Премьера спектакля «Человек из Подольска» состоится в Молодежном театре

Премьера спектакля «Человек из Подольска» состоится 2 февраля в Белорусском государственном молодежном театре, сообщил корреспонденту агентства «Минск-Новости» режиссер постановки Дмитрий Богославский.

«А если завтра нет?», «Любовь людей», «Тихий шорох уходящих шагов» — на его счету как драматурга несколько сильных, острых пьес. Множество ролей в спектаклях. А вот режиссером себя Д. Богославский называть не любит. Хотя спектакль «Саша, вынеси мусор» прошел пару лет назад с большим успехом.

Роли не выбирает, зато спектакли — тщательно. Сценарий для «Человека из Подольска» создавал молодой прозаик и поэт из Москвы, постоянный автор журнала «Новый мир» Дмитрий Данилов. Д. Богославский заметил его произведение в шорт-листе одного из конкурсов.

Действие пьесы «Человек из Подольска» происходит в одном из отделений полиции Москвы. Главный герой — 33-летний житель Подольска Николай. Его задержали, не объяснив, за что. И вместо допроса устроили интеллектуальный тест, который оказался хуже унижений и пыток. Но именно благодаря ему Николай обращает внимание на то, что происходит вокруг.

Кстати, Реальность в пьесе именно с большой буквы. И не потому, что это антиутопия и все названия придуманы, а для того, чтобы сфокусировать на ней внимание героя. Он из тех людей, которые варятся в собственном соку в мире, ограниченном четырьмя стенами и дорожкой от трамвая до квартиры в захудалой пятиэтажке. Живет с мамой, пытается быть творческим и даже любить, но все как-то не по-настоящему, для галочки, надуманно, потому что «у всех так, надо же и мне». При этом чувствует себя абсолютно нормально, обвиняя во всех бедах город, страну, XXI столетие. Все что угодно, но только не себя.

Фото Егора Войнова

Встреча с полицией становится для него новой формой пыток, которая должна привести к гражданскому самосознанию. У него спрашивают, например, о том, когда город обрел свой статус, о количестве населения в нем. Своеобразный экзамен по истории. Но у пьесы нет одной, исчерпывающей идеи. Каждый зритель должен почерпнуть что-то свое, — рассказывает Д. Богославский.

Пьеса учит многому — не ставить себя выше других, быть внимательным к близким, учиться ходить с высоко поднятой головой и прямой спиной, но не зазнаваться, а просто наслаждаться окружающей жизнью. Дышать глубоко, чувствовать себя свободным. Не утыкаться в носки собственных ботинок.

Я дико расстраиваюсь, когда говорят: ой, как все плохо. Может, ты просто не замечаешь хорошего? Что ты сам сделал для того, чтобы создать это хорошее? Я рад, что остался тут, в Беларуси, это мой дом. Не имеет значения, где я буду заниматься делами, здесь или на другом конце света. Там меня никто не ждет, нужно много работать везде, — делится режиссер.

Текст Д. Данилова не претерпел изменений. Д. Богославский постарался подстроиться под драматурга, услышать, что тот хотел сказать.

Не люблю пьесы, где есть четкий минус и четкий плюс. Это неизбежно ведет к морализаторству. О героях «Человека из Подольска» нельзя сказать: он плохой, а она хорошая. Все показаны двояко. Как и в жизни. Например, один из полицейских оказывается в один момент фокусником, — отмечает Д. Богославский.

Пьеса социальная, но в классической интерпретации. Никаких элементов интерактива, как, например, в набирающем популярность в России иммерсивном театре, режиссер не использовал.

Белорусскую публику нужно еще готовить к экспериментальным спектаклям. Особенно к тем, где привычная картина «уютный зал, мягкие кресла» разваливается под необходимостью для зрителя горячо что-то обсуждать и тем более самому выходить на сцену, — уверен Д. Богославский.

Он любит выстраивать сложные метафоры, но опирается на реализм. Обращает внимание на внутренний мир героев, вскрывает человеческое, рассказывая о любви, тоске, вере, предательстве, долге и других знакомых каждому чувствах и ощущениях.

За костюмы в спектакле «Человек из Подольска» отвечает Виктория Тя-Сен, хореографию делает Ирина Широкая. За музыкальное сопровождение отвечает Михаил Обухов.

Справочно

Дмитрий Богославский — драматург, режиссер, актер Белорусского государственного молодежного театра. Был одним из инициаторов Студии альтернативной драмы (САД). Его пьесы ставят в Москве, Варшаве и Минске, Абакане, Улан-Удэ и Уже, Киеве, Красноярске и других городах. Работы отмечены наградами международных конкурсов и фестивалей. Автор пьес «Брачо», «Любовь людей», «А если завтра нет?», режиссер постановки «Саша, вынеси мусор» по сценарию Натальи Ворожбит.

Самое читаемое