1200h90 3

ПРЕДСТАВЛЕНЫ К НАГРАДЕ. Эти медали вручили тем, кто бил фашистов за полярным кругом и на горных тропах

В 1944 году появились две медали, которыми отметили вклад бойцов в оборону целых географических областей Советского Союза. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

screenshot 184

«За оборону Кавказа»

Она учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1944-го. Ею награждали военнослужащих, фактически участвовавших в обороне Кавказа не менее трех месяцев с июля 1942 года по октябрь 1943-го, а также лиц из гражданского населения, принимавших непосредственное участие в обороне и строительстве оборонительных рубежей и укреплений с осени 1941-го. Кроме того, медаль вручали всем получившим ранения или награжденным за оборону Кавказа орденами или другими медалями СССР независимо от срока участия в обороне региона. Этой медали удостоены свыше 870 тысяч советских бойцов.

Награда изготовлена из латуни. На лицевой стороне изображен Эльбрус, у подножья которого располагаются советские танки и нефтяные вышки, над горой летят самолеты — двухмоторный бомбардировщик и два одномоторных истребителя. По окружности нанесена надпись: «ЗА ОБОРОНУ КАВКАЗА». В отличие от других советских медалей, эта награда имеет фигурный ободок. На нем изображены гроздья винограда и цветы. В верхней части ободка — пятиконечная звезда. В нижней — лента с надписью «СССР» и изображение серпа и молота. На оборотной стороне находится надпись: «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ».

879f485347f4be0b402d1195946b735e

Битва за Кавказ шла параллельно Сталинградскому сражению. За Кавказским горным хребтом располагались основные нефтедобывающие районы СССР.

Гитлеровцы придавали захвату нефтеносных районов огромное значение. Это лишило бы Красную армию стратегически важного сырья и, наоборот, усилило бы немецкие войска. Подготовка шла заранее. В Германии к лету 1942 года были созданы фирмы, между которыми распределили участки для добычи нефти сроком аренды 99 лет. Были составлены графики и планы. Вслед за наступающей фашистской армией к Кавказу шли эшелоны с трубами и оборудованием. Успехи лета 1942-го на юге СССР предвещали нацистским промышленникам скорую баснословную прибыль…

Однако планы фашистов разбились о стойкость советских солдат, грудью вставших на защиту региона. Битва за Кавказ продолжалась с июля 1942 года по октябрь 1943-го. Особенно тяжелыми оказались первые два месяца боев, когда красноармейцы всеми силами сдерживали наступление. Держались за каждый горный перевал, тропку, ущелье. Им противостоял опытный враг, умевший сражаться в горах. Гитлеровцы быстро захватили предгорья, кое-где вклинились в советскую оборону, но прорвать фронт с ходу им не удалось.

Разгром германских войск под Сталинградом похоронил планы захвата лакомых нефтеносных районов СССР. В феврале 1943 года противник вынужден был отступить от Кавказа.

В послевоенный период у коллекционеров появилось неофициальное название комплекта медалей — «Южный бант». В него входили медали за оборону Одессы, Севастополя и Кавказа. Такая комбинация наград является чрезвычайно редкой, ведь ее кавалер должен был уцелеть в трех грандиозных сражениях. Считается, что «Южный бант» имели более тысячи воинов Союза.

«За оборону Советского Заполярья»

Медаль учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года. Ею награждены более 350 тысяч человек, принимавших непосредственное участие в обороне этого региона с 22 июня 1941-го по ноябрь 1944-го.

Медаль изготовлена из латуни. На лицевой стороне погрудное изображение бойца в полушубке и шапке-ушанке с автоматом ППШ. Перед ним располагаются советские танки, а за ним — боевое судно и самолеты. По окружности медали надпись в рамке: «ЗА ОБОРОНУ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ», а на оборотной стороне надпись: «ЗА НАШУ СОВЕТСКУЮ РОДИНУ».

57d1cd5ed50539be56ec4145fbe27a86

Героическая оборона Советского Заполярья началась 29 июня 1941 года и продолжалась более трех лет — до сентября 1944-го. Только здесь был единственный на огромном советско-германском фронте участок государственной границы, через который гитлеровцы так и не смогли прорваться!

Заняв оборону по реке Свири, войска Красной армии не позволили противнику обойти Ладожское озеро и нарушить снабжение блокированного Ленинграда.

Мурманск в период войны стал стратегически важным портом СССР. Фашисты дважды пытались взять его, но были разбиты. Всего за время Великой Отечественной этот порт принял 250 судов и обработал свыше 2 млн т различных грузов. В нем отремонтировали более 600 боевых кораблей. Рыбаки за три года выловили свыше 800 тысяч т рыбы, которую отправляли на фронт. В 1985-м Мурманску присвоено звание «Город-герой».

