Премьера для детей и взрослых. Чем удивил «Кошкин дом» в Большом театре Беларуси

Премьера оперы Павла Вальдгардта «Кошкин дом» по мотивам одноименной сказки Самуила Маршака в белорусском Большом имеет возрастной ценз 0+.

Как передает корреспондент агентства «Минск-Новости», на первом показе 14 марта были зрители всех возрастов — от годовалых карапузов со своими старшими братьями и молодыми родителями до седовласых дам в кружевных воротничках, поддерживаемых под локоток заботливыми внуками. Из-за непогоды и боязни вирусных напастей зал не был полон. Но — очень внимателен к тому, что происходило на сцене. Встретил оперу благожелательно и активно поддерживал аплодисментами юных артистов Детского музыкального театра-студии, которые участвовали в спектакле наравне с солистами и артистами хора.

«Кошкин дом» Маршака скоро будет отмечать столетие. Несмотря на преклонный возраст, дидактику и назидание (Маршак многие произведения написал под негласным девизом «развлекая, поучай»), сказка не утратила своей прелести. Яркие, комичные, легко узнаваемые персонажи говорят стихами, которые давно стали крылатыми. Кошка — дама, окутанная гламуром, хлебосольная хозяйка для друзей. Лишившись крова после пожара, она становится бомжом. «Друзья» отворачиваются. И только племянники-котята, нищие сироты, согревают тетю-кошку и ее привратника-кота своей добротой. Все ютятся в развалюхе, тем не менее, мечтают о том, как превратят ее в коттедж. «Тили-бом, тили-бом, приходите в новый дом!» — поют они в финале. Маски сорваны. Добродетель торжествует. Кошка, наконец, поняла: главное — не то, что блестит снаружи, а то, что находится внутри, то бишь душа.

Надо ли говорить, что опера Павла Вальдгардта (он назвал ее опереттой) в белорусском Большом поставлена впервые. Скажем так: опера появилась очень быстро, за пару месяцев, согласно планам нового директора театра, который ратует за расширение репертуара для детей.

Постановка получилась необычной во многих отношениях, и возможно, это следствие того, что делала ее молодая команда во главе с 46-летним дирижером-постановщиком Олегом Лесуном. Для режиссера-постановщика Дарьи Потатурко это вообще дебют. Задача была со многими неизвестными: соединить оперные традиции с кукольным театром. Эту задачу Потатурко решала вместе с художником-постановщиком Екатериной Шиманович.

Более сорока персонажей на сцене! У артистов хора — бобров, гусей, зайцев, ежей — куклы надеты поверх сценического костюма. Кошка, Кот, Курица, Петух, Коза, Козел, Свинья представлены солистами, каждый из которых управляет своей планшетной куклой, укрепленной на подвижной платформе. Артисты-дети (котята, цыплята и поросята) держат в руках кукол тростевых.

Чтобы у зрителя не двоилось в глазах (представьте, к примеру: рога на голове Козы-солистки плюс рога на голове Козы-куклы, а когда Коза дерется с Козлом за карточным столом, рогов в общей сложности… восемь!), так вот режиссеру в этой ситуации было важно не допустить невнятицы и суматохи на сцене. Свидетельствую: даже когда гости в доме Кошки пускались в веселый пляс, все было чинно-благородно. А могли бы, между прочим, «поиграть в куклы» по-настоящему, с задором, юмором и весельем. Легкая, живая, звенящая медью и колокольчиками музыка Павла Вальдгардта этому способствует в полной мере.

«Кошкин дом» по-хорошему удивил стильной сценографией. Для зрителя искушенного она служит отсылкой к авангарду столетней давности, к Казимиру Малевичу, провозгласившему, что главное в искусстве — цвет и форма. Да-да, к супрематизму. Между прочим, Павел Вальдгардт был младшим современником Малевича. Здесь супрематизм обернулся… детским деревянным конструктором. Те же простые геометрические линии и фигуры, как в Лего! Сцена оформлена полосами и кубиками, прямоугольниками и параллелепипедами. К примеру, сферические сегменты становятся то насестами для молодых петушков, то кормушками для юных свинок. Художник по свету Сергей Новицкий предложил очень лаконичный видеоконтент с анимацией. И сцена, и костюмы персонажей — все в светлых чистых тонах и красках. Красках детства.

Так вот — о детях. Не переусложнен ли спектакль? Для человека трех-четырех лет от роду сама опера — жанр непростой. И как ребенку понять, почему тетя в белоснежном костюме поет и при этом катает по сцене огромную куклу с розовым хвостом?.. Выскажу догадку, что опера «Кошкин дом» делалась в расчете и на детей разных возрастов, и на родителей, способных объяснить им, как воспринимать спектакль. Дети у нас народ продвинутый, с пеленок привыкающий к чудесам техники и художественным условностям.

У «Кошкина дома» два действия по 20 минут каждое. В антракте можно поговорить с ребенком о том, почему тетя-кошка не пустила в свой богатый дом племянников-котят. Поверьте: детей это очень волнует.

Справочно

В этом году Большой театр Беларуси планирует показать еще один новый детский спектакль — оперу «Пиноккио».

Сегодня для детей в дневной афише значатся: балеты «Три поросенка», «Чиполлино», оперы «Винни-Пух и все, все, все…», «Терем-теремок», «Волшебная музыка», «Доктор Айболит», «Кошкин дом». Балеты «Щелкунчик, или Еще одна рождественская история…», «Золушка» и «Маленький принц» идут как вечерние, тем не менее, они в равной мере предназначены и взрослой, и детской аудиториям.

Для сравнения: в Большом театре России днем дети могут увидеть только оперу «Приключения Чиполлино», симфоническую сказку «Петя и волк» и театрализованный концерт «Путеводитель по оркестру».

Фото Михаила Нестерова

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