Премьера назначена на 8 декабря. О чем новый документальный фильм «Шталаг 352. Без права на забвение»
Премьера нового документального фильма «Шталаг 352. Без права на забвение» состоится 8 декабря в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны. Фильм создан коллективом сотрудников агентства «Минск-Новости» при поддержке Министерства информации Республики Беларусь. Посмотреть ленту можно на YouTube-канале MINSKNEWS. Общий доступ откроется в 16:00 8 декабря. О чем рассказывает фильм — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Начало истории
К нападению на СССР гитлеровцы готовились заранее. Весной 1941 г. в Германии были сформированы несколько дулагов и шталагов для приема будущих советских военнопленных. Эти пересыльные и стационарные лагеря прежде всего кадровые части вермахта, а не огороженная территория. Дулаги двигались вслед за фронтом. Они принимали военнопленных с пунктов сбора, регистрировали, фильтровали и отправляли в тыл, чаще всего в стационарные лагеря — шталаги, созданные для постоянного содержания военнопленных.
22 июня 1941 г. без объявления войны Германия напала на Советский Союз. Двумя сходящимися ударами фашисты окружили советские войска, расположенные в треугольнике Брест — Гродно — Минск. По данным гитлеровцев, там взяли в плен более 300 тыс. солдат и офицеров. Вскоре после начала войны немцы поняли, что имеющимися лагерями они не обойдутся. И в срочном порядке в июле 1941-го стали формировать новые части, среди которых был Шталаг 352.
28 июня Минск был оккупирован. Уже на следующий день гитлеровцы взялись за фильтрацию города. Мужчин призывного возраста от 15 до 60 лет стали сгонять в урочище Дрозды. Туда же приводили военнопленных. Место расположения пункта сбора выбрали со стратегическим расчетом. Сюда из Минска вела прямая дорога (ныне ул. Нововиленская). Гражданских и военнопленных разместили под открытым небом в голом поле. Все подходы, как и пленники, были на виду у вооруженной охраны. Протекающая здесь Свислочь одновременно служила естественной границей сборного пункта и «водопроводом». Только река могла помочь утолить жажду более чем 100 тыс. пленных и 30 тыс. гражданских, согнанным в Дрозды.
В Минск в срочном порядке перебрасывают три дулага. Так, Дулаг 127 рассортировал узников армейского сборно-пересыльного пункта в Дроздах. Гражданских неевреев отпустили, евреев разделили на интеллигенцию и рабочих, последних увели в город. От военнопленных отделили комиссаров и партийных. Их вместе с еврейской интеллигенцией и обнаруженными среди гражданских политическими расстреляли. Тела более 10 тыс. минчан и военнопленных зарыли в траншее, выкопанной неподалеку от лагеря еще до войны под водопроводные трубы. Сегодня здесь мемориальный комплекс «Дрозды». Еще около 2 тыс. умерли под открытым небом в самом лагере.
Одних военнопленных отправили в лагеря в Европе, других перевели непосредственно в город в Дулаг 126. 17 июля Дрозды опустели — почти 50 тыс. красноармейцев пешком перегнали в Дулаг 130 в Масюковщине.
А уже в августе пленных и в Минске, и в Масюковщине примет Шталаг 352. Дулаг 126 переместится в Смоленск, 127-й — в Оршу, а 130-й — в Рославль.
Ролльбан
Дулаг 126 разместился в бывшем военном городке Пушкинские казармы. Его возвели в 1930-е на пересечении современных ул. Якуба Коласа и Калинина.
— Шталаг 352 прибыл в Минск 26 августа 1941 года, — рассказывает врач ультразвуковой диагностики Браславской центральной районной больницы, исследователь медицинской документации лагерей советских военнопленных Александр Швед. — До сентября 1941-го говорить о том, что в столице БССР находился шталаг, некорректно. До этого дня действовали два дулага: 126-й в Пушкинских казармах и 130-й в Масюковщине. На кадрах кинохроники во время инспекции Минска одним из главных нацистских преступников рейхсфюрером СС Генрихом Гиммлером запечатлены военнопленные в Пушкинских казармах. В дневнике его адъютанта Вернера Гротманна сделана запись, что 15 августа 1941 года они посещали дулаг — Gefangenen-Durchgangslager (сокр. Dulag). На немецкой карте июля 1941-го именно Пушкинские казармы обозначены как дулаг — лагерь военнопленных.
Подтверждают это и кадры кинохроники, на которых видны две трехэтажные казармы. Они сохранились до сих пор. Поэтому важно поставить точку в споре историков о месте, которое посещал Гиммлер 15 августа 1941 года.
В 2010-м в английских СМИ появилась информация, что на фото с Гиммлером заснят бывший военнопленный Гораций Грисли с Туманного Альбиона, а не неизвестный советский солдат. И кадр сделан в 1940-м в одном из лагерей в Европе, а не в Минске в 1941-м. Причем английские журналисты взяли в качестве иллюстрации изначально неправильно оцифрованный фотоснимок. На нем «Грисли» в пилотке стоит справа, а на Гиммлере и сопровождающих его нацистах, судя по расположению пуговиц, «женские варианты кителей». Фейк быстро раскусили после появления кинохроники визита в Минск. Но до сих пор в интернете всплывают статьи, рассказывающие о том, что это не советский пленный, а англичанин «смело смотрит в глаза нацисту».