 

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
По каким адресам пройдут субботники в Минске 26 апреля

Субботники состоятся во всех районах столицы 26 апреля. Всем участникам предоставят необходимый уборочный инвентарь, инструменты и посадочные материалы, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Telegram-канал «ЖКХ Минск Официально».

izobrazhenie viber 2025 04 17 16 44 12 892 kopiya

Начало в 9:00. Адреса проведения:

Заводской

Ул. Васнецова, 13, 13а, ул. Жилуновича, 10, 14, ул. Народная, 35, ул. Филатова 10, 10а, ул. Варвашени, 13/1, 13/4, 15, ул. Ангарская, 18/1, 18/2, 18/3, ул. Седова, 4, ул. Герасименко, 13, 19, ул. Илимская, 10/1, 10/2, 10/3, пер. Грибной, 28, ул. Красина, 24, ул. Ротмистрова, 62, 64, ул. А. Бачило, 3, ул. Голодеда, 17/2, ул. Ауэзова, 7/2, ул. Ташкентская, 6/1, 6/2, проезд Голодеда, 3, ул. Шишкина, 26, ул. Ташкентская, 26/4, ул. Голодеда, 5Б, ул. Ауэзова, 4.

Ленинский

Пр. Рокоссовского, 17/2, 77, 4/4, ул. Плеханова, 58/1, 58/2, 58/3, ул. Плеханова, 119, 121, пр. Рокоссовского, 153, 136, пр. Партизанский, 1, 3, 5, 7, пр. Независимости, 14, 16, ул. К. Маркса, 17, 19, 21, 21а, ул. Комсомольская, 34, ул. Денисовкая, 31, 33, ул. Маяковского, 166, 168, Игуменский тракт, 32 ул. Я. Лучины, 18, 20, ул. Прушинских, 22, 24.

Московский

Ул. Слободская, 167, ул. Космонавтов, 5/1, ул. Космонавтов, 30, 32, ул. С. Есенина, 23/2, ул. Я. Чечота, 21, ул. Рафиева, 95, ул. С. Есенина, 139, ул. 2-я Щорса, 8, ул. Декабристов, 21, ул. Коржа, 13, ул. Алибегова, 32, ул. Голубева, 24, ул. Рафиева, 43, пр. Любимова, 30/1, пр. Газеты «Правда», 22 пр. Любимова, 13/1, ул. Голубева, 9, ул. Волоха, 7/1, 7/2, 7/3, 9/1, 9/2, ул. Короля, 4, 6, 10.

Октябрьский

Ул. Брилевская, 8/1, 8/2, 8/3, 6, 10, 12, 4, 16, 24, ул. Корженевского, 10, 14, ул. Асаналиева, 32, ул. Казинца, 112, 76.

Партизанский

Ул. Антоновская, 30, ул. Стахановская, 33–35, ул. Менделеева, 9.

Первомайский

Ул. Гуртьева, 18, 20, пр. Независимости, 123/2, 123/3, пр. Независимости, 100, 102, ул. Уручская, 1–3, ул. Шугаева, 17/1, 17/3.

Советский

Ул. Я. Коласа, 25/1, 25/2, 21, 23/2, ул. Восточная, 64, 66, ул. Я. Коласа, 43, 45/1, 47/1, ул. Гикало, 12, 14, 16, ул. Красная, 17А, ул. В. Хоружей, 5Б, ул. М. Богдановича, 46, 48, 50, пр. Машерова, 30, ул. Широкая 6, 10, ул. Гамарника, 13, ул. Мирошниченко, 10, ул. М. Богдановича, 70, 74, 72, ул. Куйбышева, 91, 85, ул. Л. Беды, 6, 8.

Фрунзенский

Ул. Одинцова, 77/1, 77/2, 77/3, ул. Якубовского, 15/1, ул. П. Глебки, 90, ул. Ольшевского, 75, ул. Я. Мавра, 31, 33.

Центральный

Ул. М. Танка, 4, 6, ул. Каховская, 41, ул. Гая, 23, ул. Л. Карастояновой, 21, Старовиленский тракт, 69, 73, ул. Нововиленская, 6.

Справочно

С 17 марта участие в субботниках приняли 105 438 горожан.

 

Минимализм и панорамные лифты: какими будут новые станции метро в Минске

О дизайне и об особенностях новых станций метрополитена в эфире программы «Говорит и показывает Минск» рассказал главный инженер «Минскметропроекта» Георгий Протасов, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Сколько стоит один километр Минского метро, и какими будут его новые станцииСколько стоит один километр Минского метро, и какими будут его новые станции

Новые станции метро, которые сейчас строятся, мы пытались сделать минималистичными. Свели к минимуму художественное оформление и добивались выразительности при помощи именно архитектурных приемов: света, фактуры, материалов. Плюс старались максимально сократить и унифицировать эти станции, — поделился представитель «Минскметропроекта».

Несмотря на это, подчеркнул Г. Протасов, станции, которые сейчас строятся, тоже будут по-своему уникальны.

— Мы впервые применили такие объемно-планировочные решения, как панорамные лифты и эскалаторы с лестницей между ними. Станционные раздвижные двери мы планируем применять по-прежнему: они безопасны и хорошо себя зарекомендовали. Ну и стараемся сделать наши станции максимально компактными, потому что это очень большие деньги для города, — подытожил главный инженер.