1200h90 3

Премьера «Князя Игоря» в Минске, фильмы Юрия Кары и смерть Ибаррури. Этот день в истории: 12 ноября

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 12 ноября в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1934 год. Опера Александра Бородина «Князь Игорь» впервые поставлена в Минске

knyaz igor

Дирижером-постановщиком выступил Илья Гитгарц. Одессит, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию по классу скрипки, он в 1930 г. переехал в Минск, чтобы стать худруком и главным дирижером Белорусской студии оперы и балета. В 1933-м на базе студии открылся Белорусский театр оперы и балета, первым директором и главным дирижером которого Гитгарц работал до 1936 г. Опера «Князь Игорь» была одной из первых оперных постановок Ильи Александровича в Минске. Собственно, своего здания у оперного театра до 1939 г. не было, и его спектакли, в том числе «Князь Игорь», шли на сцене БДТ-1 (ныне театра им. Янки Купалы).

Минская премьера «Князя Игоря» была приурочена ко дню рождения композитора (12 ноября), которого к этому времени уже не было в живых (Бородин умер в 1887-м). С тех пор «Князь Игорь» с перерывами идет на сцене Белорусского театра оперы и балета по сей день.

Источником для сюжета самого знаменитого произведения Бородина послужил памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», рассказывающий о неудачном походе князя Игоря против половцев. Опера-эпопея, создаваемая (но так и не законченная) композитором на протяжении 18 лет и завершенная его коллегами и почитателями Александром Глазуновым и Николаем Римским-Корсаковым, остается одной из драгоценных жемчужин классического оперного репертуара. Ее знаменитые арии, хоры и хореографическая картина «Половецкие пляски» известны и любимы во всем мире.

1954 год. В Москве в рабочей семье родился прозаик, публицист, драматург и поэт Юрий Поляков

99323 32500.jpg.crop display

Во всех источниках датой его рождения считается 12 ноября, но на самом деле он родился 13-го. Мама из-за суеверий попросила изменить «несчастливое» число в документах при регистрации ребенка. Поляков допускает, что этот факт и повлиял на его судьбу. Но на выбор профессионального пути повлияла школьная учительница по русскому языку.

Первые же прозаические произведения Полякова, «ЧП районного масштаба» и «100 дней до приказа», стали бестселлерами. Культовым был и роман-эпиграмма «Козленок в молоке», выдержавший 13 изданий. Ряд произведений писателя экранизирован и поставлен на театральной сцене.

С 2001 по 2017 г. Поляков возглавлял «Литературную газету», став ее тридцать первым главным редактором (первым был барон Дельвиг). В 2004 г. по инициативе Полякова на логотип «Литературки» был возвращен профиль Максима Горького, возобновившего издание в 1929 г. За пять лет под началом Полякова газета увеличила свой тираж в три раза, чем не может похвастаться ни одно современное российское культурологическое издание.

1954 год. В Донецке родился кинорежиссер, сценарист и продюсер Юрий Кара

md

Родители мальчика не имели отношения к искусству — отец был технарем, кандидатом физико-математических наук, а мама работала учительницей в школе.

Юра с детства тянулся к прекрасному, еще школьником с удовольствием прочел роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, а в 14 лет впервые оказался в театре, навсегда влюбившись в этот удивительный мир творчества. Но в юности он считал, что иного пути, помимо родительского, у него не будет.

В 1972 г. Юрий поступил на физико-химический факультет Московского института стали и сплавов. Через шесть лет дипломированный специалист вернулся в родной город и стал работать инженером-радиофизиком.

Однако осознав, что избранная профессиональная стезя все же не его, Кара вновь направил стопы в Первопрестольную и в 1982-м поступил во ВГИК, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. На 3-м курсе вместе с однокурсником Юрием Морозом, будущим постановщиком сериалов «Каменская» и «Женщины в борьбе без правил», Кара вступил в КПСС как раз в то время, когда многие из нее уже выходили.

Мировой успех к режиссеру пришел с первой же, дипломной работой — экранизацией повести Бориса Васильева «Завтра была война». Картина была куплена в 48 стран и получила множество международных призов.

