Представитель КГК рассказал об используемых махинаторами лазейках в законодательстве

Какие суммы экономит государству финансовая милиция, какие лазейки в законодательстве используют махинаторы и почему под особым надзором контролирующих органов находится строительная отрасль, рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» начальник управления Департамента финансовых расследований Комитета госконтроля по Минской области и городу Минску Виктор Селицкий.

Виктор Францевич, главная проблема, с которой в последнее время сталкиваются представители контролирующих органов, – лжепредпринимательство. Что это за явление и кому оно на руку?

– Пресечение лжепредпринимательства и ликвидация его как высокодоходного вида криминального бизнеса – наиважнейшая задача, которая обозначена для финансовой милиции Главой государства. В столице подобная проблема стоит особо остро по той простой причине, что на территории города и Минской области сосредоточено большое количество бюджетообразующих предприятий и других бизнес-структур. Это субъекты, занятые буквально во всех сферах деятельности: переработке, агропромышленном комплексе, строительстве, легкой промышленности… Кроме того, на территории Минской области создан ряд логистических центров и складских помещений, где аккумулированы различные товарные группы, поступающие во все регионы страны. В столице также сосредоточены основные офисы банковской системы, сюда устремлена значительная часть финансовых потоков. Все это создает определенную зону активности, которая может быть использована с противоправными целями. Подмечено, что основная часть преступлений по уклонению от уплаты налогов, сборов и таможенных платежей совершается с использованием документов и расчетных счетов лжепредпринимательских структур. Подобная схема используется во многих отраслях экономики для обналичивания и обезналичивания денежных средств, хищения, мошенничества, выманивания кредитов, легализации материальных ценностей, приобретенных преступным путем, получения сверхприбылей и незаконного личного обогащения должностных лиц и учредителей организаций.

– Расскажите о наиболее ярких фактах подобной деятельности, выявленных в столице за последнее время.

– В конце прошлого года управление Следственного комитета Республики Беларусь по городу Минску завершило расследование уголовного дела в отношении организованной преступной группы лжепредпринимателей, которые оказывали содействие должностным лицам субъектов хозяйствования в уклонении от уплаты налогов. Над раскрытием преступления работали и наши специалисты. В результате совместной работы были выявлены 16 эпизодов уклонения от уплаты налогов. Сумма ущерба, причиненного государству, составила более 6 млрд рублей. За совершение этого преступления к уголовной ответственности привлекли 24 гражданина, причем всю сумму ущерба обвиняемые возместили еще в ходе следствия.

– Существуют ли эффективные приемы борьбы с лжепредпринимательством?

– Безусловно, такие способы в арсенале финансовой милиции имеются. Но не будем раскрывать детали. Лучше обратимся к результатам проделанной работы. За 2013 год, в частности, по указанному направлению выявлены 120 преступлений. В результате проведенных мероприятий в бюджет поступило 44,2 млрд рублей. Наше управление приостановило расходные операции по расчетным счетам 325 субъектов хозяйствования. Сумма арестованных денежных средств составила более 169,4 млрд рублей.

– У читателей может возникнуть впечатление, что бороться с лжепредпринимателями совсем не сложно…

– Это не так. В нашей работе хватает трудностей и подводных камней. Ныне действующее законодательство, к примеру, недостаточно совершенно. За созданием лжеструктур стоят неглупые люди, и для регистрации предприятий они все чаще привлекают граждан других стран, которые за незначительное вознаграждение открывают фирму на свое имя, уезжают по месту жительства и не имеют отношения к причиненному ущербу. То есть привлечь их к ответственности практически невозможно. В то же время доказать причастность лиц, которые реально причиняют ущерб, действуя от имени лжеструктур, проблематично. Отслеживая указанные процессы, Департамент финансовых расследований разработал и внес ряд предложений по изменению действующего законодательства. В скором времени эти поправки будут приняты и позволят более эффективно бороться с махинаторами.

