выгодно. За границей огромные налоги.

Я плачу 6 % от своего дохода по упрощенной системе налогообложения и перечисляю деньги в Фонд социальной защиты населения — это примерно 500 долларов в год в эквиваленте, — делает раскладку предприниматель. — В Польше в общей сложности государству перечисляют около 30 % от дохода, в Германии цифра может доходить до 50 %. За рубежом и требования к агентствам другие. К примеру, там обязательно нужно владеть несколькими языками, так как у заказчиков много партнеров и клиентов в других странах.

Подготовила Елена Подымако

ТОП-3 О МИНСКЕ