Год спустя, в 1988-м, Кара снял «Воры в законе» — один из самых кассовых фильмов за всю историю советского кино — более 120 млн зрителей. Сам режиссер рассказывает о съемках этого фильма так: «Мне предложили сценарий, в котором наши шинкуют душманов как капусту. Я поехал в Афганистан, увидел все ужасы, которые там происходили, и сказал: «Давайте снимем честный фильм». Но мне ответили: «Нет, парень, честного нам не надо. Лучше тогда что-нибудь другое сними». И я снял картину по рассказам Фазиля Искандера «Воры в законе» — о рождении мафии в СССР. Никто тогда не верил, что такое возможно. Я тоже думал, что рассказ «Чегемская Кармен» — это нереальная история. Приехал в Сухуми, чтобы выбрать подходящую натуру и найти актеров, и вдруг узнал, что все герои рассказов Искандера — реальные люди и до сих пор живы, за исключением девушки, которую действительно застрелил отец за непотребное поведение».

В 1989 г. Кара снял «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным». Этот фильм в 1990 г. режиссер возил в США, показывал там, в том числе и в американском конгрессе.

В дальнейшем фильмографию Кары пополнили фильмы «Я — кукла», «Интересные мужчины», «Звезды эпохи», «Королёв», «Гамлет. XXI век», «Главный» и др.

Практически каждый фильм этого режиссера становился событием для кинематографа. Его картины отличаются новаторством и зрелищностью сцен, но не у всех судьба складывалась удачно. Так, «Мастера и Маргариту» — первую экранизацию знаменитого романа Михаила Булгакова — зрители увидели только через 17 лет. А среди проектов, которые Ю. Каре по разным причинам так и не удалось реализовать, — «Остров Крым» по Василию Аксёнову, «Пикник на обочине» по повести Аркадия и Бориса Стругацких, а также экранизация романа «Идиот» Фёдора Достоевского.

1959 год. В Москве открывается I съезд Союза журналистов СССР

1646750784811724 mhaitm0t

Фото ТАСС

Предвестниками будущих журналистских корпораций в России были объединения пишущих людей вокруг журналов «Современник», «Московитянин», «Русский вестник» и других изданий первой половины XIX века. А к началу Первой мировой войны в Общество деятелей периодической печати, объявившее своим приоритетом защиту профессиональных интересов журналистов, входило уже около 250 работников печати, включая Короленко, Бунина, Боборыкина и другие известных писателей и публицистов. Но после победы Октября все, разумеется, решено было строить с чистого листа, и в ноябре 1918 г. в Москве состоялся первый Всероссийский съезд советских журналистов. Однако эта попытка создания журналистских объединений, как и несколько следующих, периодически предпринимавшихся в стране победившего социализма, заканчивалась их закрытием по инициативе властей в связи с «аполитичностью и оппортунизмом».

В 1945 г. страны антигитлеровской коалиции договорились о создании международной журналистской организации, призванной помочь журналистам разных государств в исполнении ими ответственной роли в строительстве послевоенного мира. И в 1946-м при участии СССР в Копенгагене открылся I конгресс Международной организации журналистов (МОЖ). Однако идеологическое противостояние вскоре разделило бывших союзников на два лагеря. Разрыв произошел в 1952 г., когда США и Западная Европа образовали свою корпорацию — Международную федерацию журналистов. Представители СССР и его сторонники остались в МОЖ, которая превратилась в важный инструмент для борьбы с противником в холодной войне. Но для полного и эффективного использования МОЖ в политических целях не хватало самой «малости»: в СССР не было журналистского союза.

В 1956 г. Президиум ЦК КПСС принял решение о создании в стране нового общественного объединения — Союза журналистов СССР. Главным инициатором его образования выступал журналист Алексей Аджубей, а секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов всячески этому противился. Главному идеологу Кремля хватало хлопот с писателями. По мнению Суслова, образование еще одного творческого союза привело бы к излишним вольностям, которых в годы хрущевской оттепели и так хватало.

Но, видимо, решение принял сам Хрущёв. Не зря ходила поговорка «Не имей сто друзей, а женись, как Аджубей». С 1949 г. Аджубей стал зятем Хрущёва, женившись на его дочери Раде. А когда Никита Сергеевич взял в руки всю полноту власти, Аджубей в 1957 г. дослужился до должности главного редактора «Комсомольской правды», а в мае 1959-го возглавил «Известия».