Пушкинские казармы долгое время считали городской частью Шталага 352. В двух кирпичных казармах разместили лазарет, в деревянных бараках — рабочий лагерь. Но эта часть оказалась куда больше. Военнопленных разместили и в уцелевших зданиях бывшей Первой Всебелорусской сельскохозяйственной и промышленной выставки. В наше время это территория в границах пр. Независимости, ул. Калинина и К. Чорного, бульвара Толбухина. В недостроенном доме (ныне это дом № 93 на пр. Независимости) оборудовали ревир — обычную санчасть, где можно получить минимальную медицинскую помощь. Вместе с Пушкинскими казармами это и была единая городская часть Шталага 352 —небенлагерь Ролльбан.
Ролльбан означает «военная автодорога». Одна из его главных задач — обеспечение бесперебойной работы трассы Минск — Москва. Каждый день военнопленных уводили чинить разбитую колесами и гусеницами грунтовку на Борисов, зимой — чистить ее от снега.
Точное число военнопленных, погибших в небенлагере Ролльбан, неизвестно. Установлено, что только в лазарете Пушкинских казарм умерли более 9 000 человек. Их похоронили в братской могиле в районе современного гаражного массива в пер. Калинина. Еще около 10 тыс. безымянных советских воинов из рабочего лагеря Ролльбан упокоены в братской могиле на бульваре Толбухина. Умерших в санчасти захоронили в 41 яме на территории парка Челюскинцев. В «Акте Минской областной комиссии о зверствах немецко-фашистских захватчиков над военнопленными Шталага 352. 1944 г.» говорится, что, по показаниям свидетелей, в них зарыты 10 тыс. советских военнопленных.
Геноцид
В 1930-е неподалеку от деревни Масюковщины возвели воинскую часть. В основном постройки были деревянными. Некоторые каменные здания сохранились до сих пор. Это столовая, казарма, которую в годы оккупации использовали как лазарет, дом офицерского состава, клуб. Вскоре после оккупации Минска воинскую часть переоборудовали под лагерь военнопленных. Различные его зоны огородили колючей проволокой, поставили наблюдательные вышки с прожекторами и пулеметами. Довоенная воинская часть была рассчитана на 9,5 тыс. военнослужащих. В ней разместили в разы больше военнопленных. На пике в лагере единовременно находились более 140 тыс. красноармейцев.
— Шталаг 352 — один из самых, наверное, больших и страшных концлагерей, который находился на территории города, — говорит прокурор Фрунзенского района г. Минска Андрей Мурашко. — Где в том числе совершались убийства, расстрелы, то есть геноцид белорусского народа. Самое страшное время — зима 1941–1942 года. В этот период погибли более 50 тысяч человек. Осенью 1941-го — 25 тысяч человек, а с декабря 1941-го по март 1942-го — еще 30 тысяч. Это люди, которые содержались в нечеловеческих условиях и были замучены голодом, холодом, умирали от истощения, тифа, других болезней.
Раз в день фашисты устраивали расстрелы. Могли казнить за каждую провинность. Неважно, виноват или не виноват пленный. Достаточно было неправильно посмотреть на коменданта или полицаев, слишком медленно снять перед ними шапку. Надзиратели даже устраивали соревнования, чья собака быстрее загрызет военнопленного. Или развлекались, стреляя по живой движущейся мишени.
— Еще один пример жестокого факта, — продолжает А. Мурашко. —Одного из провинившихся военнопленных привязали к столбу, вынесли ведра с кипятком и холодной водой. Обливали кипятком и холодной водой, кипятком и холодной водой… Пока не обварилось тело до костей. Никак иначе как геноцидом это не назовешь.
К весне 1942 г. число пленных в лагере сократилось до 8–10 тыс. Шталаг 352 фашисты использовали как перевалочную базу на пути следования в лагеря на территории Польши и Германии. В него свозили военнопленных со всего советско-германского фронта от Ленинграда до Кавказа. Этапы в лагерь и из него в Европу были регулярными. Но десятки тысяч не смогли вынести необычайно жесткие условия, созданные в Шталаге 352. Большинство умерших в Масюковщине пленных похоронили на лагерном кладбище у деревни Глинище. Ныне это мемориальный комплекс «Масюковщина» на ул. Тимирязева.
За чертой
Генеральная прокуратура в апреле 2021 г. возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период. В 2023-м завершилась эксгумация останков военнопленных Шталага 352 из массового захоронения, обнаруженного на территории бывшего военного городка в Масюковщине.
Как рассказал А. Мурашко, по имеющейся у прокуратуры информации, непосредственно в лагере никого никогда не захоранивали. Тела убитых и умерших пленных вывозили на основное кладбище. На аэрофотоснимке времен оккупации прекрасно видно, что его очертания полностью совпадают с границами современного мемориала.
Также на юго-западе от лагеря четко видны рвы. Нацисты всегда использовали готовые ямы и траншеи для массовых захоронений. Умерших в лазарете и бараках сбрасывали в расположенный на юге ров бывшего тира. Когда он заполнился, его зарыли, а следы скрыли. После войны здесь была территория закрытого военного городка. До 1990-х об этой братской могиле ничего не знали. Вести какие-либо раскопки не было возможности до 2016 г., пока военный городок не расселили, а здания не снесли.
Подразделение 52-го отдельного специализированного поискового батальона тогда нашло и эксгумировало останки 147 советских военнопленных. В 2020-м — останки еще 144 воинов, а в 2022-м — 852 военнопленных. Их перезахоронили с воинскими почестями в мемориальном комплексе «Масюковщина». В октябре 2023-го раскопки этой братской могилы были завершены. Эксгумированы еще 260 останков погибших. Таким образом, только из одной братской могилы извлечены останки 1 403 советских военнопленных, и лишь о 25 из них удалось установить сведения.