– Сейчас немало внимания уделяется строительной сфере. Рабочая группа по проблемным вопросам отметила особую криминализацию отрасли. Какие недочеты в этой сфере выявляют представители вашего управления?

– Вопросы нарушений в строительной отрасли, в том числе проблемы, связанные с длительным вводом в эксплуатацию жилых домов, находятся под пристальным вниманием управления. К примеру, по результатам проверки, осуществленной нашими специалистами, возбуждено уголовное дело по факту незаконной предпринимательской деятельности, сопряженной с получением дохода в особо крупном размере. Под следствие попали должностные лица одного из общественных объединений, которое на протяжении ряда лет являлось заказчиком возведения объектов долевого строительства на территории жилого района Уручье и получало многомиллиардную прибыль. Нарушения, допущенные обвиняемыми, значительны. Привлеченные денежные средства дольщиков (с учетом умышленно завышенной стоимости квадратного метра жилья) направлялись ими на приобретение дорогостоящей бытовой техники, выплаты премий, выдачу самим себе беспроцентных займов, исчислявшихся сотнями миллионов рублей. В настоящее время пятеро обвиняемых по этому уголовному делу арестованы и содержатся под стражей.

Мы также осуществляем контроль за расходованием бюджетных средств, выделенных на строительство объектов к чемпионату мира по хоккею. Управление, к примеру, установило факты использования схемы лжесубподряда при возведении «Чижовка-Арены». Строительная организация выполняла все необходимые работы своими силами, но при этом отражала в бухгалтерской и налоговой отчетности заведомо ложные сведения о якобы имевшей место передаче их на субподряд лжепредпринимательским структурам. В отношении должностных лиц недобросовестной организации возбуждено уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты налогов. Документы еще нескольких субъектов, допустивших аналогичные нарушения, проверяются.

– Какие отрасли, кроме строительной, чаще всего требуют контроля со стороны органов финансовых расследований?

– Лжепредпринимательство проникло практически во все сферы экономических отношений. Оно является инструментом многих используемых на сегодняшний день теневых схем движения товаров и капитала. Наиболее криминализированной сферой остается потребительский рынок, основу которого составляют расчеты в наличной денежной форме. Растут объемы товаров, нелегально импортируемых в республику путем использования лжепредпринимательских структур. При этом наличная форма расчетов создает трудности в документировании правонарушений при реализации товаров.

По-прежнему актуальна проблема теневого рынка автозапчастей. Такая продукция после ввоза на территорию республики реализуется официальными импортерами за наличные деньги с оформлением документов в адрес лжеструктур.

Кроме того, одной из проблемных остается сфера, связанная с оборотом подакцизной группы товаров. В теневой оборот поступают крупные партии табачных изделий, а также фальсифицированные алкогольные напитки, ввезенные с территории Российской Федерации. Все это создает угрозу для жизни и здоровья наших граждан.

Определенного внимания требует и интернет-торговля. Дело в том, что немалую долю товаров через сетевые ресурсы реализуют лица, не зарегистрированные в качестве предпринимателей. Нередко предлагаемые товары ввозят в Беларусь контрабандным путем, без получения соответствующих документов и уплаты необходимых сборов.

– В каких суммах исчисляется экономический эффект от работы ваших специалистов?

– Если учесть, что общая численность аттестованных сотрудников управления – 142 человека (причем 87 – это оперативные сотрудники, а 18 – работники по проведению документальных проверок), то результаты довольно внушительны. В 2013 году, к примеру, экономический эффект от работы составил 442,1 млрд рублей. Получается, что каждый сотрудник вывел из теневого оборота 2,8 млрд средств. В бюджет поступили 72,8 млрд рублей. Кроме того, за это время выявлено 226 преступлений, проведено более 2.000 профилактических мероприятий, рассмотрено свыше 1.400 обращений граждан и юридических лиц.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