Первый съезд Союза писателей СССР открылся со всей помпой — в Колонном зале Дома Союзов в Москве. С речью выступил сам Хрущёв, который назвал журналистов «подручными партии». «Почему подручные? — спросил Хрущёв и сам же ответил: — Потому что вы действительно всегда у партии под рукой. Как только какое-нибудь решение надо разъяснить и осуществить, мы обращаемся к вам, и вы, как самый верный приводной ремень, берете решение партии и несете его в самую гущу нашего народа…». В этом месте, согласно стенограмме, зал взорвался продолжительными аплодисментами.

Первый журналистский съезд проходил по той же схеме, что и другие подобные форумы — президиум, регламент, речи, резолюция, выборы правления… И все-таки, по словам его участников, было в нем какое-то более живое начало. Например, с первого же дня работы в фойе появилась юмористическая стенгазета под названием «Из зала — сюда». А в выступлениях люди старались говорить не очень казенно. Самой веселой оказалась речь будущего председателя союза Аджубея. Под громкий хохот зала он цитировал на съезде заголовки и фразы из советских газет.

1989 год. В Мадриде на 94-м году жизни умирает от пневмонии лидер испанских коммунистов Долорес Ибаррури, известная также как Пассионария

image 29 1.jpg

Ей приписывают авторство бессмертного девиза «Но пасаран!» и фразы «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях», хотя дотошные историки утверждают их более раннее происхождение. Как бы то ни было, в массы эту фразу и девиз запустила именно Ибаррури, когда в своей речи 18 июля 1936 г. в ответ на приближение к Мадриду войск франкистов воскликнула «No pasarán» («Они не пройдут»), и когда 3 сентября 1936 г. на выступлении в Париже сказала: «Если позволить фашистам продолжать преступления, которые они совершают в Испании, агрессивный фашизм обрушится и на другие народы Европы. Нам нужна помощь, нужны самолеты и пушки для нашей борьбы… Испанский народ предпочитает умереть стоя, нежели жить на коленях».

Долорес происходила из нищей шахтерской семьи, жившей в суровой Стране Басков. Она рано вышла замуж — также за шахтера. В этом браке родила шестерых детей: пятерых девочек и одного мальчика. Четыре дочери скончались еще в младенчестве из-за плохого медицинского обслуживания и недостаточного питания. Будущая Пассионария навсегда запомнила те дни, когда она вынуждена была одалживать деньги на гробики для умерших дочек. В те черные дни в ней и загорелась жажда социальной справедливости, которую нищим шахтерам обещали коммунисты. И всю свою долгую и непростую жизнь неистовая испанка потратила на то, чтобы раздуть коммунистический пожар во всем мире.

Ибаррури была активной участницей республиканского движения в годы Гражданской войны в Испании (1936–1939) и одной из основательниц Международной демократической федерации женщин, а затем — активным деятелем эмигрантской оппозиции диктатуре Франко. С 1942 г. Ибаррури занимала должность генерального секретаря, а с 1960-го до конца жизни — председателя Коммунистической партии Испании.

Во время Второй мировой войны Ибаррури боролась за объединение испанцев в едином национальном фронте, чтобы помешать диктатору Франко втянуть испанский народ в войну на стороне фашистской Германии. Участвовала в международном антифашистском движении.

Сын Ибаррури — 22-летний Рубен сложил голову, сражаясь в рядах Красной армии. Он был комиссован после тяжелого ранения, но добровольцем, уже с парализованной рукой, вернулся в строй, чтобы, командуя пулеметной ротой, геройски погибнуть, защищая Сталинград. Посмертно он был награжден вторым орденом Красного Знамени. В 1956-м ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Читайте также:

minsk novosti 910 110

Смотрите также:

Что такое ЗОЖ для ребенка и другие важные советы врача-педиатраЧто такое ЗОЖ для ребенка и другие важные советы врача-педиатра
Вечерний Минск: схемы мошенников и новогоднее настроение. Актуальные темы с 4 по 10 ноябряВечерний Минск: схемы мошенников и новогоднее настроение. Актуальные темы с 4 по 10 ноября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Чем привлекает и отторгает новый шпионский сериал «Разящий луч» с Иваном Колесниковым в главной роли

Недавно сразу несколько онлайн-платформ порадовали премьерой 8-серийного шпионского детектива «Разящий луч». В последнее время выходит шквал русских сериалов, но с увеличением объемов заметно пострадало их качество. Снимают не вдумчиво, легковесно. Сейчас фильм не дотягивает до лучшего из образцов жанра, но в нем достаточно драйва для поклонников ненавязчивого экшена. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

1748244

Опасная схватка

В сюжете присутствует большой привет Алексею Толстому и его роману «Гиперболоид инженера Гарина»: главный герой изобретает аппарат, концентрирующий разрушительное сфокусированное лазерное излучение.

События в ленте происходят в 1970 году. США в условиях холодной войны сильно отстает от СССР в вопросе лазерной оборонной программы. Советский ученый Костырин (Владимир Виноградов) — один из разработчиков того самого разящего луча — едет в Берлин на научную конференцию. Там его пытаются завербовать американские спецслужбы, а когда это не удается, академика просто ликвидируют, подсунув ему отравляющие вещества вместо кардиологического препарата.

В КГБ понимают: в советской лаборатории американцы обязательно будут искать кандидатуру человека, который поддастся вербовке. И решают сами создать подставного шпиона. Им становится Ким Никаноров (Иван Колесников). Молодой человек был учеником Костырина, но потом ушел из науки. Талантливый физик занимался незаконными валютными операциями, и его поймали с крупной суммой долларов. Киму грозит суд по расстрельной статье. В качестве альтернативы ему предлагают вернуться в штат лаборатории, дождаться, пока на него выйдут сотрудники ЦРУ с предложением работать на них, и согласиться доставлять им дезинформацию. Герой оказывается втянут в опасную схватку спецслужб.

Режиссер фильма Алексей Мурадов в 2000-м, когда ему исполнилось 37 лет, окончил мастерскую Алексея Германа на Высших режиссерских курсах в Москве. Первый свой сериал «Человек войны» он снимал в Минске в 2004 году.

1748240

Фильм вышел на НТВ с провальными рейтингами. Но не потому, что плохой. Просто ученик классика замахнулся на сериал, снятый по законам полнометражного кино с проработкой второго, третьего и четвертого плана в кадре, с недосказанностью, угадывающейся во взглядах, наконец, увлекся длинными панорамными планами а-ля Тарковский. И если на большом экране все вышеперечисленное считывается зрителем, то на телеэкране — нет. Многие вообще не поняли, о чем «Человек войны». Алексей Борисович сделал правильные выводы и с тех пор подобных ошибок не совершал.

Главное достоинство

Поскольку события в картине происходят в период холодной войны, постановщик удачно стилизовал наполнение кадра под старые цветные ленты о Джеймсе Бонде. Интеллектуальный монтаж в данном случае подразумевает разделение экрана на несколько секторов, как это делали западные мастера в 1970-е. Мы параллельно на монтажных стыках можем видеть действия сразу нескольких персонажей. Этот же прием с двумя-тремя ячейками экрана использован при беглом повествовании о прошедших событиях. В одной четверти зрители наблюдают, как герой передает агенту записку, в другой — через чьи она проходит руки, в третьей — к кому послание попадает в итоге. Излюбленный метод 50-летней давности широко использовался сразу после изобретения данной технологии. Он добавляет динамики происходящему. Способ повторил в своем ретро-детективе «Агенты А.Н.К.Л.» Гай Ричи в 2015 году.

Для создания теплой и аутентичной атмосферы 1970-го в ход пошла хорошая цветная кинохроника Москвы и городов США той поры. Тоже не изобретение, но весь этот уникальный видеоряд смонтирован грамотно и расставлен уместно. Абсолютно достоверно создает настроение эпохи раннего застоя, когда, как некоторые считают, небо было чище и трава зеленее. И, конечно же, мы видим подлинные лица той эпохи, мини-юбки, брюки-клеш, цветастые рубахи с массивными воротниками, туфли на платформе, бакенбарды и прочие прелести ушедших десятилетий.

1631101

Опять же, как говорится, бог в деталях. Как в «бондиане», главному герою вручают передатчик, вмонтированный в пачку сигарет с фильтром. Вспоминаешь, что данный прием пародировал Леонид Гайдай в фильме «Бриллиантовая рука» (1973). Опять же в шутку или всерьез, но Ким много раз в картине встречается со своим куратором из КГБ Семагиным (Килилл Гребенщиков) на квартире, где доблестный полковник госбезопасности все время жарит картошку, надев передник. Это тоже выглядит визуальной цитатой из все той же гайдаевской комедии, когда герой Никулина просыпается утром после ухода экранной жены, а у плиты стряпает милиционер Николай Иванович. Возможно, режиссер решил таким образом передать привет всему советскому кино.

Иван Колесников, сыгравший Кима, из категории мужчин, которые до 40 лет похожи на романтических юношей. В бруталов могут перевоплощаться где-то после 45 лет. Ивану Сергеевичу 42 года. Ждать осталось недолго. А пока он подкупает своим обаянием. В целом справился со своей задачей неплохо. Ранее подобным его персонажам — бесстрашным, целеустремленным —совсем не было веры. А теперь он тянет на юморного хулигана не без греха, но с большим сердцем. И это шаг вперед.

Подругу Кима, ученую Малышеву, сыграла Мария Петренко, очень красивая женщина. Но на этом ее достоинства исчерпываются. Эмоциональная связь с возлюбленным, какие-либо иные актерские оценки и вообще взаимодействие с партнерами по роли совсем незаметны. Кажется, будто это большой снимок актрисы, вырезанный из картона, который в любой момент может упасть плашмя, как плоская декорация.

Кирилл Гребенщиков действительно похож на полковника КГБ. Но жаль, актера используют в кино в одном и том же амплуа — строгого немногословного мужчины.

Дарья Мороз с короткой стрижкой, ледяным взглядом, характером хладнокровной феминистки исполнила роль офицера ЦРУ Леонардо. А ведь были времена, когда актриса выглядела обаяшкой с пышными формами, например в сериале «Холостяки» (2004).

original cfa4d510c9cda8cf6301e693bd58a3c6

Совсем не ясна сюжетная функция персонажа Павла Трубинера. Его место в повествовании обозначено невнятно. Возможно, он засекреченный агент КГБ в Германии, «спящий» Штирлиц. Просто куда же без Трубинера. Дали пистолет, сказали стрелять по чем зря. Самое забавное, на фоне начальных титров каждой серии он, в порядке интермедии, ходит чаплинской походкой туда-сюда с пистолетом и палит в разные стороны.

В сериале радует обилие камерных сцен. Наряду с этим операторы почти не используют крупные планы лиц героев, что хорошо. Когда идет диалог и мы видим обоих собеседников, это выглядит реалистичнее.

Но самое важное: несмотря на то, что кино про шпионов, верность Родине, в нем абсолютно отсутствует псевдопатриотическая риторика, которой сейчас злоупотребляют кинематографисты. Мурадову низкий поклон за сдержанность, отсутствие пустословия. Это несомненное достоинство многосерийного фильма.

Еще материалы рубрики:

Почему фильм «Горячий снег» урезали до односерийного кино и удалили все сцены со Сталиным

Узнали, какие премьеры военных лент ожидают зрителей в ближайшие время

Как знаменитый командующий ВДВ Василий Маргелов спас фильм «В зоне особого внимания» от запрета

Жители платили Золотухину, чтобы увидеть Высоцкого. Как снимали фильм «Хозяин тайги»

Почему прекрасный британо-американский триллер «Конклав» в финале вызывает чувство стыда за авторов

До +15 °С и кратковременные дожди прогнозируются в Беларуси 12 мая

Переменная облачность ожидается в Беларуси 10 мая. В ночное время преимущественно по северо-востоку, а днем на большей части территории республики пройдут кратковременные осадки, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Белгидромет.

Прогноз погоды в Беларуси на 12 мая 2025Прогноз погоды в Беларуси на 12 мая 2025

Ночью и утром в отдельных районах страны сгустится слабый туман.

Ветер ожидается северо-западный, северный от слабого до умеренного, днем — местами порывистый.

В темное время суток на большей части территории Беларуси на почве и в воздухе прогнозируются заморозки до –4 °С. Днем температура воздуха будет колебаться от +9 до +15 °С. При этом в Гродно и Бресте ожидается до +15 °С, в Витебске — до +14 °С, в Минске и Гомеле — до +13 °С, в Могилёве — до +12 °С.